Решение по делу № 33-6451/2018 от 06.11.2018

Судья Щелканов М.В. Дело № 33-6451/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Мельниковой А.В.,

рассмотрела в судебном заседании 15 ноября 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МОГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 сентября 2018 года, которым:

удовлетворен иск Премининой Н.Н. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о восстановлении жилищных прав;

признано незаконным исключение Премининой Н.Н. с составом семьи ... человека (Премининой Н.Н., Преминин Е.Д., Преминина Д.Р., Преминина Д.Р.) из списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья";

администрация МО ГО "Сыктывкар" обязана восстановить Премининой Н.Н. в списках граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" по категории "...";

признано недействительным постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2012г. <Номер обезличен> в части исключения Премининой Н.Н. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий;

Премининой Н.Н. восстановлена с составом семьи ... человека (Премининой Н.Н., Преминина Е.Д., Преминина Д.Р., Преминина Д.Р.) на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет 05.09.2011г.

Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Преминина Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Сыктывкара" о признании незаконным исключение ее семьи из списка граждан, имеющих право на предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья"; обязании восстановить ее семью в списках граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", по категории "..."; перевести очередь с Премининой Н.Н. на Преминина Е.Д.; восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет 05.09.2011г.

В ходе рассмотрения дела истица дополнила исковые требования и просила признать недействительным постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2012г. <Номер обезличен> в части снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; требования о переводе очереди на Преминина Е.Д. просила рассматривать при отсутствии оснований для ее восстановления в очереди.

Также Преминина Н.Н. просила рассматривать иск как поданный в ее интересах, интересах ... Преминина Е.Д. и ... Премининой Д.Р. и Премининой Д.Р.

В судебном заседании истец Преминина Н.Н. на иске настаивала.

Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" возражал против удовлетворения иска.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика в апелляционной жалобе.

В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Преминина Н.Н состояла в списках граждан имеющих право на получение социальной выплаты в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005г. за № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретен жилья" по категории "семьи, имеющие трех и более детей" и по категории "...", с датой постановки на учет 16.11.2010г.

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2012г. <Номер обезличен> Преминина Н.Н была исключена из очереди в соответствии с п. 5 ч. 7 ст. 3 Закона № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.09.2013г. по делу № 2-4927/2013 на администрацию МО ГО "Сыктывкар" была возложена обязанность восстановить Преминину Н.Н. в соответствующих очередях в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005г. за № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретен жилья" по категории "семьи, имеющие трех и более детей".

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 16.05.2018г. <Номер обезличен> Преминина Н.Н. с составом семьи из ... человек исключена из списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" по обеим категориям по п. 2 ч. 7 ст. 3 Закона № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", поскольку Преминин Е.Д., являвшийся ....

Разрешая спор, с учетом установленных обстоятельств и применив положения Закона РК "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" от 05.04.2005г. № 30-РЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ... не может рассматриваться как утрата семьей оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в связи с чем, удовлетворил требования Премининой Н.Н. о признании незаконным исключения ее из списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ и восстановил семью истца в списках граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты по категории "...".

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Так, согласно п. 2 ч. 7. ст. 3 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" снятие граждан с учета осуществляется уполномоченным органом в случае утраты оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Исходя из содержания указанной нормы снятие граждан с учета возможно в связи с действиями как самих граждан, так и по объективным причинам.

Предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья осуществляется в порядке очередности, и срок нахождения в данной очереди не ограничивается какими-либо временными рамками. В системе действующего правового регулирования не допускается произвольное ухудшение уровня жилищных прав, в том числе, признаваемого уполномоченными органами.

Как следует из материалов дела, истица состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, с датой постановки на учет 16.11.2010г., однако по достижении ... Премининым Е.Д., являвшимся ..., истица с составом семьи из ... человек была исключена из списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты.

Суд правильно указал, что в рассматриваемом случае достижения ... не может рассматриваться как утрата семьей оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.Судом также установлено, что первоначально семья истца поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 05.09.2011г.

Из материалов учетного дела следует, что 20.11.2012г. Преминина Н.В. обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о переучете. Поскольку обстоятельства, являющиеся основанием для постановки на учет, не изменились, иных документов не представлено.

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.12.2012г. <Номер обезличен> в Преминина Н.Н. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 1 ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). Фактические обстоятельства в постановлении не указаны.

Из отзыва на иск следует, что фактическим основанием для снятия с учета явилось отсутствие решения органа местного самоуправления о признании семьи Премининых малоимущей в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в 2012г., а также из пояснений представителя ответчика следовало, что вторым фактическим основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2012г. явились те же обстоятельства, которые послужили основанием для снятия Премининой Н.Н. в 2012г. с очереди по Закону № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Республики Коми от 06.10.2005г. № 100-РЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" органы местного самоуправления ежегодно проводят переучет граждан, состоящих на учете. Орган местного самоуправления информирует граждан о сроках проведения переучета граждан, состоящих на учете.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Республики Коми от 06.10.2005Г. № 100-РЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" для переучета граждане представляют в орган местного самоуправления:

соответствующие документы - в случае изменения обстоятельств, являющихся основанием для постановки их на учет;

запрос - в случае если обстоятельства, являющиеся основанием для постановки на учет, не изменились.

Закон Республики Коми от 06.10.2005г. № 100-РЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" не обязывает граждан ежегодно представлять справку о признании семьи малоимущей в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Согласно ст. 8 Закона Республики Коми от 10.11.2005г. № 119-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми" переоценка размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества осуществляется органами местного самоуправления ежегодно в сроки, установленные законодательством для представления налоговых деклараций.

Удовлетворяя исковые требования Премининой Н.Н. о признании недействительным постановления администрации МОГО "Сыктывкар" от 12.12.2012г. <Номер обезличен> в части снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановлении ее с составом семьи ... человека на учете с 05.09.2011г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодательство не обязывает граждан, у которых обстоятельства, являющиеся основанием для постановки на учет, не изменились, ежегодно проходить процедуру определения уровня обеспеченности. При этом основанием для снятия с очереди по указанному ответчиком фактическому основанию может быть только выявление органом местного самоуправления при проведении переучета факта изменения размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества, а не факта отсутствия справки о признании семьи малоимущей в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствующем году.

Кроме того, как правильно указал суд, стороной ответчика не представлено доказательств того, что в 2012г. администрация МО ГО "Сыктывкар" проверяла уровень обеспеченности истца и установила факт изменения размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества.

Давая оценку второму основанию для снятия Премининой Н.Н. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2012г., суд первой инстанции, исходя из обеспеченности семьи истца общей площадью на одного человека менее учетной нормы (... кв.м.), пришел к выводу о том, что семья истицы является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не могла быть снята с учета нуждающихся.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.

При принятии Сыктывкарским городским судом решения от 11.09.2013г. по делу № 2-4927/2013 по вопросу законности действий администрации МО ГО "Сыктывкар" по исключению семьи истца из списков на получение социальной выплаты по Закону № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" дана оценка данному обстоятельству. Так, согласно справки с ... указано, что Преминин Е.Д. имеет право на дополнительную площадь в связи с ..., .... Таким образом, на Преминина Е.Д должно приходиться в соответствии со ст. 58 ч. 2 ЖК РФ общей площадью ... кв.м. - норма в 2 раза превышающую норму общей площади на одного человека. На всех членов семьи Премининой должно приходиться ФИО13 кв.м./... кв.м + ... кв.м *3/, а на них в двух квартирах приходится всего ... кв.м. Также следует учитывать, что все члены семьи заявителя проживают в кв. <Номер обезличен> <Адрес обезличен> и даже без учета Преминина Е.Д. на ... человек в кв. <Номер обезличен> <Адрес обезличен> приходится по ... кв.м. /... кв.м.: 3/ при норме постановки на учет в городе <Адрес обезличен> ... кв.м., и семья заявителя является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не могла быть снята с учета нуждающихся.

По указанным основаниям суд признал незаконным исключение Премининой Н.Н. из очереди на получение социальной выплаты по категории семьи, ... и восстановил ее в данных очередях с 16.11.2010г.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, правильно указал, что повторная постановка истицы на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 05.12.2017г. не исключает возможность защиты ее нарушенных в 2012г. прав и восстановления в очереди с первоначальной даты постановки на учет.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку и оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на ином толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Обстоятельства дела установлены судом правильно, материальный закон применен и истолкован верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МОГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6451/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Преминина Наталия Николаевна
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Агранович Ю.Н.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
15.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее