№2-909/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
при секретаре Кадыровой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федяновой М.П. к ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ в г.Смоленске о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Федянова М.П. обратилась в суд с иском к ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ в г.Смоленске о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в обоснование которого указала, что 08.11.2018 решением ответчика ей отказано в назначении таковой из-за отсутствия требуемого количества специального стажа, при этом, УПФ необоснованно не были включены в таковой периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и на усовершенствовании с отрывом от производства и с сохранением средней заработной платы с 28.10.2002 по 11.11.2002, с 25.11.2002 по 24.12.2002, с 19.11.2007 по 17.12.2007, с 05.09.2012 по 16.10.2012, с 16.05.2017 по 14.06.2017, когда истец работала в должности врач-акушер-гинеколог акушерского отделения Клинической больницы скорой медицинской помощи г.Смоленска.
Период же с 01.11.1996 по 01.09.1997 прохождения клинической интернатуры по акушерству и гинекологии на базе Клинической больницы скорой медицинской помощи г.Смоленска необоснованно включен в специальный стаж в календарном исчислении.
Указанное решение считает необоснованным и просит суд зачесть спорные периоды в стаж работы в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев), а также возместить понесенные ею расходы по оплате юридических услуг в размере 25 000 руб. и уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании представитель истицы Лабутин А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно указав, что в период трудовой деятельности в рамках прохождения интернатуры истец работала полный рабочий день и выполняла объем работы врача-хирурга, о чем свидетельствуют выписки из операционных журналов, копии истории болезней, вследствие чего данный период должен быть зачтен в льготном исчислении.
В Решении УПФ в качестве аргументов, обосновывающих отказ во включении периода работы истца в должности врача-интерна по акушерству и гинекологии КБСМП в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном порядке, было указано, что должность «врач-интерн» не предусмотрена «Перечнем структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев» (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781) и то, что не подтверждается выполнение врачем-интерном функциональных обязанностей по должности оперирующего врача-специалиста в отделении хирургического профиля стационара.
Однако, согласно справки от 12.10.2018 б/н ОГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи» приказом №212-к от 01.11.1996 истец была принята на должность врача-интерна по акушерству и гинекологии, обязанности которого исполняла с 01.11.1996 по 01.09.1997. Приказ об увольнении №166 от 01.09.1997.
В трудовой книжке Федяновой М.П. указано, что она была принята на должность врача-интерна по акушерству и гинекологии с оплатой по 9 разряду ЕТС.
В период работы истца в должности врача-интерна по акушерству и гинекологии действовало постановление Совета Министров РСФСР №464 от 06 сентября 1991 года «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», которое предусматривает льготное исчисление стажа 1 год за 1 год и 6 месяцев для врачей-хирургов всех наименований, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.10.2002 №781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном порядке засчитывается работа в отделениях и должностях указанных в «Перечне структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей...», согласно которому право на льготное исчисление имеют оперирующие врачи специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационара, в том числе акушерского.
Факт выполнения истцом функциональных обязанностей оперирующего врача специалиста подтверждается выписками из архива ОГБУЗ КБСМП об оперативной активности, ведении пациентов и медицинской документации врача акушера-гинеколога Федяновой М.П. за периоды с 01.10.1996 по 31.12.1996 и за период 1997 год.
Анализ положений Приказа Минздрава СССР от 16 августа 1972 года №669 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)» свидетельствует о том, что характер работы, выполняемый врачом-интерном и врачом-специалистом соответствующего профиля одинаков.
Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года №367, врач-интерн относится к категории специалистов.
Таким образом, с учетом характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы и выполняемых им функциональных обязанностей, период с 01 ноября 1996 года по 01 сентября 1997 года подлежит включению в специальный стаж заявителя, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Аналогичным образом должны быть зачтены и исчислены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и на усовершенствовании с отрывом от производства и с сохранением средней заработной платы, поскольку сама работа, во время которой истица приказами работодателя направлялась на соответствующие курсы, зачтена ответчиком в ее специальный стаж в льготном исчислении.
Просит об удовлетворении заявленного иска в полном объеме.
Представитель ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске Ярославцева А.В. исковые требования не признала, пояснив, что истице обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа, поскольку на дату обращения за пенсией ее стаж работы, дающей право на досрочное назначение таковой, составлял 27 лет 01 месяц 16 дней.
Период прохождения клинической интернатуры по акушерству и гинекологии на базе Клинической больницы скорой медицинской помощи г.Смоленска не может быть зачтен в стаж работы истицы в льготном исчислении, поскольку должность «врач-интерн» не предусмотрена «Перечнем структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев» (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781), а, кроме того, не подтверждается выполнение врачем-интерном функциональных обязанностей по должности оперирующего врача-специалиста в отделении хирургического профиля стационара.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не могут быть зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку это противоречит положениям пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, и положениям п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 №5, исключающих такую возможность.
В любом случае заявленные ко взысканию судебные расходы находит чрезмерно завышенными, прося, в случае удовлетворения иска, о снижении истребуемых сумм до разумных пределов.
В удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из положений ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и 32 Федерального закона №400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Часть 3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации ст.30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.п.«н» п.1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз.4 и 5 п.2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В судебном заседании установлено, что 16.08.2018 Федянова М.П. обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-УПФР в Промышленном районе г.Смоленска (до реорганизации) №47135/17 от 08.11.2018 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа.
На дату обращения стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 27 лет 01 месяц 16 дней, так как в него не включены, либо календарно исчислены оспариваемые истицей периоды.
Так, пенсионным органом период с 01.11.1996 по 01.09.1997 прохождения клинической интернатуры по акушерству и гинекологии на базе Клинической больницы скорой медицинской помощи г.Смоленска включен в специальный стаж истицы в календарном исчислении.
Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки Федяновой М.П. усматривается, что 01.11.1996 она была принята на должность врача-интерна по акушерству и гинекологии в ОГБУЗ «КБСМП» с оплатой по 9 разряду ЕТС.
01.09.1997 уволена по собственному желанию в связи с окончанием интернатуры (Приказ №166к от 01.09.1997).
Согласно п.п. "б" п.5 вышеназванных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в п.п.1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п.6 Правил.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год 6 месяцев, также утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, к такой категории лиц отнесены оперирующие врачи - специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационаров.
Судом установлено, что в период прохождения интернатуры истица осуществляла лечебную деятельность в ОГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи».
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» интернатура – это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация). На основании Положения о первичной годичной послевузовской подготовке (интернатура) выпускников медицинских и фармацевтических высших учебных заведений и медицинских факультетов государственных университетов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №217 от 24.07.1997, время обучения в интернатуре входит в общий и специальный трудовой стаж. На интернов оформляется трудовая книжка (п.4). В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей и провизоров соответствующих специальностей (п.25). Заработная плата интернам, проходящим интернатуру в базовых учреждениях здравоохранения, выплачивается за счет этих учреждений по должностям интернов и в соответствии с Единой тарифной сеткой (п.27).
Кроме того, согласно приказу Минздрава СССР от 16.08.1972 №669 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)», установлено, что врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры. Приказом Минздрава СССР от 16.08.1972 №669 было установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Также отмечалось, что заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.
В соответствии с Положением «Об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов», утвержденным Приказом Минздрава СССР от 20.01.1982 №44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» выпускники медицинских институтов и медицинских факультетов университетов проходят интернатуру в соответствии с назначением комиссии по персональному распределению молодых специалистов на основе Положения о межреспубликанском, межведомственном и персональном распределении. Направление в интернатуру осуществляется приказом ректора медицинского института (декана медицинского факультета университета) с указанием специальности, профиля подготовки и места прохождения интернатуры. Основанием для допуска к прохождению интернатуры являются выписка из приказа о направлении в интернатуру и диплом врача, предъявляемые врачом-выпускником органу здравоохранения (министерству здравоохранения автономной республики, краевому, областному отделу здравоохранения, территориальному подразделению медицинской службы министерства, ведомства и т.п.). Орган здравоохранения, на основании полученных документов, приказом направляет молодого специалиста в интернатуру в одно из учреждений здравоохранения, утвержденных в установленном порядке в качестве базы интернатуры. Руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности. После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста. Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа, в порядке, предусмотренном Инструкцией «О порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющих непосредственное обучение указанных врачей», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 16.08.1972 №669.
Таким образом, законодателем определен порядок прохождения интернатуры выпускниками медицинских высших учебных учреждений, согласно которому выпускника зачисляют в соответствующее медицинское учреждение в качестве врача-интерна по соответствующей специальности, ему производится оплата труда и выдается трудовая книжка, врачи-интерны подчиняются руководству базового учреждена здравоохранения, а при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе.
Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения (пункт 16).
Из материалов дела усматривается, что в анализируемый период прохождения интернатуры Федянова М.П. проводила и участвовала в проведении операций, что подтверждается архивной справкой, выданной ОГБУЗ «КБСМП», согласно которой в период с 01.10.1996 по 31.12.1996 ею выполнено 13 оперативных вмешательств, в 1997 году – 32 операции.
При таких обстоятельствах Пенсионный фонд пришел к обоснованному выводу о том, что период прохождения интернатуры не может быть исключен из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, таковой не может быть включен в стаж заявителя в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), поскольку врач-интерн работает под контролем врача специалиста, специфика и характер его деятельности отличаются от специфики и характера профессиональной деятельности врача-специалиста, указанной в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, действовавшим в спорные периоды, которым предусмотрены врачи-хирурги всех наименований отделений хирургического профиля стационаров.
В разделе «Наименование должностей» вышеупомянутого Перечня поименованы оперирующие врачи. Врач-интерн не является врачом-специалистом, поскольку период прохождения интернатуры – это период послевузовского профессионального образования и обязательной профессиональной подготовки. Специальность по определенному разделу медицины врачом-интерном приобретается только после окончания интернатуры, и только после этого он может относиться к врачам-специалистам, о чем ему выдается соответствующий документ.
Таким образом, оснований для возложения обязанности на ответчика по исчислению специального стажа истца период с 01.11.1996 г. по 01.09.1997г. льготно, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, не имеется.
Далее, истица просит включить в ее специальный стаж вышеупомянутые периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании усматривается, что в спорные периоды Федянова М.П. действительно направлялась работодателем на обучение, о чем свидетельствует справка работодателя, выданная на основании соответствующих приказов.
Указанные обстоятельства ответчиком фактически не оспариваются.
В силу ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации.
Таким образом, учебные отпуска являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, в связи с чем, должны быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Поэтому период нахождения в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому периоды нахождения на курсах усовершенствования являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы.
Сотрудник направляется на курсы повышения квалификации на основании приказа. При этом за ним сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Закон не предусматривает ограничения прав граждан в части исключения времени нахождения на курсах повышения квалификации из стажа работы по специальности.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации (иного рода обучение), а также в командировках, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Таким образом, анализируемые периоды приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на соответствующие курсы и командировки, следовательно, исчисление спорного стажа следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в спорные периоды времени истец работал в учреждении и занимал должность, предусматривающую льготное исчисление стажа, который ответчиком был зачтен в исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, суд приходит к выводу о необходимости зачета указанных периодов в его специальный стаж в аналогичном исчислении.
Согласно ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона.
Поскольку, на момент обращения истца в УПФ (с учетом периодов работы, зачтенных настоящим решением суда) у нее не имелось 30 лет специального медицинского стажа, в назначении страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ с момента обращения за ней ответчиком отказано обосновано.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ст.98 ГПК РФ).
В соответствии с п.4, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.
Суду представлена квитанция, из которой усматривается, что за подачу данного искового заявления истцом уплачено 300 руб., которые безусловно должны быть возвращены в его в адрес.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Исходя из смысла ст.98, 100 ГПК РФ возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, что нашло отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 года №437-О-О.
Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
В материалы дела представлены договор на оказание правовой помощи и расписка от 24.12.2018, согласно которым истцом в пользу представителя по делу Лабутина А.С. уплачено 25 000 руб. за оказание правовой помощи, подготовку искового заявления, представление интересов истца в суде по настоящему спору.
С учетом всех обстоятельств дела, а также принципа разумности и справедливости, объема выполненной юридической услуги, сложности рассматриваемого в суде спора, а так же факта частичного удовлетворения заявленных требований, суд приходит к убеждению о необходимости возмещения понесенных истцом расходов и взыскании таковых в размере 5 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федяновой М.П. удовлетворить частично.
Обязать ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ в г.Смоленске включить в специальный стаж работы Федяновой М.П., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 28.10.2002 по 11.11.2002, с 25.11.2002 по 24.12.2002, с 19.11.2007 по 17.12.2007, с 05.09.2012 по 16.10.2012, с 16.05.2017 по 14.06.2017, которые исчислить льготно, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В удовлетворении иных требований отказать.
Взыскать с ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ в г.Смоленска в пользу Федяновой М.П. в счет оплаты юридических услуг 5 000 руб., а также 300 руб. в возврат уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.В.Селезенева