РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2015 года г. Ханты-Мансийск
Тюменской области
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Гусевой А.М.,
с участием истца, представителя истца Простокишина Ф.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Гук О.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ №
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1068/15 по иску ФИО3 к Администрации Ханты-Мансийского района, третьи лица ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО20 об обязании поставить на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей членов семьи: ФИО2, ФИО7, ФИО8,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к ответчику об обязании поставить на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей членов семьи: ФИО2, ФИО7, ФИО8.
Требования мотивированы тем, что истец поставлен на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом Федеральным законом № 125-ФЗот 25.10.2002 установлено, размер субсидии определяется исходя из состава семьи и норматива общей площади жилого помещения. Утверждает, что ФИО2 (сын), ФИО7 (сноха), ФИО8 (внук) на дату подачи заявления о постановке истицы на учет для получения социальных выплат являлись членами ее семьи, постоянно с ней проживают, ведут общее хозяйство.
Третьи лица, представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> в судебное заедание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец и представитель истца настаивают на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец пояснила суду, что сын с семьей временно проживает в <адрес>, впервые уехали туда год назад, устроились на работу на постоянной основе, внук ходит в детский сад, после этого возвращались в <адрес>, жили здесь около двух недель, затем снова уехали, поскольку работы в поселке не было.
Представитель истца ФИО12 устно пояснил, что его доверительница проживает совместно с сыном ФИО9, снохой и внуком с ДД.ММ.ГГГГ в квартире, предоставленной снохе.
Представитель ответчика, Администрации Ханты-Мансийского района, Гук О.А. оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда, озвучив доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, откуда следует, что рассматриваемый спор интересы ответчика не затрагивает, поскольку программа финансируется из средств федерального бюджета.
Суд, заслушав доводы истца и его представителя Простокишина Ф.А., представителя ответчика Гук О.А., опросив свидетелей ФИО21 ФИО14, ФИО22 исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает, что порядок постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определения размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления (ст. 3 названного закона).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО23 обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления – Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Ханты-Мансийского района с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «пенсионеры».
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 20.09.2014) утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которое устанавливает Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее – Порядок).
В соответствии с п.9 Порядка для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 1;
б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;
в) справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;
г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
д) заверенную копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров;
справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;
справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.
Далее заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Документы, представленные в соответствии с пунктом 9 либо пунктом 9(1) настоящего Положения, проверяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления).
Согласно п. 12 Порядка решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан.
В течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения заявителю направляется уведомление о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа (п. 13 Порядка).
Согласно п.20 Порядка очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
ФИО3 вправе была указать членов своей семьи в графе «состав семьи», обращаясь в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, однако этого не сделала.
Как участник (распоряжение Администрации Ханты-Мансийского района № от ДД.ММ.ГГГГ) подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, истица включена в список граждан категории «пенсионеры» с даты подачи заявления и распоряжением Администрации Ханты-Мансийского района № № от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет для получения социальной выплаты с даты подачи заявления.
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента имущественных и земельных отношений Управления жилищных отношений Администрации Ханты-Мансийского района следует, что ФИО3 состоит в очереди в категории «пенсионеры» под номером № в списке граждан-участников подпрограммы по Ханты-Мансийскому району (совместно с внуком ФИО15, признанным членом ее семьи в судебном порядке ДД.ММ.ГГГГ).
Заявляя исковые требования, ФИО3 утверждает, что ФИО2 (сын), ФИО7 (сноха), ФИО8 (внук) на дату подачи заявления о постановке ее на учет для получения социальных выплат являлись членами ее семьи, постоянно с ней проживают, ведут общее хозяйство, поэтому просит поставить их на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья совместно с ней.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 909) состав семей граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в зависимости от того, на основании какого из указанных законов гражданин имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Статья 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает механизм определения размера жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение. Так, размер жилищных субсидий определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.
При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Приведенная норма статьи 5 указанного Федерального закона устанавливает, что для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Как усматривается из свидетельства о рождении № ФИО4 является сыном ФИО3.
В свою очередь, ФИО5, являясь супругой ФИО2 (свидетельство о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ приходится истице снохой, а ФИО6, являясь сыном ФИО2 (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ), приходится истице внуком.
Поскольку указанные родственники истца не относятся к категориям «супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители», которые могли бы быть признаны членами семьи истца по условиям статьи 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, ее сын является совершеннолетним; в данном случае юридически значимым обстоятельством по делу является установление факта вселения и проживания ФИО25 в качестве членов одной семьи с ФИО3 и ведения их общего хозяйства с истцом.
В силу ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ бремя доказывания данных обстоятельств лежит на истце.
Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ истцу было предложено судом предоставить доказательства совместного проживания, ведения общего хозяйства с ФИО26 однако таковых суду не представлено.
Из материалов дела и из пояснений стороны истца суд установил, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет регистрацию в <адрес> по адресу: <адрес> (справка от ДД.ММ.ГГГГ № №), которое, по словам представителя истца, было предоставлено для проживания снохе истицы – ФИО5, однако доказательств совместного проживания истицы с ФИО27 и ведения общего хозяйства с даты регистрации по указанному адресу истицей не представлено.
В судебном заседании и истец, и прошенные по его ходатайству свидетели суду показали, что более года назад сын ФИО3 – ФИО4 с женой ФИО7 и сыном ФИО8 выехали с места регистрации в <адрес> с целью постоянного проживания в <адрес>; работают там на постоянной основе, внук посещает детское дошкольное учреждение.
Сам по себе факт регистрации истца и ФИО29 по адресу: <адрес> согласно части 2 статьи 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», при наличии установленных судом обстоятельств не свидетельствует об их совместном проживании и ведении общего хозяйства.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Более того, суд полагает необходимым обратить внимание истца на то, что в силу ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
Статья 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" указывает, что в исключительных случаях лица могут быть признаны членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в судебном порядке.
Однако истцом таких требований суду не заявлено, решение суда о признании ФИО30. членами семьи ФИО3 отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового требования ФИО3 к Администрации Ханты-Мансийского района об обязании поставить на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, членов семьи: ФИО2, ФИО7, ФИО8 – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 6 марта 2015 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А.Литвинова