Дело № 2а-3195/2021
УИД № 26RS0029-01-2021-005648-60
Решение
Именем Российской Федерации
06 августа 2021 года <адрес>
Пятигорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жолудевой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Казарян С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу <адрес> к Чернышовой О.В. о взыскании недоимки по налогам с физических лиц, пени,
установил:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Чернышовой О.В., указав, что ИФНС России по <адрес> мировому судье судебного участка № <адрес> края направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Чернышовой О.В. задолженности по налогу и пени в сумме 3721 рубль 55 копеек. Мировым судьей судебного участка № <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ. был вынесен судебный приказ о взыскании с Чернышовой О.В задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
По данным, полученным от регистрирующих органов, административный ответчик являлся собственником имущества, указанного в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ., в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов, которые в соответствии со ст.69 п.6 НК РФ переданы через личный кабинет налогоплательщика.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога в срок, установленный действующим законодательством, ему в соответствии со ст.69 и 70 НК РФ через личный кабинет направлены требования об уплате налогов и пени по состоянию: на ДД.ММ.ГГГГ №, на ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанные требования не исполнены.
Просит взыскать с Чернышовой О.В задолженность по налогу на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в сумме 3538 рублей, пени в сумме 43,14 рублей, по земельному налогу налог в сумме 129 рублей, пени в размере 11, 41 рублей.
Восстановить срок на подачу административного искового заявления ввиду того, что обращение в суд с административным исковым заявлением преследуется цель защиты интересов и прав бюджетов различных уровней.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по <адрес>, не явился, от представителя по доверенности Деревянко Н.Т. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Чернышова О.В. в судебное заседание не явилась, судебное извещение возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения», ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
При изложенных выше обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых обязательной судом не признана.
Исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у лих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкции.
В силу п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу ст.44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии основании, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по <адрес> через личный кабинет налогоплательщика Чернышовой О.В. переданы налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога. Однако, в связи с неисполнением должником обязанности по уплате и земельного налога и налога на имущество физических лиц в срок, установленный действующим законодательством, Чернышовой О.В. в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ через личный кабинет направлены требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., которые не исполнены.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе, денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей установленных настоящей статьей.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным Органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу положений абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ. был вынесен судебный приказ о взыскании с Чернышовой О.В. задолженности по налогам и пени.
Данный судебный приказ отменен на основании заявления ответчика Чернышовой О.В. определением от ДД.ММ.ГГГГ., копия определения получена налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, после отмены судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с административным иском в нарушение шестимесячного срока, предусмотренного ч.2 ст.286 КАС РФ – лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления мотивировано тем, что не восстановление пропущенного срока повлечет невозможность взыскания спорной суммы налога и пени и как следствие нанесет ущерб бюджету.
Фактов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органов не приведено.
Таким образом, в рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и реальной возможности для этого он лишен не был; причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию административным истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом не представлено, а в ходе судебного разбирательства не установлено; срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин, а потому в удовлетворении заявленного ходатайства следует отказать.
Безусловная значимость взыскания в бюджет не уплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска.
При таких обстоятельствах, административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении ходатайства Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> края о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления к Чернышовой О.В. о взыскании недоимки по налогам с физических лиц, пени – отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> края к Чернышовой О.В. о взыскании задолженности по налогам с физического лица и пени в сумме 3721 рубль 55 копеек -отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья <данные изъяты> Ю.В. Жолудева