Дело № 2-143/2022
41RS0001-01-2021-003011-59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2022 г. г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Ежовой И.А.,
при помощнике судьи Севериной Ю.С.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Ляховенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пенжинского района Камчатского края к Государственному унитарному предприятию «Спецтранс» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пенжинского района Камчатского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к государственному унитарному предприятию Камчатского края «Спецтранс» (далее ГУП «Спецтранс») о возложении обязанности организовать осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района.
В обоснование иска указал, что ГУП «Спецтранс» имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края. Вместе с тем, по результатам проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, прокуратурой Пенжинского района Камчатского края установлено, что ответчик соответствующую деятельность на территории сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района не организовал, что влечет нарушение прав неопределенного круга граждан, постоянно либо временно находящихся на данной территории.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с учетом уточнения просил обязать Государственное унитарное предприятие Камчатского края «Спецтранс» организовать осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района Камчатского края в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца старший помощник города Петропавловска-Камчатского Ляховенко В.В., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ГУП «Спецтранс» извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя в суд для участия в рассмотрении дела не направило. Согласно поступившим в суд возражениям указало, что участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района, в рамках которых органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО. Региональный оператор принимает ТКО в местах (на площадках) накопления, данные о нахождении которых на территории субъекта Российской Федерации включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО и в территориальную схему обращения с отходами. Деятельность по захоронению ТКО на территории сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района Камчатского края ведет МУП «Пенжилсервис», занимающееся обустройством санкционированных свалок и полигонов утилизации и хранения бытовых и промышленных отходов и эксплуатирующее свалки. Полагая, что ГУП «Спецтранс» как региональный оператор в силу действующего законодательства оказывает услуги по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение), но не организовывает осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО, отнесенное к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, одновременно ссылаясь на то, что условия для осуществления региональным оператором соответствующих функций на территории сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района не созданы, тариф регионального оператора на захоронение ТКО до настоящего времени не установлен, места (площадки) для накопления ТКО не сформированы, территориальная схема обращения с отходами не определена, договор на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору не направлялся, денежные средства на организацию осуществления соответствующей деятельности не выделялись, требования истца считали необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица МУП «Пенжилсервис», администрация Пенжинского муниципального района, администрация сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей не направили.
Третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края извещалось о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, представителя не направило, о причинах неявки не уведомило.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Частью 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
В соответствии с частями 7-10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (пункт 7). Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункт 8). Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться (пункт 9). Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (пункт 10).
Согласно материалам дела, приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 19.12.2016 № № МУП ПКГО «Спецтранс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края (л.д. 27).
30.12.2016 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства (уполномоченный орган) и МУП ПКГО «Спецтранс» (региональный оператор) заключено соглашение № № об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края (л.д. 91-97).
Согласно пункту 1.1 соглашения региональный оператор обязуется осуществлять деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.
Пунктами 1.2, 3.1 соглашения установлено, что региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемым Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует в течение десяти лет (пункт 7.1).
30.12.2016 между Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края (сторона 1), МУП ПКГО «Спецтранс» (сторона 2) и Агентством по обращению с отходами Камчатского края (сторона 3) заключено соглашение № № в соответствии с которым с 01.01.2017 все права и обязанности уполномоченного органа по соглашению от 30.12.2016 № 273 переходят к Агентству по обращению с отходами Камчатского края (л.д. 98, 99).
22.01.2018 МУП ПКГО «Спецтранс» реорганизовано в ГУП «Спецтранс», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и Уставом (л.д. 28-39, 40-47).
Дополнительным соглашением от 11.11.2019 № № пункт 1.1 соглашения от 30.12.2016 № № дополнен словами: «на следующих технологических зонах: Пенжинский район.. .» (л.д. 103).
Как усматривается из дополнительного соглашения от 20.02.2021 № №, все права и обязанности уполномоченного органа по соглашению от 30.12.2016 № № переходят к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (л.д. 104).
Согласно актам проверки мусорных площадок (контейнеров) в селе Каменское от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ, мусорные контейнеры переполнены и требуют вывоза мусора на полигон твердых бытовых отходов, мусорные площадки загрязнены, требуют расчистки (л.д. 59, 60, 61, 62).
Также из содержания указанных актов проверки следует, что на территории данного села места размещения твердых бытовых отходов расположены вблизи зданий по следующим адресам: ул. <адрес>, д. 10, 20, 22; ул. <адрес>, д. 3, 5, 25; ул. <адрес>, д. 10, 16а, 22а, 38 (л.д. 59, 60, 61, 62).
Факт наличия на территории села Каменское мест несанкционированного размещения ТКО ответчиком не опровергнут.
Планом мероприятий перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае на 2021 год, утвержденным Врио Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края 17.02.2021, определена технологическая зона № 1 «Пенжинский район», запланированы мероприятия по установлению тарифа на захоронение ТКО (март 2021 года) - ответственные МУП «Пенжилсервис» РСТЦ Камчатского края, установление тарифа регионального оператора (май 2021 года) - ответственный ГУП «Спецтранс» РСТЦ Камчатского края, начало оказания коммунальной услуги по обращению с отходами (июнь 2021 года) - ответственный ГУП «Спецтранс» (л.д. 86-90).
Доказательств выполнения указанной программы ответчиком не представлено.
Из письма МУП «Пенжилсервис» от 15.04.2021 следует, что какие- либо договоры, соглашения между МУП «Пенжилсервис» и ГУП «Спецтранс» на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание захоронение твердых коммунальных отходов на территории Пенжинского муниципального района в сельских поселениях «село Каменское», «село Манилы», «село Таловка», «село Слаутное», «село Аянка» никогда не заключались. Сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Пенжинского муниципального района, МУП «Пенжилсервис» никогда не занимался. Непосредственно в с. Каменское Пенжинского района складированием ТКО занимается МУП «Пенжилсервис» (л.д.57-58).
Согласно письму Главы администрации сельского поселения «село Каменское» от ДД.ММ.ГГГГ № №, между администрацией сельского поселения «село Каменское» и ГУП «Спецтранс», а также МУП «Пенжилсервис» не заключались договоры на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. В связи с этим на территории сельского поселения существует острая ситуация с нарушением санитарных норм. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в сельском поселении «село Каменское» не осуществляется, мусорные контейнеры переполнены, что приводи к засорению территории села и прилегающей территории (л.д. 56).
Постановлением Правительства Камчатского края от 28.12.2016 № № утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 указанных Правил, основной целью деятельности регионального оператора является сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой.
Основными задачами регионального оператора являются, в том числе, реализация Территориальной схемы, планирование, регулирование и контроль за обращением с ТКО и вторичными ресурсами в зоне его деятельности, организация деятельности по созданию на территориях муниципальных образований в Камчатском крае комплексов (полигонов, площадок временного накопления отходов) по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов и контроль их запуска на производственную мощность, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае утверждена приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Камчатском крае», что ответчиком не опровергнуто.
Учитывая изложенное, обязанности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО возложены на ответчика в силу действующего законодательства и заключенного соглашения.
ГУП «Спецтранс», являясь региональным оператором, обязано обеспечить исполнение условий заключенного с ним соглашения на всей территории Камчатского края. При этом все вопросы хозяйственной деятельности регионального оператора должны решаться им самостоятельно, его деятельность должна обеспечивать соблюдение прав неопределенного круга лиц в сфере санитарного благополучия обслуживаемых им территорий по собору и утилизации отходов производства и потребления.
Довод ответчика в письменных возражениях о недоказанности нарушения права граждан села Каменское на благоприятную окружающую среду в результате действий ГУП «Спецтранс» судом во внимание не принимаются, поскольку опровергаются установленными в рамках исследования материалов дела обстоятельствами. Бездействие ГУП «Спецтранс», как регионального оператора, по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что, безусловно, нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения.
Доводы ответчика о том, что органами местного самоуправления места (площадки) накопления ТКО не сформированы, территориальная схема обращения с отходами не определена, соответствующие договоры на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору не направлялись, тариф регионального оператора на захоронение ТКО до настоящего времени не установлен, денежные средства на организацию осуществления соответствующей деятельности не выделялись в связи с чем, у ГУП «Спецтранс» отсутствуют правовые основания для оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не территории Пенжинского муниципального района, в том числе на территории села Каменское, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают правомерность требований истца.
Вместе с тем, пунктом № соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № № предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 указанных правил).
Таким образом, в силу норм действующего законодательства, региональный оператор осуществляет ликвидацию выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в тех случаях, когда собственник не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Кроме того, как было указано выше, в соответствии с Правилами осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, утвержденными постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № №, основной задачей регионального оператора является, в том числе, организация деятельности по созданию на территориях муниципальных образований в Камчатском крае комплексов (полигонов, площадок временного накопления отходов) по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Доводы ответчика в письменных возражениях о том, что ГУП «Спецтранс» как региональный оператор в силу действующего законодательства оказывает услуги по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение), но не организовывает осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО, отнесенное к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации являются несостоятельными ввиду следующего.
Согласно требованиям статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по заявленным требованиям.
Исходя из заявленных прокурором требований, спорные отношения возникли из заключенного с ответчиком соглашения на выполнение функций регионального оператора, и предметом требований является надлежащее исполнение ответчиком обязанностей, возложенных на него соглашением и действующим законом. Предметом спора не являлись отношения по организации мест накопления ТКО в населенных пунктах Камчатского края, что входит в компетенцию органов местного самоуправления и утверждения тарифов Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края.
Вопросы организации деятельности регионального оператора по сбору ТКО подлежат урегулированию между субъектами, вовлеченными в указанную сферу деятельности, путем заключения договоров, соглашений, а также иными способами, позволяющими организовать исполнение обязанностей регионального оператора в соответствии с требованиями закона.
Принимая во внимание изложенное, ввиду установления нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом характера подлежащих исполнению ответчиком мероприятий, суд приходит к выводу об установлении срока на исполнение судебного акта не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пенжинского района Камчатского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному унитарному предприятию Камчатского края «Спецтранс» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие Камчатского края «Спецтранс» организовать осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района Камчатского края в срок не позднее шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с ГУП «Спецтранс» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий И.А. Ежова