ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5755/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 27 сентября 2024 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу защитника ООО «Высота» Славцовой Е.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 20 декабря 2023г, определение судьи Красноярского краевого суда от 17 апреля 2024г, вынесенные в отношении ООО «Высота», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 20 декабря 2023г, ООО «Высота» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 17 апреля 2024г ходатайство защитника Сластина Ю.И. о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления о назначении ООО «Высота» административного наказания по ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ, отклонено.
В жалобе заявитель просит об отмене постановления и определении, прекращении производства по делу.
АО «Бамтоннельстрой-Мост» представлен отзыв на жалобу.
ГП Красноярского края «Центр транспортной логистики», уведомленные о подачи жалобы, в установленный срок возражения не представили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на жалобу, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с положениями части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, в отношении которого оно вынесено, либо высылается указанному лицу по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия постановления о назначении ООО «Высота» административного наказания от 20 декабря 2023г, вручена защитнику ООО «Высота» 25 января 2024г, (л.д.26, том2).
02.02.2024г в электронном виде защитником ООО «Высота» подана жалоба на указанное постановление, (л.д.33-37, том2).
Определением судьи Красноярского краевого суда от 06 марта 2024г жалоба защитника ООО «Высота», поступившая в электронном виде оставлена без рассмотрения, (л.д.71-73, том2).
13 марта 2024г защитником ООО «Высота» подана жалоба на постановление от 20.12.2023г, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока в письменном виде, (л.д.77-86, 87-90, том2).
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления от 20.12.2023г, краевой суд указал, что уважительных причин, препятствующих в установленный законом срок обжаловать принятое по делу постановление не установлено.
Правовых оснований не согласиться с выводами суда, при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.
Доводы жалобы о правомерной подаче жалобы в электронном виде в установленный законом срок, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, обоснованно были отклонены судом. Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрен порядок подачи жалоб на постановление о назначении административного наказания в электронном виде.
Определение судьи Красноярского краевого суда от 17 апреля 2024г является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях,-влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в Службу поступило обращение зав. лабораторией археологии Енисейской Сибири Гуманитарного института Сибирского Федерального университета о фиксации работ, разрушающих и уничтожающих предмет охраны выявленного объекта культурного наследия «Красноярск. Поселение Новобазарная площадь». На площади около 1000 кв.м. в западной части Объекта проведено снятие культурных слоев землеройной техникой с погрузкой грунта (без изъятия археологического материала) на самосвалы и вывозом за пределы строительной площадки. Объект принят на государственную охрану приказом Службы от 09.09.2020г № 436. /Приказом Службы от 27.04.2023г № 90 утверждены границы территории Объекта.. В связи с поступившим обращением, назначено проведение внепланового инспекционного визита в отношении ООО «Высота», ввиду полученной информации от 19.07.2023г № 1034 о том, что земляные работы на территории Объекта осуществляются ООО «Высота. В результате проведенного мероприятия установлено, что в период июля 2023г ООО «Высота» в границах территории объекта культурного наследия «Красноярск. Поселение Новобазарная площадь», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, юго-западный сектор площади Революции», проведены земляные, строительные и иные работы по объекту: «Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске. Первый этап (Подготовка территории строительства)», в нарушение порядка, установленного ст. 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, и в нарушение раздела проектной документации: «Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске. Первый этап.» Этап 1.2: «Монтажный котлован о/п «Площадь Революции». Подготовка территории строительства. 2.4: Этап:»Монтажный котлован о/п «Площадь Революции». 2.10: Этап: «Участок линии о/п «Высотная»-о/п «Улица Шахтеров». Проектная документация. Раздел 10. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами. Обеспечение сохранности выявленного объекта археологического наследия «Красноярск». Поселение Новобазарная площадь.» 8862-22-1.2-АРХ-10.1.2. Том 10.1.2», согласованного со Службой.
Изложенное явилось основанием для привлечения ООО «Высота» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении, обращением ФИО7., мотивированным представлением, решением о проведении внепланового инспекционного визита, протоколом осмотра от 24.07.2023г с фотоматериалом, актом внепланового инспекционного визита от 24.07.2023г, выпиской из ЕГРЮЛ, учетной картой объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод суда о наличии в действиях ООО «Высота» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия общества квалифицированы по части 3 статьи 7.13 названного кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно подп.1 п.1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленными объектами культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территориях объектов культурного наследия и не являющихся объектами культурного наследия.
Пунктом 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрено, что изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В силу п.1 ст. 45.1 закона, работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа) (п.6 ст. 45.1).
Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ (п.10).
Из материалов дела следует, что приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 09.09.2020 № 436 в Перечень выявленных объектов культурного наследия, включен выявленный объект археологического наследия «Красноярск. Поселение Новобазарная площадь» (г.Красноярск, юго-западный сектор площади Революции). Утверждены границы территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия (приказ от 27.04.2023 № 90). Координаты характерных точек и описание границ территории объекта, содержатся в Приложении, (л.д.71, оборот). Объект внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, (л.д.64-68, том1 учетная карта).
26 июня 2023г АО «Бамтоннельстрой-Мост» и ООО «Высота» заключили договор № № на выполнение работ по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия, (л.д.181-196, том1), предметом которого указано: п.1.1 Исполнитель обязуется провести охранно-спасательные археологические полевые работы по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия «Красноярск. Поселение Новобазарная площадь» при строительстве объекта «Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске. Первый этап (Подготовка территории строительства)». Этап 1.2:«Монтажный котлован о/п «Площадь Революции». Подготовка территории строительства» и Разделом 10. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами. Обеспечение сохранности выявленного объекта археологического наследия «Красноярск. Поселения Новобазарная площадь». 8862-22-1.2-АРХ-10.1.2. Том 10.1.2 и Техническим заданием (Приложение №1 к договору).
В связи с поступившем в Службу обращением, в результате проведения внепланового инспекционного визита, проведенного в отношении ООО «Высота» по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Красноярск. Поселение Новобазарная площадь», расположенного по адресу: г. Красноярск, юго-западный сектор площади Революции, на дату осмотра зафиксировано и установлено следующее: на момент осмотра земляные и строительные работы не велись; на всей площади находятся многочисленные отвалы грунта; слой грунта, снятый с помощью строительной техники, в юго-западной части территории строительства, местами достигает глубины 70-95 сантиметров, что превышает глубину культурного слоя, зафиксировано в научно-проектной документации, прошедшей государственную историку-культурную экспертизу; на строительной площадке присутствуют археологические предметы (находки); археолог (держатель разрешения) открытого листа, на момент проведения осмотра отсутствовал, уведомление о начале проведения археологических полевых работ в адрес Службы поступило только 24.07.2023г, после проведения работ и поступившего обращения о нарушениях.
Исходя из раздела проектной документации «Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске» следует, что предметом охраны на ВОАН «Красноярск. Поселение Новобазарная площадь» является культурный слой с залегающими в нем артефактами. В ходе осмотра установлено, первый (поврежденный) культурный слой отмечен на всей площади ВОАН. В северной части (шурф №6) он залегает с поверхности до глубины 60 см. На остальной площади- на глубине 40-70 см, под слоями техногенного балласта (газонов и дорожек благоустройства), под дорожными покрытиями. Иногда слой характеризуется темно-серой (черной) супесью или мешаным старым ПГС. Культурный слой 1А отмечен по всей площади ВОАН на глубине 60-80 см и связан с каменными мостовыми, которые перекрывали площадь. В шурфе №6 мостовая выстилалась речными гальками, в шурфах 7 и 8-карьерным камнем (гранитом). Культурный слой 1Б залегает повсеместно под каменными мостовыми на глубине 70-110 см и характеризуется погребной плотной почвой темно-бурого цвета, насыщенной мелкими обломками кирпича, извести, штукатурки. Второй культурный слой отмечен в центральной части объекта, в шурфах №3 и №5. Он залегает на глубине 110-120 см и приурочен к толще бурому песку мощностью до 20 см.
Поскольку первый (поврежденный) культурный слой фиксируется под почвенно-дерновым горизонтом современных газонов или под современными слоями брусчатки и асфальтовых покрытий на глубине от 40 см, а не поврежденные культурные слои 1А, 1Б и 2 глубже на 20 см и более, то любая деятельность, которая приведет к их нарушению, создает угрозу повреждения предмета охраны ВОАН. Отсюда, любая деятельность, которая приведет к их нарушениям (вскрытия механической землеройной техникой, копка ручным инструментом и др) запрещена. По этим же причинам недопустимо передвижение по территории ВОАН тяжелых транспортных средств. Любые строительные, хозяйственные и пр. работы в границах земельного участка, которые могут повредить культурный слой, проводятся только после проведения спасательных археологических полевых работ. Не допускается проведение бесконтрольных земельных раскрытий во время демонтажа ранее проложенных коммуникаций. Культурные слои ВОАН хоть и повреждены ранее проложенными коммуникациями и траншеями, но примыкают к стенам, остаются неповрежденными. Данный вид строительных работ возможен только после археологического изучения культурных слоев в зонах таких сетей. Разбор верхних слоев покрытий из асфальта и брусчатки со слоями ПГС необходимо также проводить в присутствии специалиста-археолога. В нижележащих почвенных горизонтах для избегания риска повреждения культурного слоя ВОАН, рекомендуется проводить любые виды строительных работ только после проведения спасательных археологических полевых работ.
Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, при проведении земляных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанным с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, приведены в акте государственной историко-культурной экспертизы № №, (л.д.73-93, том1).
Однако, в нарушение приведенного Порядка, земляные работы в границах территории объекта, проводились ООО «Высота», что подтверждено информацией, предоставленной ГК Красноярского края «Центр транспортной логистики» от 19.07.2023г.
Согласно подпунктам 2, 4 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обследовать здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов; привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений.
Доводы заявителя о том, что на момент осмотра работы не велись, не свидетельствуют об отсутствии события, вмененного обществу правонарушения, поскольку земляные работы были произведены ранее, что было выявлено в результате инспекционного визита.
Доводы о том, что выводы о допущенных обществом нарушениях сделаны только на основании письменного обращения ФИО8, отклоняются, поскольку опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств, приведенных выше.
Представленный к акту фотоматериал, который является Приложением, подтверждает как проведение земляных работ на территории объекта, так и нарушение Порядка, предусмотренного действующим законодательством, оснований для признания представленных в дело доказательств недопустимыми не имеется.
Доводы о том, что не указанно какими средствами произведено фотографирование, опровергаются сведениями, указанными в протоколе осмотра, (л.д.29-32, том1).
Вопреки доводам жалобы конкретный участок местности (территории) на которой выявлены нарушения, описаны в акте внепланового инспекционного визита и сомнений не вызывают.
Доводы о том, что ООО «Высота» не является субъектом правонарушения, были предметом проверки и оценки суда, обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в принятом по делу постановлении.
Открытый лист, выданный археологу ФИО9 не свидетельствует об отсутствии нарушений, зафиксированным уполномоченным должностным лицом при проведении инспекционного визита. Как отмечено выше, до проведения обществом земляных работ, уведомление о начале проведения археологических полевых работ в установленном порядке направлено не было. Поступившее в Службу 24.07.2023г уведомление, установленных выше обстоятельств не опровергает.
Доводы о том, что ООО «Высота» ведут работы без применения землеройной техники, а используют ручной труд, опровергаются представленными в дело фотографиями, на которых зафиксирована техника. Утверждение о том, что техника использовалась только на стадии подготовительных работ, опровергается представленными в дело доказательствами.
Вопреки доводам заявителя, назначение по делу судебной экспертизы, в данном случае не являлось обязательным доказательством, поскольку факт допущенных нарушений, перечисленных выше, был зафиксирован иными допустимыми по делу доказательствами, в рамках инспекционного визита.
Доводы о том, что обществом велись все работы на объекте в строгом соответствии с условиями договора, не влияют на правильность выводов суда о наличии вины ООО «Высота» в совершении вмененного административного правонарушения. Обществу вменено не нарушений условий заключенного ими договора, а непосредственное выполнение работ 18.07.2023г с нарушением установленного Порядка и проектной документации.
Представленный обществом в материалы дела протокол №1, был предметом оценки суда при рассмотрении дела, оснований для переоценки представленного доказательства при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2023░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2024░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░», ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░. 7.13 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░