г.Луга 1 октября 2018 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-1336/2018
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.
при секретаре Сайко Ж.В.,
с участием прокурора Моисеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 и администрации Лужского муниципального района об обязании произвести мероприятия по антитеррористической защищенности объекта
У С Т А Н О В И Л:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» (далее – МОУ «СОШ № 5), с исковым заявлением об обязании в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 1235 от 07.10.2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», провести мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: оборудовать образовательное учреждение охранной сигнализацией, установить решетки на окнах первого этажа, оборудовать пропускной пункт, оборудовать территорию школы инженерными средствами обеспечения безопасности (приспособления для снижения скорости автомобиля, шлагбаум, турникет и др.).
В обоснование заявленных требований прокурор указал: во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.05.2018 № 295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму», решения коллегии прокуратуры Ленинградской области от 01.02.2018 г., Лужской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Прокурор ссылается на ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» согласно которой, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также на ст.ст.2,3 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1235 от 07.10.2017 г.
При проведении проверки установлено, что МОУ «СОШ №5», учредителем которого является муниципальное образование «Лужский муниципальный район», является некоммерческой организацией, оказывающей услуги в сфере образования. С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения установлена первая категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования, разработанным в соответствии с п.5 Требований.
На момент проведения прокуратурой проверки в деятельности указанного образовательного учреждения выявлен ряд нарушений Требований антитеррористической защищенности, а именно:
- в нарушение п.п. «б» п. 23 Требований отсутствует охранная сигнализация и внутреннее видеонаблюдение,
- в нарушение п.п. «в», п. 22 и п.п. «а» п.24 Требований пропускной пункт не оборудован и расположен в приспособленном помещении на 1-м этаже, не защищен, не укреплен;
- в нарушение п.п. «д», «з» п. 22 Требований территория школы не оборудована инженерными средствами обеспечения безопасности (приспособления для снижения скорости автомобиля, шлагбаум, турникет и др.).
Указанные нарушения в деятельности МОУ «СОШ №5» нарушают требования федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, права несовершеннолетних и работников образовательного учреждения на безопасное пребывание в школе.
Определением Лужского городского от 24.07.2018 г. администрация Лужского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В ходе рассмотрения прокурором уточнены исковые требования в заявлении от 24.09.2018 г. где, указав в качестве соответчика администрация Лужского муниципального района, просит обязать МОУ «СОШ №5» оборудовать образовательное учреждение охранной сигнализацией, установить открывающиеся решетки на окнах первого этажа, оборудовать пропускной пункт, оборудовать территорию школы инженерными средствами обеспечения безопасности - приспособлением для снижения скорости автомобиля в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор Моисеева О.В. поддерживает заявленные исковые требования по указанным основаниям.
Представитель Главного управления Росгвардии по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, привлеченного для дачи заключения, Яковлев П.С., действующий по доверенности от 2.08.2018 г., считает уточненное заявление Лужского городского прокурора законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению в полном объеме. Поясняет, что инженерное средств обеспечения безопасности приспособление для снижения скорости автомобиля должно быть установлено в соответствии с разработанным проектом.
Сигова Н.В., представляющая интересы МОУ «СОШ №5» на основании доверенности от 18.07.2018 г., с иском прокурора не согласна, считает, школа защищена надлежащим образом, круглосуточно осуществляется дежурство сторожей, установлена тревожная кнопка.
Круглова О.В. представляющая интересы администрация Лужского муниципального района, на основании доверенности от 11.01.2016 г., поддерживает, возражения представителя МОУ «СОШ №3», кроме того указывает, что до настоящего времени не истек срок для исполнения требований указанных в акте категорирования данного учебного заведения, кроме того в бюджете муниципального образования не предусмотрены денежные средства на данные цели.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, находит исковые требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ч. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами ( п.2 ч.3).
В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Закона) одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно подп. «а» п. 4 ст. 3 Закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Ст.5 Закона устанавливает: федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3).
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (п.3.1).
В силу 6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Постановлением Правительства РФ № 1235 от 07.10.2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены Требования к антитеррористической защищенности образовательных учреждений (далее – Требования).
Согласно п. 1 Требований, они являются обязательными для выполнения организационных, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) (п.15 Требований).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения (п.17).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.18).
Согласно п.п. «д», «з» п. 22 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия: по оснащению объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием.
В п.п. «б» п.23 Требований установлена необходимость оборудования объектов первой, второй категории опасности системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
В отношении объектов первой категории опасности дополнительно осуществляется обеспечение особого порядка доступа на объект пп. «а» п.24 Требований.
В ходе рассмотрения дела установлено:
В отношении МОУ «Средняя школа №5» комиссией по обследованию и категорированию объекта составлен акт обследования и категорирования, в котором данное образовательное учреждение отнесено к первой категории опасности. Указано об отсутствии в школе охранной сигнализации, оборудованного пропускного пункта, отсутствие приспособлений для снижения скорости автомобиля.
Данное обстоятельство не оспаривается ответчиками.
Как следует из информации, предоставленной Комитетом образования администрации Лужского муниципального района, акт категорирования составлен и подписан с 13 ноября по 5 декабря 2017 года.
Суд полагает, указанные недостатки: отсутствие в школе охранной сигнализации, открывающихся решеток на окнах первого этажа, оборудованного пропускного пункта, приспособлений для снижения скорости автомобиля, являются существенным нарушением, затрагивающим права неопределенного круга лиц, которые обучаются или могут находиться в данном учебном заведении, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем, исковые требования Лужского городского прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно Устава МОУ «Средняя школа №5», утвержденного администрацией Лужского муниципального района 31.03.2015 г., школа является юридическим лицом, учредителем и собственником имущества школы является администрация Лужского муниципального района (п.1.4 Устава).
Из изложенного, следует, что обязанность по содержанию здания школы и ее территории возлагается на администрацию Лужского муниципального района.
Поскольку школа является самостоятельным юридическим лицом, на которое возложены обязанности соблюдения требований законодательства, суд полагает, обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на обоих ответчиков.
На администрацию Лужского муниципального района должна быть возложена обязанность выделить денежные средства для выполнения указанных мероприятий.
При этом, суд находит, возражения представителей ответчиков не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют требованиям законодательства.
Суд находит необходимым установить срок для исполнения данных обязанностей, согласно ст.206 ГПК РФ, шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.
Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1235 от 07.10.2017 г., произвести мероприятия по антитеррористической защищенности объекта: оборудовать образовательное учреждение охранной сигнализацией, установить открывающиеся решетки на окнах первого этажа, оборудовать пропускной пункт, территорию школы инженерными средствами обеспечения безопасности приспособлением для снижения скорости автомобиля в течении шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию Лужского муниципального района произвести финансирование указанных мероприятий.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 5.10.2018 г.