Судья Мельников С.Е. дело № 33-871
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 17 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Волковой О.В.,
судей Кольцовой Е.В., Халиулина А.Д.,
при секретаре Иванове И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 21 марта 2016 года, которым постановлено исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл согласовать Перечень мест массового пребывания людей, сформировать предварительный список категорирования мест массового пребывания людей на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Волковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл об обязании принять меры по определению согласованного Перечня мест массового пребывания людей, созданию межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей, формированию предварительного списка категорирования мест массового пребывания людей на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл, с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика согласовать Перечень мест массового пребывания людей, сформировать предварительный список категорирования мест массового пребывания людей на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл.
В обоснование требований указал, что Горномарийской межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления законодательства о противодействии терроризму, которой установлено, что администрацией муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» не определен согласованный Перечень мест массового пребывания людей, на основании которого не создана межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей, а также не сформирован предварительный список категорирования мест массового пребывания людей на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл просит отменить решение суда, указывает, что суд при рассмотрении дела по существу вышел за пределы заявленных исковых требований, чем нарушил положения части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения прокурора Бузунова Ю.В., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу пункта 7 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Как следует из положений пунктов 29, 42 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, в правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с разделом 1 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
Согласно разделу 2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях устранения недостатков, выявленных в ходе прокурорской проверки, Постановлением администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл от 18 февраля 2016 года № 70 «О создании межведомственной комиссии по обследованию мест с массовым пребыванием людей на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» создана комиссия, являющаяся постоянно действующим координационным органом, деятельность которого направлена на проведение обследования и категорирования мест с массовым пребыванием людей.
Перечень мест массового пребывания людей в пределах муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» не согласован с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; отсутствует план работы межведомственной комиссии, включающий в себя сроки проведения обследования мест с массовым пребыванием людей на территории муниципального района с целью присвоения категории мест массового пребывания людей.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами права, учитывая, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку им правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, поскольку требования о возложении обязанности согласовать Перечень мест массового пребывания людей, сформировать предварительный список категорирования мест массового пребывания людей на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл истцом не заявлялись, являются несостоятельными. В соответствии с положениями статьи 196 ГПК РФ суд рассматривает спор в рамках заявленных требований и не вправе выйти за пределы заявленных требований за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Как следует из протокола судебного заседания от <дата>, помощник Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл Кашарина Я.Е. в ходе судебного заседания уточнила исковые требования, просила обязать ответчика согласовать Перечень мест массового пребывания людей, сформировать предварительный список категорирования мест массового пребывания людей на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, применены судом первой инстанции правильно, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 21 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл – без удовлетворения.
Председательствующий Волкова О.В.
Судьи Кольцова Е.В.
Халиулин А.Д.