Судья – Оплетина Е.С.
Дело № 33-374/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,
судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,
при секретаре Мусулевой Н.А.,
рассмотрела 18 января 2021 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Носова Алексея Викторовича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 октября 2020 года, которым постановлено:
«исковые требования Носова Алексея Викторовича к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании права на постановку на учет на получение жилого помещения в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», о возложении обязанности поставить на учет, как имеющего право на получение жилого помещения на основании ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, как лица, имеющего право стоять на жилищном учете в соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации и подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» – оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения истца Носова А.В., его представителя Зуева О.В., настаивавших на доводах жалобы,изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Носов А.В. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании права на постановку на учет на получение жилого помещения в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»), о возложении обязанности поставить на учет, как имеющего право на получение жилого помещения на основании ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), как лица, имеющего право стоять на жилищном учете в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
В обоснование требований указано, что Носов А.В. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: г. Пермь, ул. ****, принадлежащем на праве собственности брату Н1., который проживает в квартире совместно с детьми: сыном Н2., дочерью Л. В собственности истца жилых помещений на территории Российской Федерации, а также за её пределами не имеется. Истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Супруга М., брак с которой истцом был заключен 22.11.2012, умерла 28.11.2018. Состав семьи истца в настоящее время состоит из одного человека. В период с 1987 года по 1989 год истец проходил срочную службу на территории республики ***, в связи с чем относится к категории граждан – ветеран боевых действий, о чем выдано соответствующее удостоверение 05.04.2017, дающее право на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». Программа обеспечения жильем ветеранов боевых действий вступила в силу с 1995 года и реализуется по сегодняшний день, ветераны боевых действий вправе претендовать на получение бесплатного жилья и улучшение жилищных условий согласно п. 3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». 13.08.2019 распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми истцу отказано в принятии на учет ввиду следующего: не предоставлены копии документов, удостоверяющих личность брата и его детей, отсутствие решения уполномоченного органа о признании семьи малоимущей; отсутствие сведений о составе семьи; отсутствие документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, правоустанавливающих документов на объекты недвижимости в отношении брата и его детей. С данными действиями истец не согласен, поскольку с братом не ведет совместного хозяйства, при переезде в Российскую Федерацию в 2016 году истец вынужден был обратиться к брату с просьбой о временном проживании в его квартире, так как своего жилья не имеет. Встать на жилищный учет до 01.01.2005 истец не имел возможности, поскольку удостоверение ветерана боевых действий получил только 05.04.2017. Полагает, что право на бесплатное первоочередное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий, закрепленное в подп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» (в ранее действовавшей редакции), у ветеранов боевых действий на территории Российской Федерации, к которым относится истец, возникло с 01.01.2004, а для постановки на учет указанной категории граждан требуется только подтверждение факта нуждаемости в жилом помещении и не требуется относиться к категории малоимущих граждан, что также закреплено в ст. 49 ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться ветеранам боевых действий в порядке, предусмотренном ЖК РФ, то есть в порядке очередности, но с учетом преимущественного права, возникшего до вступления ЖК РФ в силу.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме просит истец, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В жалобе указывает, что он в установленном законом порядке не признан членом семьи брата Н1. и таковым в силу ст.31 ЖК РФ не является. Полагает, что предоставление жилого помещения для ветеранов боевых действий предусмотрено ФЗ «О ветеранах» и указанной категории граждан не требуется относиться к категории малоимущих граждан, а лишь необходимо подтверждение факта нуждаемости в жилом помещении, что также закреплено в нормах ЖК РФ. Указал, что гражданин может встать на жилищный учет как нуждающийся по признаку того, что он является малоимущим, так и по основаниям отнесения его к иным категориям граждан, имеющих право на получение жилья, в том числе и если он является ветераном боевых действий. Считает, что жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться данной категории граждан в порядке предусмотренном ЖК РФ, то есть в порядке очередности, но с учетом преимущественного права, возникшего до вступления ЖК РФ в силу.
Представитель ответчика Управления жилищных отношений администрации г. Перми в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, направил заявление о рассмотрении дела в апелляционной инстанции без его участия.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Носов А.В., ** года рождения имеет статус ветерана боевых действий, что подтверждается удостоверением от 05.04.2017 на право получения льгот, установленных п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», является гражданином Российской Федерации, паспорт выдан 31.10.2016, взамен выданного 05.10.2016.
Истец состоял в браке с М., которая умерла 28.11.2018.
Носов А.В. зарегистрирован по адресу: г. Пермь, ул. **** с 01.11.2016. Собственниками данной квартиры являются Н1. (1/2 доли в праве), Н2. (1/4 доли в праве), которые также зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении, совместно с Л.
В собственности Носова А.В. жилые помещения в ЕГРН не зарегистрированы. Согласно справке ГБУ «ЦТИ ПК» истец не имеет в г.Перми недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности, в приватизации жилья в г. Перми не участвовал.
28.06.2019 истец обратился в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о принятии его на жилищный учет, как ветерана боевых действий, в связи с отсутствием собственного жилья и наличием необходимого статуса.
13.08.2019 распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми №** Носову А.В. отказано в принятии на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как не представлены, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, а именно: отсутствуют документы, удостоверяющие личность Н1., Л., Н2., решение уполномоченного органа о признании семьи Носова А.В. малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, сведения о составе семьи Носова А.В., предоставленные должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства за 5 лет предшествующих дате подачи заявления, а также документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в указанный период, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в отношении Н1., Л., Н2.
16.08.2019 направлено соответствующее уведомление об отказе в постановке на учет.
Не согласившись с указанным ответом, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 3, 16, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», статьями 31, 49, 52 ЖК РФ, порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п, порядком ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным Законом Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истцу.
Судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не находит оснований не соглашаться с таким выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит закону.
Так в соответствии с положениями подп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
В силу положений п. 11.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в целях создания единого правового пространства на территории Пермского края правительство Пермского края утвердило постановлением от 02.03.2007 № 21-п Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – Порядок).
Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - граждане), в том числе вставших на учет до 01.01.2005 (п. 1.2.2 Порядка). По письменным заявлениям граждан, указанных в абзацах втором, третьем и четвертом настоящего пункта, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 18 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку Носов А.В. имеет статус ветерана боевых действий на основании удостоверения от 05.04.2017, с заявлением о принятии на учет обратился только в июне 2019 года, следовательно положения ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» и Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п, к правоотношениям по обеспечению жильем Носова А.В. не применимы, поскольку указанными нормами права определяется порядок предоставления льгот по обеспечению жильем только тех ветеранов боевых действий, которые встали на жилищный учет до 01.01.2005.
Таким образом, поскольку действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, жилыми помещениями по договору социального найма, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений на общих основаниях в порядке очередности.
Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в определении от 04.02.2014 № 236-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.С. на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах».
Конституционный Суд РФ указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах», которые по состоянию на 01.01.2005 имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 № 123-О, от 04.03.2004 № 80-О, от 15.07.2010 № 955-О-О). Таким требованием в данном случае является совокупность следующих условий: наличие статуса ветерана боевых действий и принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Доказательств обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет ранее 01.01.2005 истец суду не представил, следовательно, обеспечение истца жильем должно производиться в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на общих основаниях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч.ч. 3 - 5 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно положениям ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1); представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2); не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (пункт 3).
Учитывая вышеизложенные нормы права, истцу необходимо было представить все, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, документы в отношении всех членов семьи совместно с ним зарегистрированных в жилом помещении по адресу: г. Пермь, ул. ****, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, Носов А.В. вселен в квартиру в качестве члена семьи собственника, а следовательно приобрел равное право пользования квартирой.
Довод истца о том, что он не является в силу ст.31 ЖК РФ членом семьи брата ине признан таковым, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Так, в соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч.1); члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Носов А.В. вселен в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. ****, как член семьи собственников с их согласия, в связи с чем ему необходимо представить все, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, документы в отношении всех членов семьи совместно с ним зарегистрированных в жилом помещении по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Доводы истца, что ему нет необходимости представлять документы, свидетельствующие о признании его семьи малоимущей, судом первой инстанции отклонены верно.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия находит, что при разрешении рассматриваемого спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Носова Алексея Викторовича – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи