Решение по делу № 2-1258/2016 от 14.12.2016

Дело 2-1258/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2016 года                                           г. Петровск- Забайкальский

                                       Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи                 Герасимовой Н.А.,

при секретаре                                 Юнжаковой И.А.,

с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора

                                    Арсалановой С.Б.

представителя ответчика - ЗМРО АО «Читаэнергосбыт»

                                    Худобердиной В.А.,

действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица ООО «Надежда»        Кононовой Н.Г.,

действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах Мироновой В. С. к ЗМРО АО «Читаэнергосбыт», с участием третьих лиц ПАО «МРСК Сибири-Читаэнерго», ООО «Надежда» о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что Петровск-Забайкальской межрайпрокуратурой проведена проверка по обращению Мироновой B.C., имеющей в собственности жилое помещение по адресу: ул. Спортивная, д. 3-А, кв., г. Петровск-Забайкальский (свидетельство о государственной регистрации права 75 АА № 210336), по вопросу неправомерности начисления платы за общедомовые нужды на электроэнергию ОАО «Читаэнергосбыт» по указанному адресу. Пунктом 33 раздела V постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление от 06.05.2011 № 354) потребитель имеет право, в том числе получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги. Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Установлено, что ОАО «Читаэнергосбыт» производит расчет и выставляет гражданам на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Петровск-Забайкальский, ул. Спортивная, д.3-А, что подтверждается информацией ОАО «Читаэнергосбыт». Действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление от 06.05.2011 № 354) предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: - при непосредственном управлении многоквартирным домом; - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; - в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно п. п. 8, 9 Постановление от 06.05.2011 № 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом. Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления    собственниками    помещений    дома    непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу п. 44 Постановления от 06.05.2011 № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств. Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Установлено, что случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации - ОАО «Читаэнергосбыт» не выявлено, так же как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Считает, что ОАО «Читаэнергосбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. При изложенных обстоятельствах определение задолженности за ОДН со стороны ОАО «Читаэнергосбыт» является незаконным, что нарушает права жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, ул. Спортивная, д.3-А, в том числе Мироновой B.C. на получение от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги (п. 33 раздела V Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), а также обеспечение условий для осуществления жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, ул. Спортивная, д.3-А, в том числе Мироновой B.C. права на потребление коммунальными услугами. Выявленные нарушения закона подтверждаются актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, актом проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии, актом замены приборов учета, актами Технической проверки, ведомственными начислениями, информацией из ОАО «Читаэнергосбыт», договором на оказание услуг многоквартирному дому. Миронова Валентина Сергеевна, 24.07.1959 г.р., является пенсионером по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением. На основании вышеизложенного считает, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Мироновой B.C., так как последняя является пенсионером по старости, а также в силу возраста, юридической неграмотности и финансового положения не может самостоятельно обратиться в суд. Просит признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО ПАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, ул. Спортивная, д. 3-А, в том числе Мироновой B.C.

В судебном заседании помощник прокурора района Арсаланова С.Б. исковые требования поддержала, пояснив, что полностью поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении, просит исковые требования удовлетворить.

Истица Миронова В.С. в судебном заседании исковые требования прокурора района поддержала, также просила их удовлетворить, пояснив, что полностью поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Худобердина В.А. в судебном заседании исковые требования признала в части, пояснив, что жители дома выбрали управляющую компанию с 01 мая 2015 года, ранее был непосредственный способ управления, в связи с чем, до указанной даты действия ответчика по предъявлению платы по ОДН непосредственно жителям данного дома были правомерными.

Представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири-Читаэнерго» в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, дело слушанием отложить не просил, в связи с чем, признавая неявку представителя третьего лица не уважительной, суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «Надежда» Кононова Н.Г. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями прокурора района согласилась в части, пояснив, что полностью поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что дом № 3 а ул.Спортивная принят ООО «Надежда» на обслуживание с 01.06.2006, с собственниками помещений был заключен договор управления. В декабре 2011 года собственники помещений дома № 3 а ул.Спортивная избрали непосредственный способ управления и с 01.03.2012 заключили с ООО «Надежда» договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома. ООО «Надежда» несла ответственность перед собственниками помещений дома № 3 а в рамках заключенного договора. При непосредственном способе управления общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме продолжает осуществлять свои полномочия как орган управления в многоквартирном доме. 11 января 2013 года был подписан акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому на балансе ПАО «МРСК Сибири находится общедомовой прибор учета, граница ответственности ООО «Надежда» начинается за общедомовым прибором учета. ООО «Надежда» на баланс общедомовой прибор учета не принимала. При начислении оплаты за общедомовые нужды используются показания общедомового прибора учета, однако установка и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета должны быть осуществлены в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, АО «Читаэнергосбыт» незаконно требует оплаты на общедомовые нужды по общедомовым приборам учета, которые не введены в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, а не только потому, что домом управляет управляющая компания. Процедура допуска приборов учета в эксплуатацию установлена п.п. 152-1 54 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск приборов учета осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, уполномоченного представителя, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договору оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по дому. Процедура установки и допуска прибора учета в эксплуатацию являются самостоятельными, регламентируются отдельными пунктами Основных положений, требуют и в том и в другом случае уведомления, а также участия собственника энергопринимающих устройств и иных уполномоченных лиц. Таким образом, собственники помещений дома № 3 а ул.Спортивная должны были выбрать своего представителя, либо поручить обслуживающей организации участвовать при установке и допуске коллективного прибора учета электроэнергии. Сетевая организация, в данном случае, ПАО «МРСК Сибири» при установке и допуске общедомового прибора учета игнорировала как обслуживающую дом организацию, так и представителей дома. Непосредственный способ управления на доме № 3 а ул.Спортивная действовал до 01 мая 2015 года, когда собственники помещений вышеуказанного дома избрали способ управления - управление управляющей компании и в качестве управляющей компании выбрали ООО «Надежда». Согласно ст. 155 п. 7.1. собственники помещений на основании решения общего собрания собственников могут вносить оплату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме. (Федеральным законом № 123-ФЗ от 04.06.2011 в редакции 21.07.2014). Однако Федеральным законом № 176-ФЗ от 29.06.2015 « О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из п. 7.1. ст. 155 Жилищного кодекса исключены слова « за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме». Таким образом, подтверждено право потребителей электроэнергии оплачивать коммунальные услуги, в том числе и коммунальную услугу на ОДН, непосредственно в ресурсоснабжающие организации. При проведении общего собрания собственников помещений дома № 3 а ул.Спортивная 05.03.2015 в повестку дня были включены вопросы оплаты коммунальных услуг и вопрос распределения ОДН. Собственники проголосовали за оплату коммунальных услуг, а оплата ОДН также является коммунальной услугой, непосредственно в ресурсоснабжающие организации (отдано 68.75% % голосов), при этом решение это было принято на будущее время, на время, когда на доме будет способ управления - управление управляющей компанией. В договоре управления, который заключается с каждым собственником помещения в доме № 3 а ул.Спортивная отражено, что собственники помещений получать и оплачивать коммунальные услуги будут самостоятельно. 23.05.2016 общедомовой прибор учета на доме № 3 а ул.Спортивная был введен в эксплуатацию, с ООО «Читаэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 021430 и с 15 июня 2016 года собственникам помещений в многоквартирном доме № 3 а ул. Спортивная начисления на ОДН производятся по нормативу, сверхнормативное потребление электроэнергии предъявляется ООО «Надежда». Принимая во внимание изложенное, считает, что действия энергосбытовой компании ЗМРО ПАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жителям многоквартирного дома За ул.Спортивная до 23 мая 2016 года являются незаконными, не потому, что домом управляет управляющая компания, а потому, что общедомовой прибор учета не был принят и введен в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, а при отсутствии прибора учета в соответствии с п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг начисления на общедомовые нужды должны быть не больше нормативного.

Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из содержания искового заявления, прокурор района обратился в суд в интересах не только Мироновой В.С., но и в интересах неопределенного круга лиц – жильцов многоквартирного дома № 3 а по улице Спортивная в г. Петровск-Забайкальский.

Учитывая, что требование о признании действий ответчика по начислению и предъявлению платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, направлено на защиту прав лиц, у которых в будущем возникнет обязанность по внесению указанной платы, то есть круг лиц заранее не может быть определен, соответственно, обращение прокурора района как в интересах Мироновой В.С., так и в интересах неопределенного круга лиц – жильцов многоквартирного дома № 3 а по улице Спортивная в г. Петровск-Забайкальский, является легитимным.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.

При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442).

По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года. В противном случае в период с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организации к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.

В данном случае, при отсутствии сведений о том, что собственники жилого помещения самостоятельно обеспечили установку общедомового прибора учета, действия ресурсоснабжающей организации по установке данного прибора законны, в данной части действия ресурсоснабжающей организации прокурором района не оспариваются.

Вместе с тем, суд полагает обоснованными доводы представителя третьего лица – ООО «Надежда» о нарушении ПАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» действующего законодательства по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии исходя из следующего.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки (пункт 146 Основных положений).

В силу пункта 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.

При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме – уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается и не отрицается представителем ответчика, что при составлении актов о допуске ОДПУ представитель собственников жилья не присутствовал, кроме того, на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решение о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации – АО «Читаэнергосбыт» не было, также не было на общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.

Протоколом внеосередного общего собрания жителей дома № 3 а по улице спортивная в г. Петровск-Забайкальский от 12 декабря 2011 года принято решение о переходе с 01 марта 2012 года на непосредственный способ управления многоквартирным домом, с ООО «Надежда» заключен договор для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества данного дома, что отражено в протоколе итогов голосования от 11 января 2013 года.

При этом, представителем жильцов указанного дома избрана Дубовенко С.В.

03 октября 2012 года по адресу: г. Петровск-Забайкальский, ул. Спортивная, д.3-А произведена проверка работы прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии при участии представителя ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», представителя ОАО «Читаэнергосбыт», представителя ООО «Надежда», представителя ООО «Гарант», о чем составлен акт № 419, при этом, представителя собственников жилья многоквартирного дома Дубовенко С.В. не было (л.д.20).

При этом, представителем ответчика не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что представитель ООО «Надежда» либо представитель ООО «Гарант» были делегированы собственниками жилья, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом, для представления их интересов.

20 августа 2013 года представителем ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», представителем ОАО «Читаэнергосбыт», составлен акт замены прибора учета № 63 (л.д.22).

Также в указанном акте имеется подпись представителя потребителя УК ООО «Надежда» Яковлевой, однако представителем ответчика не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что представитель ООО «Надежда» была делегирована собственниками жилья, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом, для представления их интересов.

Как следует из указанного акта представителя собственников жилья Дубовенко С.В. при подписании данного акта не было.

10 сентября 2013 года представителем ОАО «МРСК Сибибири», представителем ОАО «Читаэнергосбыт» подписан акт № 417 технической проверки, допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, в качестве представителя потребителя указан Бурдуковский, при этом, доказательств, свидетельствующих о том, что жители многоквартирного дома делегировали его для представления их интересов, ответчиком не представлено, напротив, как указывалось выше, собственниками дома, избравшими непосредственный способ управления, избрана была их представителем Дубовенко С.В., которая при составлении указанного выше акта не присутствовала (л.д. 23-24).

19 августа 2014 года представителем ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», представителем ОАО «Читаэнергосбыт», представителя ООО «Надежда» Кононова Н.Г. составлен акт № 394 технической проверки /допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии (л.д. 25-26 ).

Вместе с тем, представителем ответчика не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что Кононова Н.Г. была делегирована собственниками жилья, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом, для представления их интересов.

19 августа 2015 года представителем ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» составлен акт № 274 технической проверки /допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии (л.д. 27-28 ), при этом представителя собственников жилья также не было.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что 12 декабря 2011 года решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома № 3 а по улице Спортивная в г. Петровск-Забайкальский выбран способ управления многоквартирным домом – непосредственный способ управления и с 01 марта 2012 года заключен договор с УК ООО «Надежда» об оказании услуг, договор управления многоквартирным домом не заключался, и лишь 05 марта 2015 года принято решение о переходе с 01 мая 2015 года на способ управления многоквартирным домом – управляющей компанией ООО «Надежда».

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически при проверке работы прибора учета, а также при разграничении балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон и при вводе прибора учета в эксплуатацию, представителя собственников жилья либо делегированного ими представителя не было.

То обстоятельство, что в актах содержатся сведения о присутствии ООО «Надежда», не подтверждает присутствие представителя потребителя, поскольку в судебное заседание не представлено доказательств, что лицо, от имени ООО «Надежда», расписавшееся в актах, имело правовые основания для представления интересов потребителей, фактически выбравших управление многоквартирным домом – непосредственное управление.

Поэтому прибор учета введен в эксплуатацию сетевой организацией самовольно, без уведомления потребителей.

Кроме того, исходя их смысла действующего законодательства, акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности, акты проверки работы приборов учета, акты технической проверки, к тому же, не подписанные собственниками либо уполномоченными ими лицами (иное не доказано), не подтверждают соблюдение требований вышеприведенных норм.

При таком положении и установленных по делу обстоятельствах, следует признать, что легитимность используемых при расчете платы на ОДН показаний счетчиков не подтверждена, а поэтому при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды потребителям, проживающих в указанном доме, не подлежат применению показания ОДРУ.

Начисление истцам платы за электроэнергию на основании ОДПУ не соответствует закону.

При этом, рассматривая дело в пределах исковых требований, суд соглашается с требованиями прокурора района о признании незаконными действий энергосбытовой компании ЗМРО ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, ул. Спортивная, 3 а, лишь в части, а именно с даты избрания управляющей компании, то есть с 01 мая 2015 года исходя из следующего.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей с 1 июля 2015 года до 31 декабря 2015 года).

Исходя из пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

Исходя из изложенного правового регулирования, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме.

Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и наниматели помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

При этом в период до 30 июня 2015 года возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.

Как следует из протокола собрания жильцов дома от 05 марта 2015 года, жильцы дома, выбрав способ управления –управляющей компанией, решили оплату за коммунальные услуги производить непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

До этого дом находился на непосредственном управлении.

При этом, по распределению объема коммунальной услуги на общедомовые нужды в размере превышения пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения не принято.

Таким образом, действия ресурсоснабжающией организации по предъявлению платы за ОДН до 30 апреля 2015 года законны, однако, в связи с нарушением порядка ввода прибора учета в эксплуатацию, плату надлежало начислять по нормативу.

Указанное обстоятельство не препятствует жильцам дома, производившим оплату по показаниям прибора учета ОДН, обратиться в суд о перерасчете за указанный период по нормативу.

Исходя из вышеизложенного и вышеприведенных норм, действия энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлении платы по ОДН по электроэнергии непосредственно потребителям – жильцам дома, в том числе, Мироновой В.С., с 01 мая 2015 года, то есть с даты выбора способа управления многоквартирным домом – управляющей компанией, нельзя признать законными, поскольку после 30 июня 2015 года собственники помещений в данном доме не принимали решение о внесении платы за коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, в ресурсоснабжающую организацию, а до 30 июня 2015 года такое решение не имело юридической силы.

При указанных обстоятельствах, доводы представителя ООО «Надежда» об обратном, а также указание, что действия ответчика по начислению и предъявлению платы за ОДН непосредственно жильцам дома должны быть признаны незаконными лишь до 23 мая 2016 года, не состоятельны, основаны на неверном толковании норм закона.

Поскольку прокурор, материальный истец Миронова В.С. освобождены от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика АО «Читаэнергосбыт», которую суд считает возможным снизить до 300 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах Мироновой В. С. к ЗМРО АО «Читаэнергосбыт», с участием третьих лиц ПАО «МРСК Сибири-Читаэнерго», ООО «Надежда» о признании действий незаконными, удовлетворить в части.

Признать незаконными действия энергосбытовой компании ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии с 01 мая 2015 года жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, ул. Спортивная, д. 3 а, в том числе, Мироновой В. С..

Взыскать с ЗМРО АО «Читаэнергосбыт» в доход государства государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Петровск-Забайкальского городского суда

Забайкальского края                                Н.А. Герасимова

КОПИЯ ВЕРНА

Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2016 года.

Мотивированное решение составлено 09 января 2017 года.

2-1258/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор
Ответчики
Энергосбытовая компания ЗМРО ПАО "Читаэнергосбыт"
ОАО "МРСК Сибири"-"Читаэнерго"
Другие
Миронова В.С.
Суд
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальский края
Дело на сайте суда
petrovskzab.cht.sudrf.ru
14.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2016Передача материалов судье
16.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее