УИД 39RS0№-53
Ад. дело № 2а-945\2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 августа 2020 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Евсиковой Ю.В.
с участием помощника прокурора Зеленоградского района Калининградской области Позднякова В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению Крумина Андрея Михайловича к Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1) об отмене решения о регистрации Зайцева Сергея Викторовича кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ»
установил:
Крумин А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал решение Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 1) за № 92\383-4 от 03 августа 2020 года о регистрации Зайцева Сергея Викторовича кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской области.
В обосновании заявленных требований указал, что решением Зеленоградской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 за № 92\391-4 от 03 августа 2020 года он был зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской области. Решением ТИК № 92\383-4 от 03 августа 2020 года депутатом окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» по тому же округу был зарегистрирован Зайцев С.В., выдвинутый Калининградским региональным отделением политической партии ЛДПР. Считает решение о регистрации Зайцева С.В. в качестве кандидата в депутаты незаконным и подлежащим отмене, поскольку в представленном решении избирательного объединения не содержится сведений о судимости кандидата, кандидатом не представлена заверенная подписью уполномоченного лица и печатью избирательного объединения копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, кандидатом неправильно заполнен первый финансовый отчет, не представлено заявление о согласии баллотироваться в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 1, в Первом финансовом отчете указана ложная информация. В связи с изложенным, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В судебное заседание истец Крумин А.М. не явился, извещен судом надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Представитель истца адвокат Касаткин А.В., действующий на основании доверенности заявление истца поддержал по основаниям, указанным в иске и просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Зеленоградской территориальной избирательной комиссии Барабан Н.М., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указал, что оспариваемое решение комиссии является законным и обоснованным, соответствующим требованиям федерального закона № 67-ФЗ.
Заинтересованное лицо Зайцев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что он судимым не является, следовательно, указывать информацию об этом не обязан. Сведения о том, в каком банке был открыт счет, он сообщил, как указано в справке банка.
Представитель заинтересованного лица Калининградского регионального отделения политической партии ЛДПР Грищенко М.И., действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения заявления, представил письменный отзыв на иск, который в судебном заседании поддержал.
Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора, указавшего, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 3 ст. 1 названного Федерального закона, Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Закон N 67-ФЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Закона N 67-ФЗ).
Гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов муниципальных образований Калининградской области, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов регулируется указанным Федеральным законом, а также Законом Калининградской области от 18.03.2008 N 231 (ред. от 02.12.2019) "О муниципальных выборах в Калининградской области".
Из материалов дела следует, что решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 23 июня 2020 года за № 391 на 13 сентября 2020 года были назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ».
Данное решение было опубликовано 26 июня 2020 года в газете «Волна» и вступило в силу.
Решением Зеленоградской территориальной избирательной комиссии Калининградской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатным избирательным округам № 1-10) за № 92\383-4 от 03 августа 2020 года был зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» 2 созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Зайцев Сергей Викторович.
Кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» 2 созыва по одномандатному избирательному округу № 1 решением ТИК за № 92\391-4 от 03 августа 2020 года также зарегистрирован и Крумин А.М.
Не согласившись с решением Зеленоградской ТИК о регистрации кандидата Зайцева С.В., Крумин А.М. обратился в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Крумин А.М., как кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, что и Зайцев С.В., наделен правом на обращение в суд с вышеуказанным иском.
Оценивая доводы истца, заявленные в обосновании своих требований, и давая оценку оспариваемому решению ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" за N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции от 22.05.2020) (далее ФЗ № 67) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 вышеуказанного закона.
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основания отказа в регистрации кандидата так же определены в ст. 79 Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 (ред. от 02.12.2019) "О муниципальных выборах в Калининградской области" (далее Закон Калининградской области № 231).
Перечень указанных к отказу в регистрации оснований является исчерпывающим.
Такими основаниями к отказу в регистрации кандидатов являются в силу ст. 76 ФЗ № 67 следующие основания:
-для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (п. "б" ч. 24 ст. 38);
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24 статьи 38).
-наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований указанного Федерального закона, иного закона(подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38);
-отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего федерального закона, иным законом (подпункт "в.2" пункта 24 статьи 38).
В ст. 79 Закона Калининградской области № 231 кроме вышеуказанных оснований, указано на сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона (п.8 ч. 1 ст. 79).
Вместе с тем, Зеленоградской ТИК и судом при рассмотрении настоящего спора, таких оснований не установлено.
Как следует из п. 3 ст. 24 Закона Калининградской области № 231, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Таким образом, вышеуказанные нормы права обязывают кандидатов указывать в поданных ими для регистрации документах сведения о наличии судимости, а не об ее отсутствии. Поскольку Зайцев С.В. судим не был, он не должен был указывать в заявлении о согласии баллотироваться в кандидаты сведения об отсутствии судимости.
Закон Калининградской области № 231 так же не возлагает обязанности на структурное подразделение политической партии указывать в решении о выдвижении кандидата сведения об отсутствии судимости у кандидата.
Следовательно, доводы истца, о том, что решение избирательного объединения не содержит сведений о судимости либо отсутствии её у Зайцева С.В., основанием для отмены решения Зеленоградской ТИК о его регистрации не являются.
Не являются основанием для такой отмены и доводы истца о том, что кандидатом не представлена заверенная подписью уполномоченного лица и подписью избирательного объединения копия документа о государственной регистрации избирательного объединения.
Как следует из материалов дела, кандидатом Зайцевым С.В. к заявлению о согласии баллотироваться была приложена нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации - Калининградского регионального отделения Политической партии ЛДПР, которая не требовала дополнительного удостоверения уполномоченного лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 ФЗ № 67 о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Из материалов дела так же следует, что заявление Зайцева С.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от Калининградского регионального отделения Политической партии ЛДПР было подано им в Зеленоградскую территориальную избирательную комиссию 23 июня 2020 года, в данном заявлении были изложены сведения, указанные в ч. 2 ст. 33 ФЗ № 67, с заявлением представлены документы, указанные в ст. 33 вышеуказанного Закона, и данное заявление было избирательной комиссией принято.
В силу пункта 1.1 статьи 38 ФЗ № 67, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Как следует из личного дела кандидата и пояснений представителя Зеленоградской ТИК, данная комиссия не указывала кандидату на неполноту представленных документов и не предлагала их заменить.
Не обоснованными суд находит и доводы истца о неправильном заполнении Зайцевым С.В. первого финансового отчета.
В силу ст. 46 Закона Калининградской области № 231 кандидаты для финансирования своей избирательной кампании обязаны создать избирательные фонды.
Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России".
При проведении муниципальных выборов поселенческого уровня специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата может открываться также во внутренних структурных подразделениях филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России". Избирательная комиссия запрашивает в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России" перечень внутренних структурных подразделений данного филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России", находящихся на территории соответствующего муниципального образования, которые будут обслуживать кандидатов по открытию специальных избирательных счетов. Избирательная комиссия информирует кандидатов о данном перечне (ч. 2 ст. 47 Закона Калининградской области № 231)
Поскольку на территории Зеленоградского района Калининградской области имеется структурное подразделение Сбербанка № 8626\01842, расположенное по адресу г. Зеленоградск, Курортный пр-кт,4, и именно по указанию избирательной комиссии в нем был открыт специальный избирательный счет Зайцевым С.В., следовательно, последний правильно указал наименование и адрес данного банка в первом финансовом отчете.
Доводы о включении в первый финансовый отчет ложной информации в сроке 4 так же обоснованными не являются, поскольку средств на специальном счету у Зайцева С.В. не имеется, поэтому значение «00,00» в указанной выше строке не имеет правового значения при оценке первого финансового отчета.
В силу части 2 статьи 244 КАС Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку оспариваемое решение Зеленоградской ТИК соответствовали требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а так же требованиям Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области", суд приходит к выводу, что заявленные Круминым А.М. требования об отмене решения Зеленоградской ТИК за № 92\383-4 от 03 августа 2020 года удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Крумина Андрея Михайловича о признании незаконным и отмене решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 1) от 03 августа 2020 года за № 92\383-4 о регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» Зайцева Сергея Викторовича - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение пяти дней со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2020.
Судья Сайбель В.В.