Решение по делу № 33а-4016/2017 от 14.11.2017

        Копия

    Дело №33а-4016/2017    Председательствующий в

    Категория 042а    первой инстанции Кныш Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    05 декабря 2017 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Кондрак Н.И.,

    судей    Артамоновой Т.А., Ваулиной В.А.,

    при секретаре    Гончаровой Е.А.,

    с участием:

    административного истца    ФИО1,

представителя административного истца    ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18.09.2017 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

23 июня 2017 года ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г.Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости – торгово-складское помещение <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, расположенное в здании <данные изъяты>, незавершенного строительством комплекса нежилых зданий, строений и сооружений <данные изъяты>% готовности, по адресу <адрес>, возложении на ответчика обязанности поставить на государственный кадастровый учет вышеуказанный ранее учтенный объект недвижимости.

Административный иск мотивирован тем, что право собственности ФИО1 на вышеуказанный объект недвижимости было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в КП «БТИ и ГРОНИ» г. Севастополя за реестровым , произведен его технический учет, вследствие чего имущество является ранее учтенным, а решение Севреестра нарушают законные права и интересы истца, противоречит требованиям действующего законодательства.

Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 14.07.2017 года административный иск ФИО1 передан по подсудности в Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18.09.2017 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об удовлетворении иска.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что торгово-складское помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное в здании <данные изъяты> незавершенного строительством комплекса нежилых зданий, строений и сооружений <данные изъяты>% готовности по адресу <адрес> как зарегистрированное в КП «БТИ и ГРОНИ» г.Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ считается ранее учтенным. Регистрация названного объекта производилась на основании договора купли-продажи и решения Хозяйственного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Отказ в постановке объекта на кадастровый учет ухудшает ее положение и не соответствует требованиям Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Выводы суда о том, что административным ответчиком не нарушены права истца полагает несостоятельными, доказательств обоснованности отказа в государственной регистрации принадлежащего истцу объекта недвижимости, Севреестр не представил. Судом первой инстанции не принято во внимание, что помещению истца присвоен индивидуальный адрес, в правоустанавливающих документах указана его площадь, помещение имеет отдельный вход, без использования помещений общего пользования здания, оснащено коммуникациями, подключено к электроснабжению, водопотреблению.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям.

Представитель административного ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Заслушав судью-докладчика, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности действий прокуратуры города Севастополя, при этом доказательств нарушения прав административного истца представлено не было.

Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый , заключенного между ЧП «Крым-леспром» и ФИО1, последней на праве частной собственности принадлежит торгово-складское помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное в здании <данные изъяты> незавершенного строительством комплекса нежилых домов, строений и сооружений 87% готовности по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО1 на вышеуказанное недвижимое имущество зарегистрировано в ГП «БТИ и ГРОНИ» Севгорсовета, о чем в сделана запись реестровой книге под реестровым , что подтверждается регистрационной надписью на правоустанавливающем документе (л.д.52-53).

Согласно справки Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ торгово-складскому помещению (<данные изъяты>), расположенному в <данные изъяты> по экспликации ГКП БТИ ГРОНИ, поименованному в Договоре о долевом участии в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ рег. по адресу «<адрес>», присвоен адрес: <адрес> (л.д.55).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обратилась в Севреестр с заявлением , в котором просила внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости и осуществить государственную регистрацию права на данное помещение (л.д.47-48).

Решением Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ), так как в представленных на государственную регистрацию документах отсутствуют сведения, позволяющие считать рассматриваемый объект недвижимости ранее учтенным, кроме того из ответа ГУТ г. Севастополя БТИ рассматриваемое помещение расположено в объекте незавершенного строительства, не сданном в эксплуатацию (л.д.49-51).

Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО1 обратилась с административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном, поскольку помещение в объекте незавершенного строительства не подлежит учету, а отказ административного ответчика соответствует закону.

С такими выводами не может согласиться коллегия судей Севастопольского городского суда в связи с неправильным применением норм материального права, указывая следующее.

С 01.01.2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Законом № 218-ФЗ (ч.1 ст.1, ч.1 ст.72).

Частью 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 69 Закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 5 статьи 69 Закона № 218-ФЗ установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Частью 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ установлен перечень оснований, при наличии которых орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, а именно:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Судебной коллегией установлено, что ФИО1 обратилась в орган государственного кадастрового учета с заявлением о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном объекте недвижимости, представив вышеуказанный договор купли-продажи объекта недвижимости с регистрационной надписью, сведения о котором просила внести в государственный кадастр недвижимости. Документы, подтверждающие ранее осуществленный учет спорного объекта, административным ответчиком от соответствующего органа (ГУП г. Севастополя «БТИ») получены (л.д. 54).

Судебная коллегия так же отмечает, что согласно обжалуемого решения Севреестра, в постановке на кадастровый учет отказано по п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона № 218-ФЗ так как не может быть осуществлен кадастровый учет помещения в объекте незавершенного строительства (который не сдан в эксплуатацию). При этом ч. 8 ст. 69 Закона № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, который такого основания не содержит.

Судебная коллегия отмечает, что административным ответчиком и судом не принято во внимание, что в соответствии со статьёй 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который имеет большую юридическую силу относительно Закона № 218-ФЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно статьи 12.1 данного Закона до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Частью 2 статьи 2 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

Согласно Постановлению Правительства Севастополя №202 от 07.08.2014 года «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав», заключенный в установленном законом порядке на территории города Севастополя до 18.03.2014 года гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права относительно которого подлежат государственной регистрации, включен в число документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя (Постановление Правительства Севастополя от 22.08.2014 N 227 "Об утверждении Порядка включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" объектах недвижимости") и в срок до 1 января 2017 года орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, включает в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей статьей особенностей и предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству.

Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Судебная коллегия полагает, что доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН, предусмотренных ч. 8 ст. 69 Закона № 218-ФЗ, Севреестром не предоставлено.

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового о частичном удовлетворении требований исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ о признании обжалуемого отказа незаконным и возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения его заявления, поскольку разрешение вопроса о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости относится к исключительной компетенции административного ответчика в пределах его полномочий.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18.09.2017 года – отменить.

Принять по делу новое решение.

Административный иск удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и осуществлении государственной регистрации права на торгово-складское помещение <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.м, расположенное в здании <данные изъяты> незавершенного строительством, комплекса нежилых домов, строений и сооружений <данные изъяты>% готовности, которое находится по адресу: г. Севастополь, ул. Индустриальная, 32/10 и о результатах рассмотрения уведомить суд и административного истца в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении иной части требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

        Председательствующий    /подпись/    Н.И. Кондрак

        судьи    /подпись/    Т.А. Артамонова

            /подпись/    В.А. Ваулина

    Копия верна

    судья    Н.И. Кондрак

33а-4016/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
05.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее