Дело №а-90/2022
УИД 22RS0005-01-2022-000116-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бурла 19 августа 2022г.
Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Климук,
при секретаре Катруша Е.В.,
с участием прокурора
Бурлинского района Алтайского края Панкратова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бурлинского района Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности принять в государственную собственность Алтайского края скотомогильники и обеспечить их государственный регистрационный учет и внесение сведений в реестр имущества Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бурлинского района Алтайского края обратился в Бурлинский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанностей, указав следующее.
Прокуратурой Бурлинского района по поручению прокуратуры края проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), по результатам которой установлено, что на территориях Бурлинского района Алтайского края находятся 5 скотомогильников, из которых 2 действующих и 3 недействующих.
Со ссылкой на законодательство истец указал, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Согласно информации, скотомогильники, расположенные на территории Рожковского, Новопесчанского и Новоандреевского сельсоветов, на балансе органов местного самоуправления не находятся. Согласно сведениям Управления ветеринарии Алтайского края, на территории Бурлинского района Алтайского края расположены 3 недействующих скотомогильника, которые являются бесхозными.
По результатам обследования бесхозных скотомогильников установлены нарушения пункта 5.6 требований Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04 декабря 1995г. № 13-7-2/469, а с 01 января 2021г. – требований Ветеринарно-санитарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов от 01 января 2021г., утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 626.
Муниципальным образованиям, на территории которых находятся скотомогильники, полномочия и денежные средства в порядке статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию и содержанию скотомогильников, не передавались.
Таким образом, указанные объекты не находятся ни в чьем ведении, право собственности на них не зарегистрировано, на учет они не поставлены, в связи с чем возникает необходимость регистрации права собственности Алтайского края на скотомогильники с внесением соответствующих сведений о них в реестр государственного имущества Алтайского края.
Вопросы содержания в надлежащем состоянии и оборудования скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 2 закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-I «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно Положения об Управлении ветеринарии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 12 ноября 2015 года № 122, в число полномочий последнего входит защита населения от болезней, общих для человека и животных и организация проведения мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации болезней животных и их лечению; осуществление государственного надзора в области обращения с животными (в пределах компетенции), разработка, сопровождение и реализация государственных программ Алтайского края, ведомственных целевых программ в области ветеринарии на территории Алтайского края.
Из Положения об Управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 03 ноября 2016 года № 131 следует, что Управление в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края в том числе в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет функции по участию в проведении государственной политики в указанной сфере на территории Алтайского края, нормативному правовому регулированию.
К полномочиям Управления отнесено: передача имущества, находящегося в собственности Алтайского края, в федеральную собственность и из федеральной собственности в собственность Алтайского края, по передаче имущества, находящегося в собственности Алтайского края, в муниципальную собственность и приему имущества муниципальной собственности в собственность Алтайского края в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Алтайского края; выступление от имени Алтайского края при государственной регистрации права собственности Алтайского края на недвижимое имущество и сделок с ним, а также права собственности края на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края, в силу чего у Управления имеются правовые основания для принятия в собственность скотомогильников, расположенных на территории района.
Отсутствие на названной территории отвечающих требованиям Ветеринарно-санитарных правил скотомогильников может создать угрозу заражения грунта территории земель, населенных пунктов заразными для людей и животных инфекциями, что повлечет за собой болезни животных, массовые отравления населения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации, и гарантированные государством.
С учетом уточнения исковых требований процессуальный истец просил обязать Правительство Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о приобретении в государственную собственность субъекта Алтайского края объектов биологических отходов, расположенных на территории Бурлинского района Алтайского края:
- скотомогильник, находящийся в 1 км в восточном направлении от населенного пункта с.Лесное Бурлинского района Алтайского края;
- скотомогильник, находящийся в 1,1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новопесчаное Бурлинского района Алтайского края;
- скотомогильник, находящийся в 1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новоандреевка Бурлинского района Алтайского края.
Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края обеспечить государственный регистрационный учет и внесение сведений в реестр государственного имущества Алтайского края в отношении объектов биологических отходов, расположенных на территории Бурлинского района
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1 км в восточном направлении от населенного пункта с.Лесное Бурлинского района Алтайского края;
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1,1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новопесчаное Бурлинского района Алтайского края;
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новоандреевка Бурлинского района Алтайского края.
Обязать Правительство Алтайского края, Управление Ветеринарии Алтайского края ликвидировать скотомогильники, расположенные на территории Бурлинского района Алтайского края, подлежащие ликвидации в соответствии с Приказом Управления ветеринарии Алтайского края от 02.07.2021 №188п:
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1 км в восточном направлении от населенного пункта с.Лесное Бурлинского района Алтайского края;
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1,1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новопесчаное Бурлинского района Алтайского края;
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новоандреевка Бурлинского района Алтайского края в срок до 31.12.2023.
В судебном заседании административный истец прокурор Бурлинского района Алтайского края заявил об отказе от административного иска в части исковых требований о ликвидации скотомогильников.
Определением суда от 08.08.2022 прекращено производство по делу в части исковых требований обязать Правительство Алтайского края, Управление Ветеринарии Алтайского края ликвидировать скотомогильники, расположенные на территории Бурлинского района Алтайского края, подлежащие ликвидации в соответствии с Приказом Управления ветеринарии Алтайского края от 02.07.2021 №188п,
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1 км в восточном направлении от населенного пункта с.Лесное Бурлинского района Алтайского края;
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1,1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новопесчаное Бурлинского района Алтайского края;
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новоандреевка Бурлинского района Алтайского края в срок до 31.12.2023.
В судебном заседании процессуальный истец прокурора Бурлинского района Алтайского края Панкратов В.А. на исковых требованиях настаивал.
Иные лица не явились, о месте, дате и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Представитель административного ответчика - Правительства Алтайского края представил письменный отзыв, в котором возражал против заявленных требований, указав, что имеется распоряжение Правительства Алтайского края, которым запланирована ликвидация указанных в административном исковом заявлении скотомогильников. Бездействия со стороны ответчика не наблюдается. Поскольку вышеперечисленные скотомогильники подлежат ликвидации, то передача их в собственность Алтайского края нецелесообразна, влечет неэффективное расходование бюджетных средств.
Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Алтайского края также представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме, мотивировав тем, что в отношении 3 скотомогильников, расположенных на территории Бурлинского района Алтайского края, Управлением ветеринарии Алтайского края принято решение об их ликвидации (приказ от 02.07.2021 № 118-п). Указанные скотомогильники являются недействующими, законсервированными. В связи с этим, оформление в собственность скотомогильников, в отношении которых уже принято решение о ликвидации, не требуется. Административным истцом не представлено доказательств бездействия со стороны административных ответчиков. Требования об обязании осуществить государственную регистрацию права краевой собственности на скотомогильники являются не состоятельными.
В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ, суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав процессуального истца, свидетеля, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт «ц» пункта 2 статьи 26.11).
Понятие скотомогильника содержится в пункте 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года № 27, и представляет собой определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
В пункте 49 «ГОСТ Р 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года № 643-ст) под скотомогильником понимается место для захоронения трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения ее распространения.
В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что вопросы организации на территории субъекта Российской Федерации скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на территории Бурлинского района Алтайского края имеется 5 скотомогильников, из них 3 являются бесхозяйными: 1) скотомогильник, находящийся в 1 км в восточном направлении от населенного пункта с.Лесное Бурлинского района Алтайского края (законсервированный); 2) скотомогильник, находящийся в 1,1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новопесчаное Бурлинского района Алтайского края (законсервированный); 3) скотомогильник, находящийся в 1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новоандреевка Бурлинского района Алтайского края (законсервированный), 4) скотомогильник, находящийся в 1 км северо-западнее с.Михайловка (действующий), право собственности зарегистрировано за МО Михайловский сельсоветом Бурлинского района Алтайского края, 5) скотомогильник с.Партизанское Бурлинского района Алтайского края.
06 октября 2020 года Правительством Алтайского края издано распоряжение № 312-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Алтайского края от 08 июня 2021 года № 183-р) о принятии в собственность Алтайского края выявленных скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Алтайского края, согласно которому в собственность Алтайского края приняты следующие скотомогильники, расположенные на территории Бурлинского района: скотомогильник с.Партизанское Бурлинского района Алтайского края.
Указанный скотомогильник включен в реестр краевого имущества, 31.01.2022 на него зарегистрировано право собственности.
Приказом управления ветеринарии Алтайского края от 02 июля 2021 года № 118-п утвержден Перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации, в который включены следующие скотомогильники, находящиеся на территории Бурлинского района: скотомогильник, находящийся в 1 км в восточном направлении от населенного пункта с.Лесное Бурлинского района Алтайского края, скотомогильник, находящийся в 1,1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новопесчаное Бурлинского района Алтайского края, скотомогильник, находящийся в 1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новоандреевка Бурлинского района Алтайского края. Данные скотомогильники являются законсервированными.
Срок планируемой ликвидации скотомогильников до 31.12.2023.
Свидетель ФИО6 пояснила, что является заместителем начальника КГБУ «Управление ветеринарии по Бурлинскому району», после того, как проводятся мероприятия по консервации скотомогильника, должен быть поставлен шлагбаум, аншлаг, в котором указано на дату (число, месяц, год) консервации. Для ликвидации скотомогильника, в том числе законсервированного, проводятся еще ряд мероприятий. В настоящее время действующие скотомогильники на территории района запрещены, деятельность по сжиганию трупов животных возможна только в г.Славгороде.
Учитывая, что ни администрации Бурлинского района, ни муниципальным образованиям, на территории которых находятся спорные скотомогильники, полномочия на их содержание не передавались, в муниципальной собственности указанные скотомогильники не находятся, в силу вышеуказанных норм действующего законодательства они являются государственной собственностью, при этом собственниками данных объектов могут выступать Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу, что именно административные ответчики в лице органов исполнительной власти Алтайского края обязаны обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в отношении указанных объектов, расположенных на территории Бурлинского района Алтайского края.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 14.09.2006 года № 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края», государственная собственность Алтайского края (объекты права собственности Алтайского края) - это имущество, переданное в собственность Алтайскому краю в результате разграничения государственной собственности РФ, имущество, переданное в собственность Алтайскому краю органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке, а также имущество, поступившее в собственность Алтайского края по иным основаниям.
Согласно п. 11 ст. 7, ст. 11 Закона Алтайского края от 02.09.2015 года «О Правительстве Алтайского края», высший исполнительный орган Алтайского края - Правительство Алтайского края, управляет и распоряжается государственной собственностью Алтайского края, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия населения, организует реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 14.09.2006 года № 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края», Правительство Алтайского края принимает решение, в том числе, о приобретении в собственность Алтайского края имущества иных лиц.
Управление имущественных отношений Алтайского края, согласно Положению об Управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденному Указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 года № 131, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, осуществляя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, предусмотренные законом Алтайского края от 14.09.2006 года № 98-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края», осуществляет в установленном порядке учет государственного имущества, выступает от имени Алтайского края при государственной регистрации права собственности Алтайского края на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ст. 7 Закона Алтайского края от 14.09.2006 года № 98-ЗС, Управление ведет реестр имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края в порядке, установленном постановлением Правительства Алтайского края.
Поскольку спорные объекты недвижимости не включены в реестр областной и федеральной собственности, в ЕГРН записи о зарегистрированных правах на них отсутствуют, это имущество подлежит принятию в собственность административного ответчика для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации.
То обстоятельство, что в отношении трех скотомогильников управлением ветеринарии Алтайского края принято решение о ликвидации, не свидетельствует об отсутствии у Правительства Алтайского края обязанности принять их в собственность Алтайского края, исходя из следующего.
Основными принципами земельного законодательства являютсяприоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (подпункты 2, 3 пункта 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов и на период проведения работ, связанных с ликвидацией.
Данные скотомогильники несут в себе потенциальную опасность, поскольку являются очагом угрозы распространения заразных и незаразных болезней животных и человека. При этом суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что захороненные во всех скотомогильниках биологические отходы не представляют опасности, что в них отсутствуют возбудители инфекционных заболеваний, которые могли стать причиной гибели захороненных животных. Отсутствие же кадастрового учета скотомогильников, даже законсервированных и ликвидированных, отсутствие регистрации права собственности на них может привести к утрате мест их расположения и невозможности осуществления надлежащего контроля за ними со стороны ветеринарных органов и органов Роспотребнадзора, при этом скотомогильники требуют соблюдения ветеринарно-санитарных правил, установления санитарно-защитных зон, осуществления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий.
Как указано выше, период ликвидации спорных скотомогильников определен до 31.12.2023, в связи с чем отсутствие собственника и, как следствие, контроля за состоянием скотомогильников может повлечь существенный вред окружающей среде, привести к чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Алтайского края от 14 сентября 2020 года № 394 утвержден Порядок ликвидации на территории Алтайского края неиспользуемых скотомогильников (далее – Порядок), определяющий последовательность проводимых на территории Алтайского края мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников, которые находятся в государственной собственности, не имеют собственника или собственник которых неизвестен, в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предупреждения распространения болезней животных и охраны окружающей среды от загрязнения (пункт 1.2).
Исходя из пункта 2.1 Порядка проведение лабораторно-диагностического исследования неиспользуемых скотомогильников предполагается после формирования перечня неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации, что, учитывая отсутствие достоверных доказательств предварительной проверки всех помещенных в ямы биологических отходов, также как и контроля за состоянием их гуммированного остатка, не исключает зараженность таких остатков и почвы возбудителями различных инфекций, включая сибирскую язву.
Кроме того, принятие в собственность требуется и для исполнения обязанности по установлению санитарно-защитных зон в соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222.
Как указано в главе VII «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почвах на разной глубине, а также уровень радиационного фона не должны превышать гигиенические нормативы (пункт 117).
Согласно пункту 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации объектов (санитарно-защитная зона 1000 м); скотомогильники с биологическими камерами - ко II классу опасности (санитарно-защитная зона 500 м).
Действительно, Порядок допускает ликвидацию бесхозяйных скотомогильников без их предварительного обращения в собственность края, однако, в отсутствие действующих нормативных требований к соответствующим мероприятиям на федеральном уровне следует руководствоваться вышеприведенными общими принципами земельного законодательства.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, требования о принятии в собственность Алтайского края бесхозяйных скотомогильников, в отношении которых принято решение о ликвидации, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы административных ответчиков о недоказанности их бездействия являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания приведенных норм следует, что для удовлетворения заявленных требований необходимо установление факта неисполнения административным ответчиком возложенной на него законом обязанности.
В силу статьи 11 Закона Алтайского края от 02 сентября 2015 года № 68-ЗС «О Правительстве Алтайского края» Правительство Алтайского края в сфере экологии участвует в реализации единой государственной политики в области экологии, охраны окружающей среды, сельского хозяйства на территории Алтайского края; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.
Правительством Алтайского края в нарушение требований части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не было представлено доказательств проведения организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию предусмотренных законом полномочий в сфере защиты населения от опасных болезней и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, отсутствуют доказательства принятия в собственность Алтайского края спорных бесхозяйных скотомогильников, соответствующее незаконное бездействие является основанием для возложения на ответчика конкретных обязанностей в целях устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах требования прокурора Бурлинского района Алтайского края подлежат удовлетворению.
Суд с учетом положений ч. 2 ст. 178, ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также характера предъявляемых к ответчику административных исковых требований полагает необходимым установить срок для исполнения возложенной судом обязанности.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Бурлинского района Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края удовлетворить.
Обязать Правительство Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о приобретении в государственную собственность субъекта Алтайского края объектов биологических отходов, расположенных на территории Бурлинского района Алтайского края:
- скотомогильник, находящийся в 1 км в восточном направлении от населенного пункта с.Лесное Бурлинского района Алтайского края;
- скотомогильник, находящийся в 1,1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новопесчаное Бурлинского района Алтайского края;
- скотомогильник, находящийся в 1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новоандреевка Бурлинского района Алтайского края.
Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края в течение шести месяцев со дня принятия Правительством Алтайского края решения о приобретении скотомогильников в государственную собственность Алтайского края обеспечить государственный регистрационный учет и внесение сведений в реестр государственного имущества Алтайского края в отношении объектов биологических отходов, расположенных на территории Бурлинского района:
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1 км в восточном направлении от населенного пункта с.Лесное Бурлинского района Алтайского края;
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1,1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новопесчаное Бурлинского района Алтайского края;
- законсервированный скотомогильник, находящийся в 1 км в северном направлении от населенного пункта с.Новоандреевка Бурлинского района Алтайского края.
Согласно положениям ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ Правительству Алтайского края и Управлению имущественных отношений Алтайского края необходимо сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Бурлинского района Алтайского края в течение 1 месяца со дня истечения срока, установленного судом для исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Бурлинский районный суд Алтайского края со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Климук
Мотивированное решение изготовлено 25.08.2022.