Решение по делу № 2-421/2020 от 14.01.2020

Дело № 2-421/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2020 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Манжиковой Т.П.,

при секретаре Манжеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цереновой Марии Борисовны к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации за проезд к месту лечения и обратно,

у с т а н о в и л:

Церенова М.Б. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что с 21 мая 2014 года является <данные изъяты>. В связи с <данные изъяты>, проходит в Элистинском филиале № 1 ООО «Северо-Кавказский Нефрологический центр», расположенном в г. Элиста, три раза в неделю процедуры программного гемодиализа. На поездку для прохождения данных процедур из п. Цаган-Аман Юстинского района РК в г. Элиста и обратно, она несла финансовые расходы за счет личных средств.

Стоимость проезда по автобусному маршруту п. Цана-Аман в г. Элиста составляет 500 руб. и обратно – 500 руб., всего на проезд к месту лечения для получения процедур программного диализа и обратно, за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года ею затрачено 157 000 руб.

Просит взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в её пользу компенсацию за проезд к месту лечения и обратно за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 157 000 руб.

Истец Церенова М.Б.., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, заявленные требования поддержала, пояснив, что для получения процедур программного гемодиализа она приезжает в г. Элиста из пос. Цана-Аман Юстинского района Республики, затрачивая на проезд свои личные средства. Знает, что была организована транспортировка пациентов, страдающих почечной недостаточностью, к месту проведения сеансов гемодиалаиза, в г. Элисту, воспользовалась предоставленными услугами только один раз, и более не желает на нем ездить, так как предоставленный транспорт не соответствует требуемым нормам, машина аварийная, в летний период в салоне стоит духота, по дороге сильно трясет.

Представитель Министерства здравоохранения РК Шевенов Р.Н. исковые требования не признал, пояснив, что исполнительным органом государственной власти, участвующим на территории Республики Калмыкия в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Республики Калмыкия. Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 469 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Калмыкия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы. Территориальная программа включает в себя Порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, который определяет механизм организации транспортировки пациентов, страдающих <данные изъяты>, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной терапии. Министерство выделило районной больнице денежные средства на транспортировку пациентов. Кроме того, из объяснений главного врача БУ РК «Юстинская районная больница» установлено, что Церенова М.Б, с заявлением об оказании услуг по транспортировке к месту получения сеансов гемодиализа и обратно не обращалась. Указывает, что Министерство выполнило свои обязательства, организовав бесплатную транспортировку пациентов, однако Церенова М.Б. своим правом на бесплатную перевозку к месту получения медицинской помощи и обратно не воспользовалась, и согласно п. 2.1 Порядка с соответствующим документами в медицинское учреждение не обращалась. Доводы истца о предоставлении аварийного автотранспорта полагает несостоятельными, поскольку жалоб от пациентов не поступало. Просит в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации стоимости проезда на лечение отказать.

Выслушав пояснения и доводы истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.

В соответствии с частью 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений

Согласно пункту 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10).

В силу положений пункта 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В соответствии с частью 2 ст. 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: на 2017 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 года № 1403; на 2018 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2017 года № 1492; на 2019 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года № 1506, предусмотрено бесплатное оказание гражданам, в том числе специализированной медицинской помощи. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано утвердить территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на указанные периоды.

На территории Республики Калмыкия были разработаны Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Калмыкия, согласно которым специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. За счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета осуществляется финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную территориальной программой ОМС.

В Перечне медицинских учреждений, участвующих в реализации Территориальных программ, указан Элистинский филиал № 1 ООО «Северо-Кавказский нефрологический центр».

Согласно п. 5.4.10 «Положения о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия», утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия № 528 от 19 ноября 2013 г., министерство осуществляет полномочия по оказанию населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи, в медицинских организациях Республики Калмыкия.

Как следует из материалов дела, Цереновой М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 1 июня 2016 года повторно установлена <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии от 5 мая 2016 года.

Согласно справке ВК № 1, выданной Элистинским филиалом №1 ООО «Северо-Кавказский нефрологический центр» 13 января 2020 года, Церенова М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится на постоянном лечении программным диализом с 2014 года, состоит на диспансерном учете в Элистинском филиале № 1 ООО «Северо-Кавказский нефрологический центр» с 10 мая 2014 года с клиническим диагнозом: <данные изъяты>. За период с 2 января 2019 года по 30 декабря 2019 года получила 156 сеансов гемодиализа.

Правительством РФ в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением от 8 декабря 2017 года № 1492 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальный программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый 2019 и 2020 годы.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия 26 декабря 2017 года № 469 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Калмыкия на 2018 год и на плановый 2019 и 2020 годы.

Территориальная программа включает в себя Порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, который определяет механизм организации транспортировки пациентов, страдающих <данные изъяты>, в целях оказания медицинской помощи методом <данные изъяты> (п. 1.1 Порядка).

Согласно пункту 1.2 Порядка к таковым относятся физические лица, нуждающиеся по медицинским показаниям в сеансах гемодиализа и являющиеся инвалидами 1 – 2 группы, детьми-инвалидами или признанные инвалидами с детства, и проживающие на территории районных муниципальных образований Республики Калмыкия, в которых отсутствуют медицинские организации, осуществляющие проведение сеансов гемодиализа.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка в целях перевозки к месту получения сеансов гемодиализа и обратно пациент либо его представитель представляет в медицинскую организацию следующие документы: заявление по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия; паспорт пациента и его копию; паспорт представителя пациента (в случае обращения представителя), доверенность представителя и её копию; справку врачебной комиссии медицинской организации, в которой пациент получает сеансы гемодиализа, с указанием частоты и времени получения сеансов гемодиализа; документ, подтверждающий, что пациент является инвалидом 1 – 2 группы, ребенком-инвалидом или признан инвалидом с детства, и его копию; страховой полис пациента и его копию.

Таким образом, с 2018 года в Республике Калмыкия для осуществления бесплатной транспортировки от места проживания к месту проведения гемодиализа и обратно предусмотрен обязательный заявительный характер для пациента.

Согласно п. 2.5 Порядка взаимодействие медицинских организаций при осуществлении перевозки пациентов к месту проведения сеансов гемодиализа и обратно утверждается приказом Министерства здравоохранения РК.

Во исполнение названного пункта приказом Министерства здравоохранения РК от 3 апреля 2018 года № 33пр утверждены порядок взаимодействия медицинских организаций при осуществлении перевозки пациентов к месту проведения сеансов гемодиализа и обратно и график транспортировки пациентов, страдающих <данные изъяты> до места получения медицинской помощи методом <данные изъяты> и обратно.

На основании данного приказа Министерством здравоохранения РК с БУ РК «Сарпинская районная больница» заключено Соглашение от 16 января 2019 года о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, согласно которому на Министерство здравоохранения РК возлагается обязанность предоставить БУ РК «Юстинская районная больница» в 2019 году субсидии в размере 441 000 руб. на транспортировку пациентов, страдающих <данные изъяты>.

Как следует из сообщения БУ РК «Юстинская районная больница» от 23 января 2020 года, Церенова М.Б., зарегистрированная по адресу: <адрес>. За период с января по декабрь 2019 года Церенова М.Б. к врачу – терапевту и другим специалистам БУ РК «Юстинская РБ» не обращалась. За период с июня 2018 года по настоящее время с заявлением на транспортировку к месту получения <данные изъяты> в г. Элиста и обратно не обращалась.

БУ РК «Юстинская РБ» ввиду поступивших заявлений с июня 2018 года по настоящее время осуществляет транспортировку пациентов для получения сеансов <данные изъяты> три раза в неделю. За 2019 год осуществлено 149 поездок по транспортировке гемодиализных пациентов из п. Цаган-Аман в г. Элиста, 85 поездок из п. Барун в г. Элиста и 77 поездок из п. Бергин в г. Элиста.

Из пояснений представителя Министерства здравоохранения РК Шевенова Р.Н. следует, что Министерством для осуществления перевозки пациентов, страдающих <данные изъяты>, БУ РК «Юстинская районная больница» выделяются денежные средства с 30 мая 2018 года, данное обстоятельство подтверждается представленными суду: платежными поручениями № 348541 от 30 мая 2018 года, № 438069 от 3 июля 218 года, № 553758 от 24 августа 2018 года, №27996 от 8 февраля 2019 года, № 225800 от 18 апреля 2019 года, № 259831 от 30 апреля 2019 года, № 368189 от 10 июня 2019 года, № 458747 от 11 июля 2019 года, № 524161 от 1 августа 2019 года, № 568814 от 21 августа 2019 года, № 689911 от 8 октября 2019 года, № 872975 от 6 декабря 2019 года.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с Министерства в пользу Цереновой М.Б. компенсации за проезд к месту лечения и обратно за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года по маршруту «п. Цаган-Аман – г. Элиста» и обратно в размере 157 000 руб., поскольку Министерство здравоохранения Республики Калмыкия выполнило свои обязательства, организовав бесплатную транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, к месту проведения сеансов гемодиализа.

И поскольку, в нарушение требований пункта 2.1 Порядка Церенова М.Б. с соответствующими документами в районные медицинские учреждения о предоставлении услуг по перевозке к месту лечения и обратно не обращалась, своим правом на бесплатную перевозку к месту получения медицинской помощи не воспользовалась, правовых оснований для удовлетворения данных требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Цереновой Марии Борисовны к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации за проезд к месту лечения и обратно за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года по маршруту «п. Цага-Аман – г. Элиста – п. Цаган-Аман» в размере 157 000 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Т.П. Манжикова

Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2020 года.

2-421/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Церенова Мария Борисовна
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Калмыкия
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Манжикова Татьяна Павловна
Дело на странице суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
14.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
01.02.2020Судебное заседание
13.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее