К О П И Я

дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Богучаны Красноярского края                 «10» августа 2021 года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Голобородько Ю.Н.,

при секретаре Архиповой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» об обязании устранения нарушений лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края в лице его представителя ФИО1, действующей на основании доверенности от 24 сентября 2020 года, 23 апреля 2021 года обратилось с поступившим в суд 11 июня 2021 года исковым заявлением в интересах Российской Федерации к ООО «ЛесСервис» с требованиями об обязании ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку от порубочных остатков мест рубок площадью 0,5 га в квартале №129 выдел №14 лесосека №40 Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество».

Свои требования истец мотивировал тем, что ООО «ЛесСервис» в нарушение требований лесного законодательства и принятых на себя в соответствии с заключённым 25 декабря 2017 года между ним и Министерством лесного хозяйства Красноярского края договором аренды лесного участка №13/2-и, после окончания работ по заготовке древесины с 21 октября 2019 года по 30 декабря 2019 года, не произвело очистку лесного участка площадью 0,5 га в квартале №129 выдел №14 лесосека №40 Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», при этом возникшее из-за этого захламление лесного участка способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов, а следовательно, оказывает негативное влияние на окружающую среду.

Министерство лесного хозяйства Красноярского края, надлежащим образом извещённое о месте и времени разбирательства дела, в суд своего представителя не направило, ранее при подаче искового заявления просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

ООО «ЛесСервис», надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, в представленном в суд ходатайстве просило рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «ЛесСервис», а также направило в суд ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований, приложив к нему акт осмотра лесосеки, свидетельствующий о добровольном исполнении ответчиком исковых требований.

Привлечённое к участию в деле в качестве третьего лица КГБУ «Богучанское лесничество», надлежащим образом извещённое о месте и времени разбирательства дела, в суд своего представителя не направило, в направленном в суд ходатайстве просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, исковые требования поддержало в полном объёме.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Красноярского края №139-уг от 13 июля 2016 года «О внесении изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 13 октября 2014 года №224-УГ «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Распоряжением Правительства Красноярского края от 13 июля 2016 года №560-р, статьёй 103 Устава Красноярского края, законом Красноярского края №6-1930 от 10 июля 2008 года «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края», Указом Губернатора Красноярского края №224-уг от 13 октября 2014 года «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края» в структуре органов исполнительной власти Красноярского края создано Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

Пунктом 1 Распоряжения Правительства Красноярского края №700-р от 24 августа 2016 года установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений.

В силу п.1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство), утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края №374-п от 26 июля 2016 года, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края.

Согласно п.3.51 указанного Положения Министерство вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области лесных отношений.

В силу ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года, под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года, хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

На основании ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст.310 ГК РФ не допускается односторонний отказ от исполнения обязательств.

Согласно ст.100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 февраля 2021 года, ООО «ЛесСервис» зарегистрировано 03 ноября 2010 года за ОГРН 1102420000891, юридический адрес: г. Красноярск ул. Авиаторов д.44 пом.216.

Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности ответчика ООО «ЛесСервис» являются лесозаготовки, дополнительными, в том числе, производство пиломатериалов.

Из представленного договора аренды лесного участка № 13/2-и от 25 декабря 2017 года, заключенного между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «ЛесСервис», следует, что министерство предоставило, а ООО «ЛесСервис» приняло во временное пользование на срок 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 113 789 га, по адресу: Красноярский край, Богучанский район, КГБУ «Богучанское лесничество», Богучанское участковое лесничество в кварталах №№ 10-14, 41, 42, 47-52, 60-68, 77 (за исключением части выдела 3), 78, 79, 81, 82, 91-98, 102-108, 110-126, 131-148, Карабульское участковое лесничество в кварталах №№ 2-13, 28-36, 49-52, 54-64, 79-86, 102-108, 123-130, 143-146, 162, 179-180, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-03711-2017-12-3309-1, с целью заготовки древесины.

Согласно п.12 указанного договора аренды, арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ.

На основании указанного договора ООО «ЛесСервис» осуществляло заготовку древесины по лесной декларации б/н от 11 октября 2019 года в период с 21 октября 2019 года по 30 декабря 2019 года.

Из представленной Технологической карты лесосечных работ в квартале №129, выдел №14 лесосека №40 Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество» следует, что очистка лесосеки производится одновременно с заготовкой. Очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется путём сбора порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и подкормки диких животных в зимний период, укладки порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения при трелевке; на погрузочных площадках разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий.

В соответствии со ст.ст.42,58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Из положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с ч.3 ст.16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Пунктом 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ №414 от 29 июня 2007 года, предусмотрено, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Необходимость установления специального порядка рубки и очистки лесов от порубочных остатков определёнными способами связана с биологическими свойствами леса, необходимостью его восстановления и защиты от негативного воздействия.

В соответствии с ч.4 ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №417 от 30 июня 2007 года, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктом 16 данных Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно пункта 17 указанных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.

Пунктом 38 указанных Правил установлено, что лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 61 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Рослесхоза №337 от 01 августа 2011 года, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.

Согласно ч.2 ст.99 Лесного кодекса Российской Федерации, лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано устранить выявленное нарушение.

В ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

08 июня 2020 года в ходе осмотра лесничим Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество» Шур С.В. при участии государственного инспектора КГКУ «Лесная охрана» Болдырева Е.В., лесосеки №40 в выделе №14 квартала №129 Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», по окончании срока действия лесной декларации, о чём ответчик был извещен надлежащим образом 07 мая 2020 года, установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности ответчиком допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок порубочными остатками на площади 0,5 га, о чём составлены акт осмотра лесосеки от 08 июня 2020 года, расчёт ущерба за нарушение лесного законодательства, акт натурального осмотра качества разработки лесосек и абрис лесосеки к нему. Абрисом лесосеки зафиксированы результаты замеров, произведённых на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.

Согласно ч.9 ст.29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 5 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Рослесхоза №337 от 01 августа 2011 года, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).

В соответствии с подпунктом «к» пункта 13 Правил не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №273 от 08 мая 2007 года «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства» и расчётно-технологической картой очистки мест рубок от порубочных остатков, утверждённой начальником отдела охраны защиты и воспроизводства лесов Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, произведён расчет ущерба. Ущерб государственному лесному фонду составил 6832 рубля 35 копеек.

Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учётом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.

Допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается и представить доказательства в обоснование своих требований.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что обязанность произведения очистки от порубочных остатков лесосеки №40 в квартале №129 выдел №14 Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», на площади 0,5 га, лежит именно на ООО «ЛесСервис».

Вместе с тем, 10 августа 2021 года до начала судебного заседания в суд от ответчика поступил акт осмотра лесосеки от 09 августа 2021 года, подписанный лесничим Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество» Шур С.В. и старшим государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» Болдаревым Е.В., согласно которого место рубки древесины на площади 0,5 га в лесосеке №40 квартал №129 выдел №14 Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество» в настоящее время очищено от порубочных остатков, а именно произведена очистка лесосеки путём разбрасывания измельчённых порубочных остатком в целях улучшения лесорастительных условий, лесосека опахана по периметру.

Таким образом учитывая, что ответчиком добровольно исполнены исковые требования в полном объёме, что подтверждается актом осмотра лесосеки от 09 августа 2021 года, исковые требования Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «ЛесСервис» об обязании произвести очистку от порубочных остатков мест рубок площадью 0,5 га в лесосеке №40 квартала №129 выдел №14 Карабульского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №40 ░░ ░░░░░░░ 0,5 ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ №129 ░░░░░ №14 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                    ░.░. ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ , ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

2-739/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Ответчики
ООО Лессервис
Другие
КГБУ Богучанское лесничество
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Судья
Голобородько Юрий Николаевич
Дело на сайте суда
boguchan.krk.sudrf.ru
11.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2021Передача материалов судье
15.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее