РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03апреля 2018 года город Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Дятлова А.Ю., при секретаре Терехиной О.А. с участием истца Крючкова С.С., его представителя Гончарова Д.В., действующего по устному заявлению, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-617/2018 Крючкова Сергея Сергеевича к администрации городского поселения Тельминского муниципального образования о признании права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Истец мотивирует свои требования тем, что является единственным наследником земельного участка по адресу: «данные изъяты», площадью 00 кв.м., собственником которого с 0000 года являлся его прадед П, который умер 00.00.0000 года. Сразу после смерти прадеда он въехал с семьей в дом, расположенный по указанному выше адресу, уП было два сына: П, 00.00.0000 г.р., П, 00.00.0000 г.р. П. умер 00.00.0000 года, детей и жены не имел. П. умер 00.00.0000 года, у него был сын Крючков С.Н. (его отец), который умер 00.00.0000 года, кроме истца детей не имел. За время проживания на указанном земельном участке с 0000 года по настоящее время он следил за состоянием земельного участка и построек на нем, облагораживал его, построил на нем новый дом, отремонтировал баню, поставил новый забор из металлического профиля, то есть фактически принял наследство, оставшееся после прадеда и добросовестно относился к нему. Однако, в связи с тем, что его прадед не оформил данную землю в собственность, унаследовать его по закону было невозможно в силу законодательства РФ. Достроив на земельном участке дом, он обратился в администрацию городского поселения Тельминского муниципального образования, о предоставлении документа дающего возможность истцу оформить участок в собственность, однако в администрации в выдаче такого документа истцу было отказано ввиду отсутствия сведений о собственнике земельного участка. Была выдана выписка из похозяйственной книги № 00 от 00.00.0000 года, в которой кроме лицевого счета хозяйства и площади земельного участка иных сведений нет. Таким образом, на основании домовой книги, П владел земельным участком с 0000 года, то есть до момента своей смерти фактически являлся собственником 00 года. После его смерти фактическим пользователем земельного участка до настоящего момента стал он и пользуется этим участком 00 лет. Таким образом, путем сложения общий срок владения земельным участком им и его предшественником 00 года. Иные лица своих прав на спорный земельный участок не предъявили. С учетом изложенного, просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 00 кв.м. по адресу: «данные изъяты».
Истец Крючков С.С. и его представитель Гончаров Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив суду, что с 0000 года, после смерти прадеда П, добросовестно, открыто, непрерывно владеет спорным земельным участком.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представителем Желновой С.В. суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в принятии решения полагается на усмотрение суда.
Выслушав пояснения истца и его представителя, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо -гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 3).
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 N 10/22 возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из похозяйственной книги № 00, адрес хозяйства: «данные изъяты», отсутствуют сведения о правах на земельный участок площадью 00 кв.м., также отсутствуют документы, подтверждающие право собственности, владения, пользования /л.д. 11/.
Согласно техническому паспорту на жилой дом индивидуального жилищного фонда, по адресу: «данные изъяты», составленному по состоянию на 00.00.0000 года, общая площадь дома составляет 00 кв.м. По экспликации земельного участка по данному адресу фактическая площадь земельного участка составляет 00 кв.м., в том числе: застроено 00 кв.м., двор 00 кв.м., огород 00 кв.м. /л.д. 12-15/.
Суду представлена схема расположения земельного участка по адресу: «данные изъяты», которая также подтверждает площадь земельного участка 00 кв.м. /л.д. 29/.
Как следует из справки о составе семьи № 00 от 00.00.0000 года /л.д. 16/, по адресу: «данные изъяты», постоянно проживал по день смерти и был зарегистрирован П.
Суду представлена справка от 00.00.0000 года, выданная Бюро технического учета, а также выписка из домовой книги, из которых следует, что владельцем дома по адресу: «данные изъяты», с 00.00.0000 года являлся П.Согласно свидетельству о смерти «данные изъяты» /л.д. 20/ П умер 00.00.0000 года.
П, рожденный 00.00.0000 года в «данные изъяты», умер 00.00.0000 года, что подтверждается свидетельством о смерти «данные изъяты» /л.д. 21/.
П, рожденный 00.00.0000 года, умер 00.00.0000 года, что подтверждается свидетельством о смерти «данные изъяты» /л.д. 22/.
Свидетельством о смерти «данные изъяты» /л.д. 23/ подтверждается, что Н, рожденный 00.00.0000 года у П и К, умер 00.00.0000 года (свидетельство о рождении «данные изъяты» /л.д. 25/).
Родителями Н, рожденного 00.00.0000 года в «данные изъяты», являются П и К, что следует из свидетельства о рождении «данные изъяты» /л.д. 24/.
П и А являются родителями Н, рожденного 00.00.0000 года в «данные изъяты», что подтверждается свидетельством о рождении «данные изъяты» /л.д. 25/.
В соответствии с свидетельством о рождении от 00.00.0000 года /л.д. 26/ Н является отцом, а К матерью Крючкова Сергея Сергеевича, рожденного 00.00.0000 года в городе «данные изъяты».
По сведениям нотариуса Усольского нотариального округа Иркутской области Карибской А.В. от 00.00.0000 года, нотариусом Усольского нотариального округа Иркутской области Пятница В.В. наследственное дело к имуществу П, умершего 00.00.0000 года, не заводилось.
Из пояснений истца Крючкова С.С. следует, что его прадед П владел спорным земельным участком с 0000 года. После смерти П в 0000 году указанным земельным участком он добросовестно, открыто и непрерывно владеет с 0000 года.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что истец на протяжении девяти лет, а его прадед с 0000 по 0000 года добросовестно, открыто и непрерывно владели спорным земельным участком, за указанный период времени никто не предъявлял прав на земельный участок, спора о праве судом не установлено, суд приходит к выводу, что требование о признании за нем права собственности на спорный земельный участок подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Крючковым Сергеем Сергеевичем право собственности на земельный участок по адресу: «данные изъяты», площадью 00 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09.04.2018 года.
Судья А.Ю. Дятлов