УИД № 34RS0001-01-2023-004122-37
Дело № 2-42/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 27 июня 2024 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Юдиным Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малявина Олега Валерьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений просит незаконным и отменить решение ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ОСФР по <адрес> включить ему в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии оператора товарного на производстве и изготовлении пластиковой тары и фасовке масла и бытовой химии в цехах №№, 8, 12 на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе (в дальнейшем – АООТ «Лукойл – Волгограднефтепереработка»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора товарного на производстве по хранению и отгрузке сжиженных углеводородных газов (СУГ) в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с выработкой 10 лет специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда и достижением соответствующего возраста он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако оспариваемым решением в установлении пенсии ему было отказано по мотиву отсутствия у него ко дню обращения требуемого специального стажа. По итогам оценки его трудовой деятельности ответчик определил ему продолжительность специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в количестве 2 месяцев 0 дней, исключив из специального стажа спорные периоды его работы на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе (в дальнейшем – АООТ «Лукойл – Волгограднефтепереработка» и ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»). В этой связи он обратился к последнему за получением справки, уточняющей льготных характер работы, на что ему был дан ответ о невозможности выдачи такой справки в связи с внесением изменений в его индивидуальный лицевой счет по указанию пенсионного органа, согласно которому данные периоды работы отнесены к общему страховому стажу.
Полагает, что принятое по его обращение решение пенсионного органа является незаконным, поскольку оно основано на неправильной оценке имеющихся доказательств о характере его трудовой деятельности и неверном применении норм пенсионного законодательства, что нарушает его конституционное право на пенсионное обеспечение и послужило основанием для обращения на судебной защитой нарушенных прав.
В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО8 иск поддержали, суду пояснили, что в соответствии с заключением проведенной по делу № (№) государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ работа ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора товарного 5 разряда ООО «ЛУКОЙЛ-Нефтепереработка» на участке хранения и отгрузки сжиженных углеродных газов (СУГ) соответствует работе, предусмотренной Списком №, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № (раздел XII, подраздел 3а, код позиции 2130301а-16085), а потому она подлежит включению в специальный стаж, тогда как оценка условий труда по периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не была дана экспертом в связи с недостаточностью документации о характере работы. На основании данного заключения ДД.ММ.ГГГГ Красноармейским районным судом <адрес> было вынесено решение о частичном удовлетворении иска ФИО3 и возложении на ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» обязанности по внесению изменений в ИЛС ФИО3 относительно льготной корректировки специального стажа. К аналогичным выводам пришел суд апелляционной инстанции при рассмотрение дела по иску ФИО5 к ОСФР по <адрес> об оспаривании отказного решения по вопросу назначения пенсии, которым установлено, что период работы ФИО5 в тот же период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в той же должности ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» подлежит отнесению к специальному стажу, предоставляющему право на установление досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», объективно свидетельствуя о незаконности оспариваемого решения ответчика в соответствующей части. Поскольку в таком случае специальный стаж истца на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) превышает необходимую продолжительность следует признать, что оснований для отказа в назначении ему пенсии у ответчика не имелось.
Представитель ответчика ФИО6 возражала по заявленным требованиям и просила в удовлетворении иска отказать, поскольку к настоящем времени льготная кодировка в ИЛС истца в части поименованных в иске периодов работодателем не внесена, решение Красноармейского районного суда <адрес> по делу № в законную силу не вступило, поскольку обжалуется ОСФР по <адрес>, вынесенное в отношении ФИО5 решение суда преюдициального значения для настоящего дела не имеет, таким образом, оснований для иных выводов по оценке спорных периодов трудовой деятельности истца не имеется.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечило, об уважительности причин неявки не сообщило, об отложении слушания дела не ходатайствовало, письменного отзыва на иск не предоставило.
На основании ст. 167 ГПК РФ, следуя принципу соблюдения разумных сроков судопроизводства, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, действующего в определенный период времени.
Установление и выплата пенсий регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ).
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из ч. 3 и ч. 4 ст. 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения ранее содержались в п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (далее - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 Постановления N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лица, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение",
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
При этом время работ, имевших место до 1 января 1992 г., предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров ССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом о 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленной им трудовой книжки АТ-IV №, зарегистрирован в системе обязательного государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста 56 лет ФИО3 обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии ФИО3 было отказано по мотиву отсутствия у него ко дню обращения специального стажа в количестве 10 лет, требуемого для определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости ко дню подачи заявления.
Согласно решению пенсионного органа длительность специального стажа истца составила 2 месяца, не включены в специальный стаж ФИО3 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ гола по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора товарного 4 разряда участке по изготовлению мешкотары (позже – участок по производству тары и расфасовке масел, по хранению и отгрузке сжиженных углеродных газов) в цехах №№, 12, 5, 29 в АООТ «Лукойл – Волгограднефтепереработка» по мотиву отсутствия справки, уточняющей льготный характер работы, и отсутствие льготной кодировки стажа по сведениям ИЛС ФИО3
Будучи несогласным с приведенной в указанном решении пенсионного органа оценкой своих пенсионных прав, ФИО3 обратился за судебной защитой нарушенных прав, настаивая на необходимости включения в его специальный стаж спорных периодов трудовой и иной деятельности для досрочного назначения страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно ФИО3 обратился в Красноармейский районный суд <адрес> с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Нефтепереработка» о возложении обязанности о внесении корректировки сведений о льготном характере стажа в спорные периоды в его индивидуальный лицевой счет.
Как установлено, в рамках возбужденного по иску ФИО3 гражданского дела № (№) определением Красноармейского районного суда <адрес> было назначено проведение государственной экспертизы условий труда ФИО3, производство которой поручено Комитету по труду и занятости населения <адрес>.
В соответствии с заключением государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ работа ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора товарного 5 разряда ООО «ЛУКОЙЛ-Нефтепереработка» на участке хранения и отгрузки сжиженных углеродных газов (СУГ) соответствует работе, предусмотренной Списком №, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № (раздел XII, подраздел 3а, код позиции №), тогда как оценка условий труда по периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не была дана экспертом в связи с недостаточностью документации о характере работы.
Составленное Комитетом по труду и занятости населения <адрес> экспертное заключение отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств, составлено лицом, обладающим специальными познаниями в области условий труда, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Содержащиеся в нем выводы согласуются с исследовательской частью и являются достаточно мотивированными.
Объективно подтверждено, что на основании данного заключения ДД.ММ.ГГГГ Красноармейским районным судом <адрес> было вынесено решение по делу № о частичном удовлетворении иска ФИО3 с возложением на ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» обязанности по внесению изменений в ИЛС ФИО3 относительно льготной корректировки специального стажа, имевшего место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которое к настоящему времени в законную силу не вступило.
Между тем к аналогичным выводам пришел и суд апелляционной инстанции при рассмотрении гражданского дела по иску ФИО5 к ОСФР по <адрес> об оспаривании отказного решения по вопросу назначения пенсии, которым установлено, что период работы ФИО5 в тот же период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в той же должности в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» подлежит отнесению к специальному стажу, предоставляющему право на установление досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
При этом следует учесть, что ко дню обращения ФИО3 с заявлением о назначении пенсии льготный характер его деятельности в рассматриваемый период фактически не оспаривался работодателем, который отражал сведения в ИЛС ФИО3 с указанием льготной кодировки специального стажа, и внес изменения в эти сведения только по настоянию пенсионного органа, что объективно следует из оценки представленных в материалы дела доказательств и не оспаривалось стороной ответчика.
Указанное в совокупности с заключением государственной экспертизы условий труда позволяет признать заявленные истцом требования в части периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законными и обоснованными, поскольку, исходя из имеющихся сведений о характере работы истца в этот период, неоспоримо, что данная работа протекала в тяжелых условиях труда.
Отсутствие к настоящему времени льготной кодировки в системе обязательного пенсионного страхования само по себе не может служить основанием для лишения истца права на пенсионное обеспечение на льготных условиях, а потому доводы и возражения ответчика со ссылкой на данное обстоятельство состоятельными к отказу в иске являться не могут.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Отказывая ФИО3 в удовлетворении иска в части требований о понуждении ОСФР по <адрес> к включению в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что в качестве специального страхового стажа на ИЛС истца работодателем данный период работы истца не закодирован, тогда как в ходе судебного разбирательства льготный характер работы истца в этот период объективными доказательствами не подтвержден.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из суммирования периодов трудовой деятельности истца, подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, которые превышают необходимый минимум (10 лет на дату подачи заявления), суд находит, что вопреки доводам ответчика на день подачи в пенсионный орган заявления о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у ФИО9АВ. определялось, а следовательно, оснований для принятия отказного решения у пенсионных органов не имелось.
В этой связи поименованное в иске решение пенсионного органа об отказе в установлении пенсии вследствие невключения ФИО3 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат признанию незаконным и отмене.
Доводы ответчика об обратном несостоятельны, поскольку основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах в целях восстановления нарушенных прав истца суд полагает необходимым обязать ОСФР по <адрес> включить ФИО3 вышеуказанный периоды трудовой деятельности в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и назначить ему страховую пенсию по старости по данному основанию с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии в части невключения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить ФИО3 в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора товарного в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении иска в части требований о понуждении ОСФР по <адрес> к включению в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.Ю. Болохонова