Дело № 2-62/2020
УИД 21RS0007-01-2019-000754-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Кадыковой Л.В.,
с участием
истца Петрова Н.П.,
ответчика - представителя УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) Моисеевой И.П., действующей по доверенности от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Николая Петровича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о возложении обязанности включить спорный период работы в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, признать за ним право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости,
установил:
Петров Н.П. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о возложении обязанности включить спорный период работы в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, признать за ним право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости. Исковые требования обосновал тем, что <дата> он обратился к ответчику ГУ - УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от <дата> <число> ему было отказано в удовлетворении заявления, ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве. Стаж работы в сельском хозяйстве бесспорно был определен 27 лет 0 месяцев 25 дней. При этом пенсионный орган не включил для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии период работы в Урмарской станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности старшего ветврача эпизоотолога по причине того, что отсутствуют документы, подтверждающие занятость на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных. Считает данный отказ неправомерным и нарушающим право на установление повышенной выплаты и перерасчет страховой пенсии, поскольку проработал более 30 календарных лет в сельском хозяйстве. После окончания Казанского ветеринарного института по специальности «Ветеринария» постоянно проживал и работал в сельской местности на работах и должностях, соответствующих Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440. В спорный период трудовой деятельности в его должностные обязанности, как старшего ветврача- эпизоотолога Урмарской станции по борьбе с болезнями животных, входили организация и проведение мероприятий по предупреждению, ликвидации заболеваний животных в сельских хозяйствах, как частных, так и других форм собственности, расположенных на территории Урмарского района Чувашской Республики. Деятельность в спорный период непосредственно была связана с сельским хозяйством, поэтому приведенные в решении ответчика <число> от <дата> мотивы для отказа считает необоснованными. Даная работа соответствует указанному Списку, в котором предусмотрено наименование работ- ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов, в списке профессий поименованы должности «ветеринарный врач» и «ветеринарный врач-эпизоотолог». <дата> достиг возраста 60 лет, после чего пенсионным органом ему была назначена страховая пенсия по старости. Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости осуществляется с <дата> без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае пенсионный орган осуществляет указанный перерасчет не позднее <дата>. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с <дата> по <дата>, указанный перерасчет осуществляется с <дата>. Считая, что его стаж работы в сельском хозяйстве, с учетом спорного периода, составляет более 30 лет, при этом является неработающим пенсионером, постоянно проживающим в сельской местности, ссылаясь на нормы законодательства, просил возложить обязанность на ответчика включить период работы в Урмарской станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности старшего ветврача-эпизоотолога в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, признать за ним право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01.01.2019.
В судебном заседании истец Петров Н.П. требования поддержал по изложенным в иске мотивам и основаниям, вновь привел их суду, просил удовлетворить полностью, полагая, что имеет право на установление и выплату надбавки к страховой пенсии, поскольку проработал более 30 календарных лет в сельском хозяйстве. Дополнительно пояснил, что после окончания Казанского ветеринарного института по специальности «Ветеринария» с <дата> стал работать старшим ветеринарным врачом-эпизоотологом Урмарской станции по борьбе с болезнями животных, проработал в этой должности до <дата>. В тот период на территории Урмарского района действовали 10 совхозов и 4 колхоза, все они животноводческого направления, а также было много частных хозяйств, где держали коров, овец и свиней. Помнит, что тогда в районе находилось около 15 тысяч голов крупного рогатого скота, 12 тысяч овец и более 25 тысяч свиней. Он оказывал практическую и консультативную помощь ветеринарным специалистам в проведении лечебных, ветеринарно-санитарных и профилактических мероприятий по борьбе с различными заболеваниями сельскохозяйственных животных, создании здоровых стад, повышении их продуктивности, увеличения производства продуктов животноводства в совхозах, колхозах и частных хозяйствах. Непосредственно занимался лечением заболевших сельскохозяйственных животных, проводил их диспансеризацию, вакцинацию, выполнял различные диагностические исследования на сельхозпредприятиях, соблюдение ветеринарно-санитарных правил на фермах при содержании и уходе за сельскохозяйственными животными. Утверждает, что деятельность была связана с сельскохозяйственным производством, при этом постоянно проживал в сельской местности. С учетом необоснованно исключенного периода работы его стаж работы в сельском хозяйстве составлял более 36 лет, что являлось основанием для установления повышенной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчик - представитель УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) Моисеева И.П. иск не признала, пояснив, что <дата> Петров Н.П. обратился к ним с заявлением об установлении повышенной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением <число> от <дата> заявителю в этом было отказано, поскольку общий стаж работы в сельском хозяйстве составил лишь 27 лет 0 месяцев 25 дней. Просила учесть, что работа в отраслях сельскохозяйственного производства может быть засчитана в стаж при условии занятости в соответствующих профессиях и должностях, поименованных Списком. В данном Списке указана в числе других должность ветеринара, а в разделе «Животноводство» к числу наименований работ и производств сельского хозяйства отнесено ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческой продукции. Однако по Типовому положению о городской станции по борьбе с болезнями животных, утвержденному Министерством сельского хозяйства СССР от 20.05.1985, на основе которого создавались все остальные станции по борьбе с болезнями животных, к функциям ветеринарной станции относились надзорные функции, проведение экспертиз продуктов на рынках, т.е. основной вид деятельности, полагает, не был связан с сельским хозяйством, занятость на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных документально не была подтверждена. Вследствие чего, период работы Петрова Н.П. в Урмарской станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности старшего ветврача-эпизоотолога в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не был включен. Полагая, что Петрову Н.П. в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии отказано правомерно, просила суд отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей и исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Свидетель ФИО5 показала, что после окончания высшего учебного заведения стала трудиться ветеринарным врачом в колхозе «Восход» Урмарского района Чувашской Республики, а с апреля 1984 трудоустроилась ветеринарным врачом-эпизоотологом Урмарской станции по борьбе с болезнями животных, работала вместе с истцом Петровым Н.П. В их обязанности входило ветеринарное обслуживание и лечение сельскохозяйственных животных для производства животноводческой продукции в хозяйствах всех форм собственности. Они непосредственно занимались лечением и ветеринарным обслуживанием, проводили вакцинацию на фермах совхозов и колхозов, частных хозяйств.
Свидетель ФИО6 показал, что после окончания в 1971 году ветеринарного института стал работать главным ветеринарным врачом в колхозе «Победа» Урмарского района Чувашской Республики, а в 1973 году его назначили директором Урмарской районной ветеринарной лаборатории. С учетом того, что их район всегда относился к числу сельскохозяйственных, было много предприятий различных форм собственности, где осуществлялось производство животноводческой продукции, выращивался крупный рогатый скот, овцы и свиньи. Подтвердил, что истец Петров Н.П., работая в должности старшего ветеринарного врача-эпизоотолога Урмарской станции по борьбе с болезнями животных, в 1979-1988 г.г. занимался лечением больных сельскохозяйственных животных, проводил профилактические мероприятия, вакцинацию и диагностические исследования, проверял соблюдение ветеринарно-санитарных правил на фермах и в домашних хозяйствах при содержании сельскохозяйственных животных.
<дата> Петров Н.П. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) <число> от <дата> в этом ему отказано, ввиду отсутствия требуемой продолжительности работы в сельском хозяйстве на дату обращения. В стаж для повышения фиксированной выплаты не был включен период работы Петрова Н.П. в Урмарской станции по борьбе с болезнями животных с <дата> по <дата> в должности старшего ветврача-эпизоотолога райветстанции, поскольку отсутствовали документы, подтверждающие занятость на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных. Общий стаж работы в сельском хозяйстве пенсионным органом установлен 27 лет 0 месяцев 25 дней.
Согласно диплому Г-I <число> Петров Н.П. в 1974 году поступил в Казанский ордена Ленина ветеринарный институт им. Н.Э. Баумана и в 1979 году окончил полный курс названного института по специальности «Ветеринария». Решением государственной экзаменационной комиссии от <дата> Петрову Н.П. присвоена квалификация ветеринарного врача.
В трудовой книжке Петрова Н.П. серии АТ-IV <число>, дата заполнения <дата>, имеются следующие записи по оспариваемому периоду: запись <число> - <дата> принят на должность старшего ветврача-эпизоотолога Урмарской станции по борьбе с болезнями животных (приказ <число> от <дата>), запись <число> - <дата> уволен с работы в порядке перевода главным ветврачом в совхоз «Урмарский» (приказ <число> от <дата>).
В соответствии с должностной инструкцией старшего ветврача-эпизоотолога Урмарской станции по борьбе с болезнями животных, утвержденной руководителем данного учреждения <дата>, в его обязанности входило оказание практической и консультативной помощи колхозам, совхозам, птицефабрике и другим предприятиям района по разработке и осуществлению противоэпизоотических мероприятий, организация и проведение лечебно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, создание здоровых стад, а также повышение продуктивности животных, увеличение производства продуктов животноводства в совхозах, колхозах и других хозяйствах и организациях района; проведение амбулаторного и стационарного лечения заболевших животных, вакцинации сельскохозяйственных животных, выполнение различных диагностических исследований на сельхозпредприятиях различных форм собственности, выполнение ими ветеринарно-санитарных правил на фермах при содержании и уходе за сельскохозяйственными животными.
Из архивной справки <число> от <дата>, выданной МБУ «Урмарский районный архив» Урмарского района Чувашской Республики, следует, что в документах архивного фонда Урмарской станции по борьбе с болезнями животных за 1988 г. в книгах приказов по основной деятельности и личному составу за 1980, 1988 г.г. имеются сведения о работе Петрова Н.П., в том числе о закреплении его за колхозом им. Мичурина для организации мероприятий против некробациллеза крупного рогатого скота (приказ <число> от <дата>), о командировании в совхоз «Чувашия» для оказания практической помощи (приказ <число> от <дата>), о закреплении в качестве ответственного ветврача райветстанции по совхозу «Ленинский» и «Урмарский», а также Ковалинскому и Старо-Урмарскому сельсоветам (приказ <число> от <дата>).
Согласно актам от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> старшим ветврачом-эпизоотологом Урмарской станции по борьбе с болезнями животных Петровым Н.П. было проведено плановое исследование и вакцинация от болезней сельскохозяйственных животных в совхозе «Ленинский» Урмарского района.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N 1441 утверждены Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ "О страховых пенсиях". В соответствии с п. 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются, в том числе, периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. На основании п. 4 Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил. На основании п. 6 Правил, при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (в ред. от 19.02.2019) утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Согласно п.п. "а" п. 4 указанных Правил при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 №1440, предусмотрено наименование работ- ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов, в списке профессий поименованы должности «ветеринарный врач» и «ветеринарный врач-эпизоотолог».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2014 N 400 "О страховых пенсиях" под страховым стажем следует понимать учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст. 11 указанного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд считает установленным, что 08.11.2019 Петров Н.П., полагая, что имеет необходимый для установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, обратился к ответчику с соответствующим заявлением. Решением пенсионного органа от <дата> <число> Петрову Н.П. в удовлетворении заявления отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве, продолжительность стажа работы Петрова Н.П. бесспорно определена 27 лет 0 месяцев 25 дней. При этом в стаж работы Петрова Н.П. в сельском хозяйстве не включен период с <дата> по <дата> в должности старшего ветврача-эпизоотолога Урмарской станции по борьбе с болезнями животных, по мотивам того, что основной вид деятельности не был связан с сельским хозяйством, занятость на работах по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных документально не была подтверждена.
Между тем, суд считает доказанным, что истец Петров Н.П. в спорный период работы в должности старшего ветврача-эпизоотолога Урмарской станции по борьбе с болезнями животных постоянно проживал и трудился в сельской местности, осуществлял деятельность по организации и проведению ветеринарных мероприятий в целях предупреждения и ликвидации заболеваний сельскохозяйственных животных; оказывал практическую и консультативную помощь колхозам, совхозам и другим предприятиям Урмарского района Чувашской Республики по разработке и осуществлению противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, создание здоровых стад, повышение продуктивности животных, увеличение производства продуктов животноводства. Выполняемая им работа соответствует Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 N1440, в связи с чем, заявленное требование о включении периода работы в Урмарской станции по борьбе с болезнями животных с 16.08.1979 по 14.10.1988 в должности старшего ветврача-эпизоотолога райветстанции в стаж, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, то указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года.
Принимая во внимание, что стаж работы истца Петрова Н.П. в сельском хозяйстве, с учетом спорного периода с 16.08.1979 по 14.10.1988 в должности старшего ветврача- эпизоотолога райветстанции, составил более 30 лет, при этом является неработающим пенсионером, постоянно проживающим в сельской местности, заявленные исковые требования о признании за ним права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и перерасчете страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01.01.2019 также подлежат удовлетворению.
Таким образом, иск Петрова Н.П. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) подлежит удовлетворению полностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Петрова Николая Петровича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) удовлетворить полностью.
Возложить обязанность на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить в стаж Петрова Николая Петровича, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в Урмарской станции по борьбе с болезнями животных с 16.08.1979 по 14.10.1988 в должности старшего ветврача-эпизоотолога райветстанции; признать за ним право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01 января 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления в пятидневный срок мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 20 января 2020 года