Дело № 2а-1097/2021
УИД 33RS0014-01-2021-001145-27
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 июля 2021 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Муравьевой Т.А.
при секретаре Кузьминой Е.С.,
с участием представителя административного истца Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Опарина В.В., представителя заинтересованного лица администрации Муромского района Коробкова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП Муромского района «Машинно-технологическая станция «Окская» об оспаривании бездействия и обязании привести в соответствие качество питьевой воды,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Владимирской области, действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным иском к МУП Муромского района «Машинно-технологическая станция «Окская» (далее – МУП МТС «Окская») и, уточнив заявленные требования, просит:
признать противоправным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении пункта 1 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства № 95-06 от 06.08.2020;
обязать административного ответчика привести в соответствие требованиям санитарного законодательства Российской Федерации качество питьевой воды в с. Панфилово Муромского района в срок до 1 января 2022 года.
Определением от 14 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Муромского района.
Определением от 8 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Ковардицкое Муромского района.
Определением от 6 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен КУМИЗ администрации Муромского района.
В обоснование заявленных требований указано, что с 15.07.2020 по 06.08.2020 на основании распоряжения органа государственного контроля № 95-06 от 10.07.2020 в отношении МУП МТС «Окская» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно качество питьевой воды из скважины № 1109/61 и водопровода с. Панфилово не отвечает гигиеническим требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по органолептическому показателю – мутность и содержание вредного химического вещества – железа (суммарно), следовательно, не безвредна по химическому составу, использование воды представляет опасность для здоровья населения. Результаты проведенной внеплановой выездной проверки зафиксированы в акте № 95-06 от 06.08.2020, возражений на который со стороны административного ответчика не представлено. За допущенные нарушения МУП МТС «Окская» привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25 000 руб. Кроме того, в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями санитарного законодательства МУП МТС «Окская» выдано предписание № 95-06 от 06.08.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства, п. 1 которого предусмотрено в срок до 25.01.2021 довести качество питьевой воды в с. Панфилово до требований п. 3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды центральзованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». По истечении указанного срока на основании распоряжения № 22-06 от 04.02.2020 проведена внеплановая выездная проверка выполнения требований п. 1 вышеуказанного предписания, в ходе которой установлено, что МУП МТС «Окская» п. 1 предписания № 95-06 от 06.08.2020 не выполнен. Таким образом, качество питьевой воды в с. Панфилово МУП «МТС «Окская» не приведено в соответствие требованиям п. 3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В связи с неисполнением в установленный срок п. 1 предписания на МУП МТС «Окская» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поэтому административный истец вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Опарин В.В. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям и просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации Муромского района Коробков Н.А. оставил решение на усмотрение суда. Пояснил, что в настоящее время подготовлено техническое задание на изготовление программы по улучшению состояния питьевой воды. Указанная программа согласуется с администрацией Муромского района и направляется для утверждения в Департамент цен и тарифов, после чего направляется в ресурсно-снабжающую организацию для исполнения. Программа носит долгосрочный характер. В случае выявления нарушений Управление Роспотребнадзора направляет уведомление в ресурсно-снабжающую организацию и в орган местного самоуправления, после чего техническое задание уточняется, и вносятся уточнения в программу. После подготовки проекта и определения сметной стоимости возможно вхождение в программу «Чистая вода», реализация которой приведет к надлежащему качеству воды.
Представитель административного ответчика МУП МТС «Окская», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица КУМИЗ администрации Муромского района в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 51 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
На основании п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарных правил СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды центральзованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24.
Статья 46 Федерального закона № 52-ФЗ определяет, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор кроме прочих осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 49 Федерального закона № 52-ФЗ должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно- эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 (ред. от 27.07.2017) утверждено Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (далее - Положение), согласно п. 3 которого государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
В соответствии с п. 5 Положения организацию государственного надзора осуществляют руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно- эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации Муромского района от 06.04.2021 № 279 гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в границах территорий сельских поселений Муромского района Владимирской области, куда входит с. Панфилово, определено МУП МТС «Окская» (л.д. 174-175).
Согласно Уставу основной целью деятельности МУП МТС «Окская» является решение социальных задач в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов социального значения, предприятий и населения Муромского района и осуществление деятельности в сфере сельскохозяйственного производства (п. 2.1).
Для достижения целей, указанных в п. 2.1 Устава, предприятие осуществляет в установленном законе порядке в том числе сбор, очистку и распределение воды (п. 2.2.2 Устава) (л.д. 93-111).
В ходе проведения с 15.07.2020 по 06.08.2020 внеплановой выездной проверки на основании распоряжения органа государственного контроля № 95-06 от 10.07.2020 в отношении МУП МТС «Окская» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно: качество питьевой воды из скважины № 1109/61 и водопровода с. Панфилово не отвечает гигиеническим требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по органолептическому показателю – мутность и содержание вредного химического вещества – железа (суммарно), следовательно, не безвредна по химическому составу, использование воды представляет опасность для здоровья населения. Указанные нарушения выявлены на основании проведенных лабораторных исследований и отражены в акте проверки № 95-06 от 06.08.2020 (л.д. 12-13, 14-17, 18-20).
За допущенные нарушения МУП МТС «Окская» привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25 000 руб. (л.д. 21-22, 23-24).
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями санитарного законодательства МУП МТС «Окская» выдано предписание № 95/06 от 06.08.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства, а именно довести качество питьевой воды в с. Панфилово до требований п. 3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», со сроком исполнения до 25.01.2021 (л.д. 25-26).
По истечении срока исполнения выданного предписания на основании распоряжения № 22-06 от 04.02.2020 органа государственного контроля в отношении МУП МТС «Окская» проведена внеплановая выездная проверка выполнения требований предписания (л.д. 27-28).
В соответствии с проведенными лабораторными исследованиями, отраженными в экспертных заключениях №№ 79 и 80 от 16.02.2021, установлено, что МУП МТС «Окская» п. 1 предписания № 95/06 от 06.08.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства не исполнен, качество питьевой воды в с. Панфилово не доведено до требований п. 3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что подтверждено актом проверки от 25.02.2021 № 22-06 (л.д. 29-34, 35-36).
В связи с неисполнением в установленный срок п. 1 предписания № 95/06 от 06.08.2020 об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства в отношении МУП МТС «Окская» 08.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 37-38).
На 2020-2025 гг. МУП МТС «Окская» утвержден план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в перечень которых входит разработка ПСД на строительство станции обезжелезивания на скважине № 1109/61 в с. Панфилово в 2021 году (л.д. 114-117).
04.06.2021 между администрацией Муромского района (муниципальный заказчик) и ООО «ПСК» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № 15 на выполнение проектных и изыскательных работ в целях строительства объекта «Станции водоподготовки водоснабжения с. Панфилово Муромского района. Согласно п. 3.1 данного контракта срок завершения выполнения работ установлен до 01.11.2021 (л.д. 127-137).
Постановлением администрации Муромского района от 13.07.2021 № 637 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы МУП МТС «Окская» на 2022-2026 гг., срок подготовки проекта которой установлен до 01.12.2021 (л.д. 206, 207-213).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ).
При этом п. 1.3 СанПин 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Несоблюдение требований санитарного законодательства создает угрозу возникновения неинфекционных заболеваний. Превышение предельных допустимых концентраций химических соединений в питьевой воде оказывает вредное воздействие на здоровье граждан, длительное употребление воды с повышенным содержанием железа увеличивает риск инфарктов, может сказываться на морфологическом составе крови, способствует возникновению аллергических реакций и негативно влияет на репродуктивную функцию, поражает костную систему.
Поэтому в целях устранения выявленных нарушений санитарных правил и нормативов и предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен настоящий административный иск, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Владимирской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП Муромского района «Машинно-технологическая станция «Окская», выразившееся в неисполнении пункта 1 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований санитарного законодательства № 95-06 от 06.08.2020.
Обязать МУП Муромского района «Машинно-технологическая станция «Окская» привести в соответствие требованиям санитарного законодательства Российской Федерации качество питьевой воды в с. Панфилово Муромского района в срок до 1 января 2022 года.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.А. Муравьева