Судья Виноградов В.В. Дело № 33а-705/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«09» апреля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Ивановой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алексеева Н.А., Иванова В.И., Алексеевой И.Н. на решение Галичского районного суда Костромской области от 06 февраля 2018 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Алексеева Н.А., Иванова В.И., Алексеевой И.Н. к администрации городского округа город Галич Костромской области об оспаривании решения, нарушающего права и законные интересы, создающего препятствия к осуществлению прав и свобод.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Алексеев Н.А., Иванов В.И. и Алексеева И.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в котором указали, что 19 декабря 2017 года подали главе городского округа – город Галич Костромской области Синицкому С.В. уведомления о проведении 25 декабря 2017 года с 11 до 12 часов у памятника «Галич» и с 15 до 16 часов около здания Галичского краеведческого музея публичных мероприятий – пикетирований – с целью призыва к кандидатам на пост Президента Российской Федерации на выборах 2018 года включить положение о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств в свои предвыборные программы и выступить против гомофобии и трансфобии, с количеством участков 300 человек, и с целью призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека от 20 июня 2017 года по делу «Баев и другие против России», вступившего в силу 13 ноября 2017 года, о неправомерности российских законов о запрете пропаганды гомосексуализма и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, призыва к отмене федерального закона о запрете гей-пропаганды, с количеством участников до 300 человек соответственно; а также о проведении 29 декабря 2017 года с 17 до 19 часов публичного мероприятия – шествия Галичского гей-парада по ул. Красовского от ул. Железнодорожная до ул. Подбельского, которое было запланировано в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии, с количеством участников до 300 человек. Однако письмом главы городского округа город Галич Синицкого С.В. от 19 декабря 2017 года в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий было отказано со ссылкой на то, что цели запланированных публичных мероприятий нарушают запреты, предусмотренные Федеральными законами «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также статьей 6.21 КоАП РФ; что проведение публичных мероприятий в открытых для свободного посещения местах может причинить моральный вред детям и подросткам, ставшим его невольными свидетелями, оскорбить религиозные и нравственные чувства, унизить человеческое достоинство других граждан, нарушить их права и свободы, вызвать негативную реакцию общества и спровоцировать противоправные действия со стороны лиц, не разделяющих взгляды участников мероприятия; кроме того, проведение публичных мероприятий по заявленным маршрутам и местам создаст помехи движению пешеходов и транспорта, чем нарушит права граждан, не участвующих в них. Ссылаясь на то, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» администрация городского округа город Галич не предложила им альтернативных мест или времени проведения шествия и пикетирований, а также на то, что целью запланированных ими мероприятий являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, а не пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, просили признать решение администрации городского округа – город Галич Костромской области № от 19 декабря 2017 года об отказе в согласовании заявленных ими публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований незаконным, обязать ответчика согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Алексеев Н.А., Иванов В.И. и Алексеева И.Н., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считают, что суд неправильно истолковал положения статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определениях № 484-О-П от 02 апреля 2009 года и № 705-О-О от 01 июня 2010 года, вследствие чего пришел к неверному выводу об отсутствии со стороны органа исполнительной власти нарушений порядка согласования публичных мероприятий. Указывают, что действующее законодательство прямо устанавливает обязанность органа исполнительной власти довести до сведения организатора публичных мероприятий обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичных мероприятий, между тем данная обязанность администрацией городского округа – город Галич исполнена не была, мотивы отказа в проведении публичных мероприятий, связанные с необходимостью защиты нравственности детей в контексте законодательного запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, вопреки выводам суда являются неправомерными. Отмечают, что целью заявленных шествия и пикетирований являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации, а также необходимости борьбы с нетерпимостью по отношению к представителям сексуальных и гендерных меньшинств, а не пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, как ошибочно посчитали администрация городского округа – город Галич и суд, более того, проведение публичных мероприятий планировалось в местах, отдаленных от детских учреждений. Указывают, что необходимость признания и защиты прав граждан, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, подчеркивается в многочисленных международных актах, которые судом при вынесении решения не учтены, равно как и правовые позиции Конституционного и Верховного Судов РФ.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы глава городского округа – город Галич Костромской области Синицкий С.В. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об отложении судебного заседания не заявляли.
Административные истцы в ходатайстве, приложенном к апелляционной жалобе, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Учитывая положения части 6 статьи 226 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 19 декабря 2017 года в администрацию городского округа – город Галич Костромской области с уведомлениями о проведении 25 декабря 2017 года с 11 до 12 часов у памятника «Галич» и с 15 до 16 часов около здания Галичского краеведческого музея пикетирований, 29 декабря 2017 года с 17 до 19 часов шествия Галичского гей-парада по ул. Красовского от ул. Железнодорожная до ул. Подбельского г. Галич обратились Алексеев Н.А. (организатор публичного мероприятия), Иванов В.И. и Алексеева И.Н. (лица, уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия).
В качестве цели проведения публичных мероприятий в уведомлениях указано: призыв к кандидатам на пост Президента Российской Федерации на выборах 2018 года включить положение о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств в свои предвыборные программы и выступить против гомофобии и трансфобии с количеством участков 300 человек; призыв к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека от 20 июня 2017 года по делу «Баев и другие против России», вступившего в силу 13 ноября 2017 года, о неправомерности российских законов о запрете пропаганды гомосексуализма и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних; призыв к отмене федерального закона о запрете гей-пропаганды; привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии.
На эти уведомления глава городского округа – город Галич Костромской области письмом от 19 декабря 2017 года № 4464 сообщил организатору публичных мероприятий, что основания для принятия правового акта об оказании содействия организатору в проведении заявленных публичных мероприятий на территории городского округа город Галич Костромской области отсутствуют, поскольку цели запланированных публичных мероприятий нарушают запреты, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), а также предупредил о том, что организатор, а также иные участники публичных мероприятий в случае их проведения с указанными целями могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
В указанном письме организатору также сообщено, что проведение публичных мероприятий в открытых для свободного посещения местах причинит моральный вред детям и подросткам, ставшим невольными их свидетелями, оскорбит религиозные и нравственные чувства, унизит человеческое достоинство других граждан, нарушит их права и свободы, вызовет негативную реакцию общества и может спровоцировать противоправные действия со стороны лиц, не разделяющих взгляды участников мероприятия; кроме того, проведение публичных мероприятий по заявленным маршрутам и местам создаст помехи движению пешеходов и транспорта, чем нарушит права граждан, не участвующих в них.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводу о том, что оспариваемое решение администрации городского округа – город Галич Костромской области принято в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Этот вывод подробно мотивирован в судебном решении со ссылкой на нормы действующего, в том числе международного, законодательства и обстоятельства дела, и судебная коллегия не находит причин с ним не согласиться.
Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 закона.
В силу части 2 статьи 12 названного закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Данная норма обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления не согласовывать публичное мероприятие до устранения организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей требованиям закона.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что цели публичных мероприятий, запланированных истцами, направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, запрещенную в России среди несовершеннолетних, и ущемляют права детей, в связи с чем администрация городского округа – город Галич, обязанная принимать меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его нравственному и духовному развитию, имела законные основания отказать в согласовании мероприятий и предупредить их организатора о привлечении к ответственности в случае их проведения.
Согласно преамбуле и подпункту «c» пункта 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.
Таким образом, законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, предусмотрена и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
При этом в силу пункта 4 части 1 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, а в соответствии с пунктом 1 статьи 2 этого же Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Часть 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
Исходя из того, что любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований (статья 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), учитывая намерение заявителей провести публичные мероприятия в центральной части города Галич, предполагающей присутствие большого количества людей, нельзя не согласиться с тем, что эти мероприятия несомненно окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, находящихся в месте их проведения. А поскольку семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений - основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание тематику запланированных мероприятий, такое воздействие на несовершеннолетних следует признать нежелательным по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженным с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7; часть 1 статьи 38; пункт «ж» части 1 статьи 72).
В этой связи имеются основания полагать, что цели заявленных публичных мероприятий направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции, оценивая оспариваемое решение администрации городского округа – город Галич применительно к приведенным выше нормам права, правомерно исходил из интересов несовершеннолетних, расценил это решение как принятое в защиту детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений на их развитие и признал его соответствующим требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Противоречие заявленных целей планируемых административными истцами публичных мероприятий законодательному запрету на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей, и отсутствие у организаторов этих мероприятий намерений устранить это несоответствие исключали для административного ответчика необходимость предложения организаторам пикетирований и шествия иных альтернативных мест и времени их проведения, в связи с чем вывод суда о несостоятельности доводов истцов о нарушении исполнительным органом пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», также является верным.
Доводы апелляционной жалобы не дают оснований сомневаться в правильности сделанных судом первой инстанции выводов.
По своей сути эти доводы повторяют то, на что ссылались административные истцы в исковом заявлении, поданном в суд, все они получили надлежащую оценку в судебном решении, которую судебная коллегия находит правильной. Несогласие авторов апелляционной жалобы с той оценкой, которую дал суд установленным по делу обстоятельствам, об ошибочности судебного решения не свидетельствует и поводом к его отмене не является.
Не свидетельствует о незаконности судебного решения ссылка в апелляционной жалобе и на то, что судом не учтены многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов РФ, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что отказ администрации городского округа – город Галич Костромской области в согласовании публичных мероприятий обусловлен не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции оставил без внимания судебные постановления Костромского областного суда, принятые ранее по подобным делам, также не влечет отмену обжалуемого решения, поскольку названные в апелляционной жалобе судебные постановления были приняты по конкретным делам и преюдициального значения для настоящего дела не имеют.
При таком положении, учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, материальный закон применен верно и процессуальных нарушений, влекущих в силу части 1 статьи 310 КАС РФ безусловную отмену судебного решения, судом при рассмотрении дела не допущено, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Галичского районного суда Костромской области от 06 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Н.А., Иванова В.И., Алексеевой И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: