Дело № 3а-180/2022
22OS0000-01-2021-002597-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2022 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.,
при секретаре Сазыкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жилкина О. Н. к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Жилкин О.Н. обратился суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительству Алтайского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** расположенных в г<адрес>, равной их рыночной стоимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость арендуемых административным истцом земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права арендатора, так как кадастровая стоимость влияет на размер арендной платы. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Жилкин О.Н. установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление имущественных отношений Алтайского края, Правительство Алтайского края исключено из лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель административного истца Никитеева Н.И. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Управление имущественных отношений Алтайского края в письменных возражениях, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в равном рыночной стоимости размере, указало на недостатки представленного отчета об оценке.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве оставляют разрешение требований на усмотрение суда, подтверждая размер оспариваемой кадастровой стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании абзацев 2 и 3 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При рассмотрении административного дела на основании договоров аренды земельного участка от 03 сентября 2019 года и 11 марта 2010 судом установлено, что Жилкин О.Н. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами *** (л.д. 15-20). Из договоров аренды усматривается, что арендная плата за пользование земельными участками рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, следовательно, установление в отношении данного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для него.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 года № 70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость арендуемых административным истцом земельных участков установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов в размере 1 756 566,56 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, 447 169,28 руб. - в отношении земельного участка с кадастровым номером ***
Согласно письменному отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю, выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09 ноября 2021 года датой определения кадастровой стоимости является 01 января 2020 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости – 30 октября 2020 года (л.д.13-14).
В подтверждение рыночной стоимости названного земельного участка административный истец представил отчет об оценке № 21/11-25, составленный оценщиком Пятышевым Е.С. 22 ноября 2021 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2020 года в размере 169 952 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, 667 604 руб. - в отношении земельного участка с кадастровым номером *** (л.д. 21-60).
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка
Представленный отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.
Из отчета об оценке следует, что объектом оценки являются земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для эксплуатации нежилого здания и для производственной деятельности.
При определении рыночной стоимости объектов недвижимости оценщик использовал сравнительный подход (метод сравнения продаж), мотивировав выбор подхода для проведения исследования в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» и пунктом 25 Федерального стандарта оценки №7 «Оценка недвижимости».
В качестве аналогов для оценки земельных участков оценщиком выбраны аналоги из сегмента рынка «земельные участки производственно-складского назначения». Все используемые в отчете корректировки обоснованы оценщиком. Характеристики аналогов подтверждены, помимо копий объявлений, данными Единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карты.
Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
В соответствии с пунктом 6 ФСО №3 отчет об оценке прошит, подписан оценщиком, скреплен печатью.
На замечания Управления имущественных отношений Алтайского края в материалы дела представлены письменные пояснения оценщика Пятышева Е.С. из которых следует, что на стр. 51-52 отчета приведена ссылка на источник информации, а также скриншот таблицы, используемой для расчета корректировки на дату предложения. В связи с тем, что в отчете об оценки при расчете корректировки использованы данные только одной таблицы из исследования, то полное исследование в отчете не приведено с целью не загромождения содержания отчета данными, которые при расчетах не используются.
При определении корректировки на торг в отчете был использован коэффициент, усредненный по городам России, поскольку в Справочнике оценщика недвижимости -2018» под редакцией Лейфера Л.А. корректировочные коэффициенты по всем ценообразующим факторам определены усреднено по городам России, а по городам в справочнике представлены только отдельные виды корректировок. В связи с чем для соблюдения однородности используемых корректировок в отчете все корректировочные коэффициенты приняты по усредненным городам России.
Суд находит данные пояснения обоснованными, считает, что нарушений подп.«и» п.8 ФСО №3, подп.«б», «д» п.22 ФСО №7 при применении к аналогам соответствующих корректировок оценщиком не допущено.
На основании приведенных норм и установленных обстоятельств, представленный административным истцом отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством отличия рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке.
Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения в суд с настоящим иском, - 02 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Жилкина О. Н. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2020 года, в равном его рыночной стоимости размере 667 604 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2020 года, в равном его рыночной стоимости размере 169 952 руб.
Датой обращения Жилкина О. Н. с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка считать 02 декабря 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Кайгородова
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>