2а-2004/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани
в составе председательствующего судьи Лисицыной Ю.А.,
при секретаре Калиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ленинского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань ул.Савушкина д.3 корп.1 административное дело №2а-2004/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Астраханской области к Колобовой С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области обратилась в суд с требованиями к Колобовой С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, в обоснование требований, указав, что административный ответчик Колобова С.В. стоит (состоял) на налоговом учете в качестве налогоплательщика страховых взносов. Фактически налоговая декларация за 2015 года представлена 13 ноября 2017 года, срок представления которой 04 мая 2016 года. В нарушение закона Колобова С.В. имеет задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксируемом размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за период до 01 января 2017 года по пени 946,80 рублей; на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, пеня 279,94 рублей, а также задолженность на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксируемом размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01 января 2017 года по пени 184,10 рублей; на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, с 01 января 2017 года, пеня 938,53 рублей. Колобова С.В. утратила статус индивидуального предпринимателя 22 ноября 2017 года. В судебный участок № 7 Ленинского района г. Астрахани направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении Колобовой С.В. на основании поданного возражения, судебный приказ отменен 18 ноября 2020 года.
Просят суд взыскать с Колобовой С.В. налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ, штраф в размере 1000 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксируемом размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года, пеня 938,53 рублей, на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксируемом размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01 января 2017 года пеня 184,10 рублей; на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксируемом размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за период до 01 января 2017 года пеня 946,80 рублей, а всего 3069,43 рублей.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Астраханской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Колобова С.В. в судебное заседание не явилась, судом принимались меры по извещению ответчика, причина неявки суду не известна.
Суд, исследовав доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, Колобова С.В. состояла на налоговом учете в МИФНС № 1 по Астраханской области в качестве налогоплательщика страховых взносов.
Колобова С.В. утратила статус индивидуального предпринимателя 22 ноября 2017 года.
Налоговую декларацию за 2015 год Колобова С.В. представила 13 ноября 2017 года.
В силу пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Из требований искового заявления следует, что Колобова С.В. имеет задолженность на обязательное пенсионное страхование в фиксируемом размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года, пеня 938,53 рублей, на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксируемом размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01 января 2017 года пеня 184,10 рублей; на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксируемом размере зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за период до 01 января 2017 года пеня 946,80 рублей.
Согласно требованию № 15471 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 25 июня 2018 года, установлен срок погашения общей задолженности в сумме, штраф 1000 рублей, в добровольном порядке до 16 июля 2018 года.
Согласно требованию № 14109 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 10 июля 2018 года, установлен срок погашения общей задолженности в сумме, пени 1 355,23 рублей, в добровольном порядке до 31 июля 2018 года.
Согласно требованию № 18193 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09 августа 2018 года, установлен срок погашения общей задолженности в сумме, пени 632,58 рублей, в добровольном порядке до 30 августа 2018 года.
Согласно требованию № 25610 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 12 ноября 2018 года, установлен срок погашения общей задолженности в сумме, пени 1167,87 рублей, в добровольном порядке до 03 декабря 2018 года.
Согласно требованию № 27287 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 ноября 2018 года, установлен срок погашения общей задолженности в сумме, пени 92,82 рублей, в добровольном порядке до 04 декабря 2018 года.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 423 Налогового кодекса российской Федерации расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплаты и иных вознаграждений физическим лицам, предусмотрен ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предусмотрен ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога (сбора) в силу статьи 69 Налогового Кодекса РФ представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В пункте 4 статьи 69 Налогового Кодекса РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
06 декабря 2019 года мировым судьей судебного участка № 7 Ленинского района г. Астрахани вынесен судебный приказ в отношении Колобовой С.В. о взыскании задолженности по уплате налога и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Астрахани от 18 ноября 2020 г. судебный приказ отменен в виду поступления возражения Колобовой С.В. относительно исполнения судебного приказа.
С настоящим иском в суд налоговый орган обратился 14 апреля 2021 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Частью 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно части 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) для обращения в суд в установленном законом порядке, поскольку с заявлением о выдачи судебного приказа и с исковым заявлением истец обратился за пределами срока. Тем более, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Уважительные причины, объективно препятствующие и не позволившие в течение 6-ти месяцев подготовить и подать заявление в суд, административным истцом не приведены.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца. Кроме того, согласно представленному требованию по состоянию на 13 ноября 2018 года общая сумма задолженности составляет 158 416,70 рублей, является свыше 3 000 рублей, в связи с чем, норма ст. 48 НК РФ применима, быть не может, у государственного органа имелась реальная возможность для предъявления требований в установленный законом срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 286, 290-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░ 2021 ░░░░
░░░░░