Решение по делу № 12-166/2024 от 04.03.2024

Дело №12-166/2024

УИД 12RS0003-01-2023-001883-20

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобам на постановления об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 27 марта 2024 года

Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу директора Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования Волжский район Республики Марий Эл М.Е.Г. на постановление от 17 ноября 2023 года, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, которыми МУП «Водоканал» МО Волжский район привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РМЭ от 17 ноября 2023 года Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования Волжский район Республики Марий Эл (далее МУП «Водоканал» МО Волжский район РМЭ) привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ за нарушение ст.214, 221 ТК РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 130 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, директор МУП «Водоканал» МО Волжский район РМЭ М.Е.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление изменить и назначить административное наказание административного штрафа в размере 65000 рублей с применением положений ст.4.1 ч.3.2 и ч.3.3 КоАП РФ, указав, что с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, имеются основания для применения положений ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ. Кроме того, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). В указанный период у МУП «Водоканал» МО Волжский район РМЭ сократилось поступление денежных средств. как от юридических, так и от физических лиц. Кроме того, наложенный штраф является значительным. Заявитель считает, что с учетом конструктивных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания возможным снизить размер назначенного административного штрафа.

Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 января 2024 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 17 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования Волжский район Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, снижен размер назначенного наказания МУП «Водоканал» МО Волжского района административного штрафа до 65 000 рублей. В остальном обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

Решением Верховного суда Республики Марий Эл от 28 февраля 2024 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 января 2024 года отменено, материалы дела направлены в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл на новое рассмотрение.

В судебное заседание, законный представитель, защитник юридического лица МУП «Водоканал» МО Волжский район РМЭ, потерпевший С.Ю.В., представитель административного органа, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились.

Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении , материалы расследования несчастного случая , проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено судом, Государственной инспекцией труда в РМЭ в период с 19 мая 2023 года по 10 августа 2023 да проведено расследование несчастного случая, произошедшего 15 мая 2023 года в 09 часов 49 минут со слесарем аварийно-восстановительных работ С.Ю.В. в муниципальном унитарном предприятии «Водоканал» Муниципального образования Волжский район по адресу: по <адрес> в канализационном колодце у дома .

МУП «Водоканал» МО Волжский район, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14.11.2023 , в части:

15 мая 2023 года для устранения засора канализации по адресу: <адрес> к 09 час. 00 мин. на служебном автомобиле <иные данные> гос. под управлением водителя автомобиля Ш.В.Г. прибыли слесарь АВР А.В.И. и мастер ВКХ П.А.Н. На месте находились слесари АВР С.Ю.В. и Н.В.М. Водитель ассенизационной машины Я.Г.И. набрав цистерну воды, необходимую для устранения засоров, из застойного пруда, также прибыл к месту производства работ. Работники вместе с стером ВКХ П.А.А. определили, что необходимо пробить канализационную трассу в сторону подтопленного колодца с помощью воды, установив шланг в колодце на глубине 3м. Из объяснений мастера ВКХ П.А.А. в служебном автомобиле УАЗ-390945 гос.№У956-УМ для выполнения работ в колодце у них была веревка длиной 10 м, веревка для подъема мусора длиной 6 м, противогаз фильтрующий. Газоанализатор, предохранительные пояса отсутствовали, Слесари АВР А.В.И. и Н.В.М. приступили к чистке колодца от грязи, при этом А.В.И. работал в колодце, а Н.В.М. поднимал с помощью веревки ведро с грязью и мусором. После того, как А.В.И. поднялся из колодца, С.Ю.В. вызвался сам установить шланг ассенизационной машины в колодце с ведома мастера ВКХ П.А.А. Все работы в колодце выполнял без страховки сверху и без применения средств защиты органов дыхания. В ходе повторного устранения засора в канализационном колодце, расположенном на расстоянии 3,6 м от забора приусадебного участка дома <адрес> у проезжей части между домами и , в 09 часов 49 минут со слесарем АВР С.Ю.В. произошел несчастный случай.

Согласно медицинскому заключению о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести С.Ю.В., выданного ГБУ РМЭ «<иные данные> ЦГБ» 15 мая 2023 года, ему установлен диагноз: Т 59.8. Отравление метаном. Данное повреждение здоровья относится к тяжелой степени тяжести травмы.

Решением Волжского городского суда РМЭ от 13 декабря 2023 года по делу в рамках рассмотрения иска Волжского межрайонного прокурора РМЭ в интересах С.Ю.В. к МУП «Водоканал» о компенсации морального вреда было установлено, согласно заключению эксперта Волжского районного судебно-медицинского отделения ГБУ РМЭ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» от 18.09.2023, при судебно-медицинской экспертизе, на основании данных медицинской документации, у С.Ю.В. зафиксировано: отравление метаном средней степени тяжести - могло возникнуть в результате вдыхания паров метана, возможно в срок, указанный в постановлении и медицинской документации, повреждение повлекло за собой кратковременное расстройство здоровья, т.к. вызвало временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно), и по этому критерию относится к повреждению, причинившему легкий вред здоровью (на основании п. 8.1 Приказа М3 и СР РФ от 24.04.2008 «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»).

В соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ: ст.214. Работодатель обязан обеспечить:

- приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

ст. 221. Для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий груда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

В соответствии с требованиями Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н:

11. Охрана труда работников, занятых выполнением работ в организациях и на объектах жилищно-коммунального хозяйства, должна обеспечиваться:

6) применением средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

153.Если газ из колодца или камеры не удаляется или идет его поступление, спуск работника в колодец или камеру и работу в них разрешается проводить только в шланговом противогазе, со шлангом, выходящим на поверхность колодца или камеры, и применением специального инструмента. Время пребывания в колодце, камере, а также продолжительность отдыха с выходом из них определяет руководитель работ в зависимости от условий и характера работы, с указанием этого в строке наряда "Особые условия".

159. При работе внутри емкостных сооружений следует руководствоваться требованиями правил по охране труда при работах в ограниченных и замкнутых пространствах, утверждаемых Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), и применять страховочные привязи и страхующие канаты.

161. Спускаться в емкостное сооружение для оказания помощи пострадавшему без соответствующих средств индивидуальной защиты органов дыхания запрещается.

167. При невозможности удаления газа работы следует производить с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания, соответствующих условиям работы.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 03.10.2008 г. №543 н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с п. 103 Типовых норм № 543н от 03.10.2008, слесарь аварийно- восстановительных работ должен быть обеспечен:

- комбинезоном сигнальным с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты или костюмом сигнальным с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты - 1 на год, плащом непромокаемым с капюшоном дежурным, ботинками кожаными или сапогами кирзовыми - 1 пара m год, сапогами резиновыми - 1 пара на год, каской защитной до износа, подшлемником под каску, поясом предохранительным со страховочной веревкой до износа, очками защитными до износа, противогазом дежурным;

- при работе в коллекторе и колодце дополнительно должен выдаваться: гидрокостюм дежурный;

- на наружных работах зимой дополнительно: костюм сигнальный с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты на утепляющей прокладке по поясам, валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные по поясам, рукавицы утепленные.

При осмотре служебного автомобиля УАЗ-390945 гос.№ У956-УМ комиссии по расследованию несчастного случая представлен изолирующий противогаз ГП-5, не имеющий сертификата соответствия и документов, подтверждающих дату его приобретения. Шланговый противогаз отсутствует. Представлен гидрокостюм из прорезиненной ткани в загрязненном состоянии. Сертификат соответствия на гидрокостюм не представлен. Представлены страховочные веревки. Бригада слесарей АВР не была обеспечена газоанализатором. Документы, подтверждающие его приобретение, в МУП «Водоканал» МО Волжский район отсутствуют, в автомобиле газоанализатора нет. Страховочная привязь, необходимая для применения при спуске колодец, отсутствовала 15 мая 2023 года. Страховочный канат С.Ю.В. и А.В.И. 15 мая 2023 года не применялся. Представлены бухгалтерские документы, подтверждающие приобретение монтажного пояса 30 мая 2023 года в одном экземпляре и переданные мастеру ВКХ П.А.А. Представлена товарная накладная, подтверждающая приобретение двух респираторов фильтрующих <иные данные> от 10 марта 2023 года, сертификат соответствия, оборот счета 10.09. за май 2023, подтверждающий закрепление респираторов за мастером ВКХ П.А.А. Личная карточка учета выдачи СИЗ П.А.А. отсутствует. При опросе П.А.А. пояснил, что 15 мая 2023 года респиратор у них был поролоновый зеленого цвета с клапаном по центру, по описанию которого можно сделать вывод, что это противопылевой респиратор. Монтажный пояс не допустим к применению при работе в колодцах, что закреплено пунктом 200 Правил по охране труда при работах в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 902н. Фильтрующий респиратор Бриз» в колодце использовать нельзя, в соответствии с требованиями п.153 Правил по охране руда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Минтруда России от 9.10.2020 № 758н, устанавливающими следующее: «Если газ из колодца или камеры не удаляется или идет его поступление, спуск работника в колодец или камеру и работу в них разрешается проводить только в шланговом противогазе, со шлангом, выходящим на поверхность колодца или камеры, и применением специального инструмента. Время пребывания в колодце, камере, а также продолжительность отдыха с выходом из них определяет руководитель работ в зависимости от условий и характера работы, с указанием этого в строке наряда «Особые условия».

Личная карточка учета выдачи СИЗ слесарю АВР С.Ю.В. отсутствует. Факт необеспечения выдачи средств индивидуальной защиты подтверждает сам С.Ю.В.

В нарушение ст.ст. 214, 221 Трудового кодекса РФ, МУП «Водоканал» МО Волжский район не обеспечило выдачу слесарю АВР С.Ю.В. на 15 мая 2023 года для выполнения работ в колодце костюма сигнального с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты, каски защитной, пояса предохранительного со страховочной веревкой, в соответствие с п.103 Типовых отраслевых норм выдачи бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздрава и соцразвития РФ от 03.10.2008 № 543н.

Административным органом установлено, что МУП «Водоканал» МО Волжский район нарушило требования ст.ст.214,221 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 11(6),153, 159,161,164,167 Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н, не обеспечив приобретение и выдачу слесарям АВР С.Ю.В. и А.В.И. средств индивидуальной и коллективной защиты, необходимых при эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства, в результате чего работники были допущены к выполнению работ в колодце без шлангового противогаза, страховочной привязи и страхующего каната.

В соответствии с п.п.7, 12, 16, 41 Приложения №4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. №878, Средства индивидуальной защиты головы (каски защитные), средства индивидуальной защиты от падения с высоты и средства спасения с высоты (ИСУ), средства индивидуальной защиты органов дыхания изолирующие, одежда сигнальная повышенной видимости относятся ко второму класса риска, соответственно.

Согласно ст. 362 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организации, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.

Административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в бездействии МУП «Водоканал» МО Волжского района состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалоб юридическим лицом не заявлено об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, а равно о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению. В жалобе доказанность вины и квалификация действий не оспариваются.

На основании вышеизложенного судья считает, что МУП «Водоканал» МО Волжского района обоснованно признано административным органом виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, т.к. данное юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административных правонарушений МУП «Водоканал» МО Волжского района подтверждается: материалами расследования тяжелого несчастного случая ; протоколом об административном правонарушении от 14 ноября 2023 года, иными материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку существенная угроза общественным отношениям выразилась в совершении правонарушения, посягающие не только на трудовые права, в пренебрежительном отношении по созданию безопасных условии труда, и закрепленной в статье 2 Конституции Российской Федерации, права человека и свободы, являющиеся высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, привлечение МУП «Водоканал» МО Волжского района к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются трудовые права граждан, фактических обстоятельств дела, в связи с чем, законных оснований для отмены и или изменения постановления не имеется.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № 60/2023/9/НС/15 от 17 ноября 2023 года о признании Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования Волжский район Республики Марий Эл виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 130000 рублей, оставить без изменения, жалобу МУП «Водоканал» МО Волжского района Республики Марий Эл - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ермолаева М.Л.

Дело №12-166/2024

УИД 12RS0003-01-2023-001883-20

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобам на постановления об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 27 марта 2024 года

Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу директора Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования Волжский район Республики Марий Эл М.Е.Г. на постановление от 17 ноября 2023 года, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, которыми МУП «Водоканал» МО Волжский район привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РМЭ от 17 ноября 2023 года Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования Волжский район Республики Марий Эл (далее МУП «Водоканал» МО Волжский район РМЭ) привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ за нарушение ст.214, 221 ТК РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 130 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, директор МУП «Водоканал» МО Волжский район РМЭ М.Е.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление изменить и назначить административное наказание административного штрафа в размере 65000 рублей с применением положений ст.4.1 ч.3.2 и ч.3.3 КоАП РФ, указав, что с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, имеются основания для применения положений ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ. Кроме того, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). В указанный период у МУП «Водоканал» МО Волжский район РМЭ сократилось поступление денежных средств. как от юридических, так и от физических лиц. Кроме того, наложенный штраф является значительным. Заявитель считает, что с учетом конструктивных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания возможным снизить размер назначенного административного штрафа.

Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 января 2024 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 17 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования Волжский район Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, снижен размер назначенного наказания МУП «Водоканал» МО Волжского района административного штрафа до 65 000 рублей. В остальном обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

Решением Верховного суда Республики Марий Эл от 28 февраля 2024 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 января 2024 года отменено, материалы дела направлены в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл на новое рассмотрение.

В судебное заседание, законный представитель, защитник юридического лица МУП «Водоканал» МО Волжский район РМЭ, потерпевший С.Ю.В., представитель административного органа, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились.

Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении , материалы расследования несчастного случая , проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено судом, Государственной инспекцией труда в РМЭ в период с 19 мая 2023 года по 10 августа 2023 да проведено расследование несчастного случая, произошедшего 15 мая 2023 года в 09 часов 49 минут со слесарем аварийно-восстановительных работ С.Ю.В. в муниципальном унитарном предприятии «Водоканал» Муниципального образования Волжский район по адресу: по <адрес> в канализационном колодце у дома .

МУП «Водоканал» МО Волжский район, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14.11.2023 , в части:

15 мая 2023 года для устранения засора канализации по адресу: <адрес> к 09 час. 00 мин. на служебном автомобиле <иные данные> гос. под управлением водителя автомобиля Ш.В.Г. прибыли слесарь АВР А.В.И. и мастер ВКХ П.А.Н. На месте находились слесари АВР С.Ю.В. и Н.В.М. Водитель ассенизационной машины Я.Г.И. набрав цистерну воды, необходимую для устранения засоров, из застойного пруда, также прибыл к месту производства работ. Работники вместе с стером ВКХ П.А.А. определили, что необходимо пробить канализационную трассу в сторону подтопленного колодца с помощью воды, установив шланг в колодце на глубине 3м. Из объяснений мастера ВКХ П.А.А. в служебном автомобиле УАЗ-390945 гос.№У956-УМ для выполнения работ в колодце у них была веревка длиной 10 м, веревка для подъема мусора длиной 6 м, противогаз фильтрующий. Газоанализатор, предохранительные пояса отсутствовали, Слесари АВР А.В.И. и Н.В.М. приступили к чистке колодца от грязи, при этом А.В.И. работал в колодце, а Н.В.М. поднимал с помощью веревки ведро с грязью и мусором. После того, как А.В.И. поднялся из колодца, С.Ю.В. вызвался сам установить шланг ассенизационной машины в колодце с ведома мастера ВКХ П.А.А. Все работы в колодце выполнял без страховки сверху и без применения средств защиты органов дыхания. В ходе повторного устранения засора в канализационном колодце, расположенном на расстоянии 3,6 м от забора приусадебного участка дома <адрес> у проезжей части между домами и , в 09 часов 49 минут со слесарем АВР С.Ю.В. произошел несчастный случай.

Согласно медицинскому заключению о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести С.Ю.В., выданного ГБУ РМЭ «<иные данные> ЦГБ» 15 мая 2023 года, ему установлен диагноз: Т 59.8. Отравление метаном. Данное повреждение здоровья относится к тяжелой степени тяжести травмы.

Решением Волжского городского суда РМЭ от 13 декабря 2023 года по делу в рамках рассмотрения иска Волжского межрайонного прокурора РМЭ в интересах С.Ю.В. к МУП «Водоканал» о компенсации морального вреда было установлено, согласно заключению эксперта Волжского районного судебно-медицинского отделения ГБУ РМЭ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» от 18.09.2023, при судебно-медицинской экспертизе, на основании данных медицинской документации, у С.Ю.В. зафиксировано: отравление метаном средней степени тяжести - могло возникнуть в результате вдыхания паров метана, возможно в срок, указанный в постановлении и медицинской документации, повреждение повлекло за собой кратковременное расстройство здоровья, т.к. вызвало временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно), и по этому критерию относится к повреждению, причинившему легкий вред здоровью (на основании п. 8.1 Приказа М3 и СР РФ от 24.04.2008 «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»).

В соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ: ст.214. Работодатель обязан обеспечить:

- приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

ст. 221. Для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий груда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

В соответствии с требованиями Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н:

11. Охрана труда работников, занятых выполнением работ в организациях и на объектах жилищно-коммунального хозяйства, должна обеспечиваться:

6) применением средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

153.Если газ из колодца или камеры не удаляется или идет его поступление, спуск работника в колодец или камеру и работу в них разрешается проводить только в шланговом противогазе, со шлангом, выходящим на поверхность колодца или камеры, и применением специального инструмента. Время пребывания в колодце, камере, а также продолжительность отдыха с выходом из них определяет руководитель работ в зависимости от условий и характера работы, с указанием этого в строке наряда "Особые условия".

159. При работе внутри емкостных сооружений следует руководствоваться требованиями правил по охране труда при работах в ограниченных и замкнутых пространствах, утверждаемых Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), и применять страховочные привязи и страхующие канаты.

161. Спускаться в емкостное сооружение для оказания помощи пострадавшему без соответствующих средств индивидуальной защиты органов дыхания запрещается.

167. При невозможности удаления газа работы следует производить с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания, соответствующих условиям работы.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 03.10.2008 г. №543 н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с п. 103 Типовых норм № 543н от 03.10.2008, слесарь аварийно- восстановительных работ должен быть обеспечен:

- комбинезоном сигнальным с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты или костюмом сигнальным с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты - 1 на год, плащом непромокаемым с капюшоном дежурным, ботинками кожаными или сапогами кирзовыми - 1 пара m год, сапогами резиновыми - 1 пара на год, каской защитной до износа, подшлемником под каску, поясом предохранительным со страховочной веревкой до износа, очками защитными до износа, противогазом дежурным;

- при работе в коллекторе и колодце дополнительно должен выдаваться: гидрокостюм дежурный;

- на наружных работах зимой дополнительно: костюм сигнальный с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты на утепляющей прокладке по поясам, валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные по поясам, рукавицы утепленные.

При осмотре служебного автомобиля УАЗ-390945 гос.№ У956-УМ комиссии по расследованию несчастного случая представлен изолирующий противогаз ГП-5, не имеющий сертификата соответствия и документов, подтверждающих дату его приобретения. Шланговый противогаз отсутствует. Представлен гидрокостюм из прорезиненной ткани в загрязненном состоянии. Сертификат соответствия на гидрокостюм не представлен. Представлены страховочные веревки. Бригада слесарей АВР не была обеспечена газоанализатором. Документы, подтверждающие его приобретение, в МУП «Водоканал» МО Волжский район отсутствуют, в автомобиле газоанализатора нет. Страховочная привязь, необходимая для применения при спуске колодец, отсутствовала 15 мая 2023 года. Страховочный канат С.Ю.В. и А.В.И. 15 мая 2023 года не применялся. Представлены бухгалтерские документы, подтверждающие приобретение монтажного пояса 30 мая 2023 года в одном экземпляре и переданные мастеру ВКХ П.А.А. Представлена товарная накладная, подтверждающая приобретение двух респираторов фильтрующих <иные данные> от 10 марта 2023 года, сертификат соответствия, оборот счета 10.09. за май 2023, подтверждающий закрепление респираторов за мастером ВКХ П.А.А. Личная карточка учета выдачи СИЗ П.А.А. отсутствует. При опросе П.А.А. пояснил, что 15 мая 2023 года респиратор у них был поролоновый зеленого цвета с клапаном по центру, по описанию которого можно сделать вывод, что это противопылевой респиратор. Монтажный пояс не допустим к применению при работе в колодцах, что закреплено пунктом 200 Правил по охране труда при работах в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 902н. Фильтрующий респиратор Бриз» в колодце использовать нельзя, в соответствии с требованиями п.153 Правил по охране руда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Минтруда России от 9.10.2020 № 758н, устанавливающими следующее: «Если газ из колодца или камеры не удаляется или идет его поступление, спуск работника в колодец или камеру и работу в них разрешается проводить только в шланговом противогазе, со шлангом, выходящим на поверхность колодца или камеры, и применением специального инструмента. Время пребывания в колодце, камере, а также продолжительность отдыха с выходом из них определяет руководитель работ в зависимости от условий и характера работы, с указанием этого в строке наряда «Особые условия».

Личная карточка учета выдачи СИЗ слесарю АВР С.Ю.В. отсутствует. Факт необеспечения выдачи средств индивидуальной защиты подтверждает сам С.Ю.В.

В нарушение ст.ст. 214, 221 Трудового кодекса РФ, МУП «Водоканал» МО Волжский район не обеспечило выдачу слесарю АВР С.Ю.В. на 15 мая 2023 года для выполнения работ в колодце костюма сигнального с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты, каски защитной, пояса предохранительного со страховочной веревкой, в соответствие с п.103 Типовых отраслевых норм выдачи бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздрава и соцразвития РФ от 03.10.2008 № 543н.

Административным органом установлено, что МУП «Водоканал» МО Волжский район нарушило требования ст.ст.214,221 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 11(6),153, 159,161,164,167 Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н, не обеспечив приобретение и выдачу слесарям АВР С.Ю.В. и А.В.И. средств индивидуальной и коллективной защиты, необходимых при эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства, в результате чего работники были допущены к выполнению работ в колодце без шлангового противогаза, страховочной привязи и страхующего каната.

В соответствии с п.п.7, 12, 16, 41 Приложения №4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. №878, Средства индивидуальной защиты головы (каски защитные), средства индивидуальной защиты от падения с высоты и средства спасения с высоты (ИСУ), средства индивидуальной защиты органов дыхания изолирующие, одежда сигнальная повышенной видимости относятся ко второму класса риска, соответственно.

Согласно ст. 362 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организации, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.

Административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в бездействии МУП «Водоканал» МО Волжского района состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалоб юридическим лицом не заявлено об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, а равно о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению. В жалобе доказанность вины и квалификация действий не оспариваются.

На основании вышеизложенного судья считает, что МУП «Водоканал» МО Волжского района обоснованно признано административным органом виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, т.к. данное юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административных правонарушений МУП «Водоканал» МО Волжского района подтверждается: материалами расследования тяжелого несчастного случая ; протоколом об административном правонарушении от 14 ноября 2023 года, иными материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку существенная угроза общественным отношениям выразилась в совершении правонарушения, посягающие не только на трудовые права, в пренебрежительном отношении по созданию безопасных условии труда, и закрепленной в статье 2 Конституции Российской Федерации, права человека и свободы, являющиеся высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, привлечение МУП «Водоканал» МО Волжского района к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются трудовые права граждан, фактических обстоятельств дела, в связи с чем, законных оснований для отмены и или изменения постановления не имеется.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № 60/2023/9/НС/15 от 17 ноября 2023 года о признании Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования Волжский район Республики Марий Эл виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 130000 рублей, оставить без изменения, жалобу МУП «Водоканал» МО Волжского района Республики Марий Эл - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ермолаева М.Л.

12-166/2024

Категория:
Административные
Ответчики
МУП Водоканал МО Волжский район
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Ермолаева М.Л.
Статьи

5.27.01

Дело на странице суда
yoshkarolinsky.mari.sudrf.ru
04.03.2024Материалы переданы в производство судье
27.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024Вступило в законную силу
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее