Решение по делу № 2а-207/2020 от 19.05.2020

Дело № 2а-207/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Александрова Ю.Н.,

при секретаре Кузиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Арсентьева ФИО13 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязании восстановить в очереди учета,

УСТАНОВИЛ:

Арсентьев В.Е. обратился в суд с административным иском к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязании восстановить в очереди учета, указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоял на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения в администрации Ибресинского района Чувашской Республики. Постановлением главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ его на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ исключили из данного списка, однако, он, будучи поставленным на учет до ДД.ММ.ГГГГ, мог быть снят с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, который до введения в действие ЖК РФ давали ему основания состоять на учете и не требовалось признание его малоимущим, а также ЖК РСФСР не предусматривал возможность снятия его с учета в связи с утратой им статуса малоимущего. Поскольку оспариваемое постановление было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, а основание для его вынесения – приобретение его матерью ФИО7 права собственности на жилой дом возникло ДД.ММ.ГГГГ, жилищной комиссией при администрации Ибресинского района Чувашской Республики были нарушены требования ч. 2 ст. 56 ЖК РФ о необходимости принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления являющихся основанием для принятия данного решения обстоятельств. Кроме того, его семья с начала июля 2016 года проживает в приобретенной на кредитные средства ПАО «Сбербанк России» и находящейся в залоге кредитной организации комнате № <адрес> Чувашской Республики и на момент принятия оспариваемого решения кредитные обязательства были исполнены лишь на 25 %. Перешедший ДД.ММ.ГГГГ в порядке наследования его матери ФИО7 жилой <адрес> Чувашской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел износ 67 %, что указывает на его непригодность для постоянного проживания, при этом данное обстоятельство жилищной комиссией не было принято во внимание.

Поскольку вышеуказанным постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются его жилищные права, просил его отменить и восстановить в прежней очереди учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В ходе судебного разбирательства истец Арсентьев В.Е. и его представитель Мандрюков В.А. полностью поддержали административные исковые требования и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Ибресинского района Чувашской Республики Михайлова И.Н. административные исковые требования не признала и суду показала, что согласно представленным административным истцом в администрацию района документов, в жилом доме <адрес> Чувашской Республики площадью 52,00 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают собственник жилого дома ФИО7 и в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ члены ее семьи ФИО8, Арсентьев В.Е., ФИО9, ФИО10 и ФИО11 Кроме этого ФИО7 также является собственником жилого дома <адрес> Чувашской Республики площадью 23,70 кв.м. Также сам административный истец Арсентьев В.Е. является собственником жилого помещения – комнаты <адрес> Чувашской Республики площадью 12,40 кв.м. В связи с этим, исходя из положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, обеспеченность административного истца общей площадью жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 14,68 кв.м., что превышает установленную постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года № 631 учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 12 кв.м. Кроме этого согласно п. 2 ст. 6 ЖК РФ, поставленные на учет до 1 марта 2005 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане могли быть сняты с этого учета либо по предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основаниям, либо в связи с утратой оснований, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. На момент вынесения оспариваемого административным истцом постановления жилой дом <адрес> Чувашской Республики не был признан не пригодным для постоянного проживания. Сведения из государственного кадастра недвижимости о наличии или отсутствии прав на недвижимое имущество в отношении административного истца и членов его семьи поступили в период с ДД.ММ.ГГГГ, решение комиссии при администрации Ибресинского района Чувашской Республики о снятии Арсентьева В.Е. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий было принято ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было принято соответствующее постановление.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 3, 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 Порядка, он в соответствии с Законом Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» устанавливает единые правила ведения органами местного самоуправления поселений учета граждан, проживающих в сельской местности, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики, Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Согласно п. 3 Порядка, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), установленной органом местного самоуправления. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку сохраняется за гражданином до получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением указанных в пункте случаев, в том числе выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении и наличии права на государственную поддержку, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

В силу ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, при определении уровня обеспеченности гражданина и членов его семьи общей площадью жилого помещения в целях постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях, подлежат учету только те жилые помещения, в отношении которых гражданином и (или) членами его семьи в соответствии с законом приобретено право собственности или право бессрочного пользования.

Согласно п. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно постановлению администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года № 631, учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 12 кв.м.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судом установлено, что в жилом доме <адрес> Чувашской Республики площадью 52,00 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают собственник жилого дома ФИО7 и члены ее семьи ФИО8, Арсентьев В.Е., ФИО9, ФИО10 и ФИО11 Кроме этого ФИО7 также является собственником жилого дома <адрес> Чувашской Республики площадью 23,70 кв.м.

Из копии свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 10) следует, что Арсентьев В.Е. является собственником жилой комнаты <адрес> Чувашской Республики площадью 12,40 кв.м.

Следовательно, на момент вынесения оспариваемого постановления органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ площадь, исходя из общей площади вышеназванных жилых помещений, на каждого члена семьи истцов приходилось 14,68 кв.м.

Из копии заключения комиссии администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) следует, что жилой дом <адрес> Чувашской Республики был признан не соответствующим требованиям, предъявляемым в жилому помещению и приято решение о его непригодности для проживания.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Статья 1 названного Федерального закона предписывает ввести в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года.

С учетом изложенного суд считает действия административного ответчика по суммарному учету всех принадлежащих административному истцу и членам его семьи площадей жилых помещений соответствующими действующему законодательству, а доводы административного истца о необоснованности учета при суммировании площадей принадлежащей ему на праве собственности комнаты в связи с нахождением ее в залоге кредитной организации и исполнением на момент снятия с учета кредитных обязательств на 25 % не состоятельны.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности действий административного ответчика по исключению административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку размер площади жилых помещений, приходящихся на каждого члена семьи на момент снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях составлял более учетной нормы, в связи с чем административные исковые требования Арсентьева В.Е. к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязании восстановить в очереди учета удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Арсентьева ФИО14 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании постановления администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязании восстановить в очереди учета отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

2а-207/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Арсентьев Валерий Егорович
Ответчики
Администрация Ибресинского района Чувашской Республики
Другие
Мандрюков В.А.
Суд
Ибресинский районный суд Чувашии
Судья
Александров Юрий Николаевич
Дело на странице суда
ibresinsky.chv.sudrf.ru
26.05.2020Регистрация административного искового заявления
26.05.2020Передача материалов судье
26.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее