дело № 2-1-968/2016 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Людиново 8 сентября 2016 года
Людиновский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Климкина С.В.,
при секретаре Сусловой Н.В.,
с участием представителя истца Тимошиной З.А. по доверенности <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ Буркина И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Людиновского районного суда гражданское дело по иску Тимошиной ФИО7 к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района «<адрес> и <адрес>», Министерству труда и социальной защиты <адрес> о признании права на получение удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Тимошина З.А. обратилась в суд с иском, уточнив который, просит признать за ней право на получение удостоверения установленного образца за умершего мужа ФИО1, участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, мотивируя заявленные требования тем, что ее муж ФИО1, ставший инвалидом вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на момент смерти не успел получить указанное удостоверение.
Истец Тимошина З.А. в судебное заседание не явилась, ее представитель Буркин И.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Ответчики - отдел социальной защиты населения администрации муниципального района «<адрес> и <адрес>», Министерство труда и социальной защиты <адрес>, своевременно и надлежащим образом извещенные о дате рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, представили письменные возражения.
В суде установлено, что с Тимошина З.А. является вдовой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно справке МСЭ-2013 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ бессрочно была установлена первая группа инвалидности по причине получения заболевания при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ Российским межведомственным экспертным советом принято решение № о том, что заболевания и инвалидность ФИО1 связаны с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ документы ФИО1 для выдачи удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, были направлены в Министерство труда и социальной защиты <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
Решением указанного выше совета № от ДД.ММ.ГГГГ дано заключение о том, что причина смерти ФИО1 связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
При обращении истца в отдел социальной защиты населения администрации муниципального района «<адрес> и <адрес>» за получением мер социальной поддержке как вдове инвалида-ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ей было отказано по причине того, что при жизни ее супруг не имел удостоверение инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца Буркина И.А., копиями свидетельств о смерти ФИО1, о заключении брака, решений экспертного совета, справки об инвалидности, другими материалами дела, исследованными судом.
При разрешении заявленных исковых требований суд исходит из следующего.
Согласно части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у инвалида правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 960-О-П).
Приобретение специального правового статуса «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы» осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы (часть 7 статьи 24 Закона).
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 15 Закона для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П по жалобе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки ФИО2, выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.
В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.
Как было установлено в судебном заседании супруг ФИО3 при жизни обратился в Министерство труда и социальной защиты <адрес> с заявлением и необходимыми документами для выдачи удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, однако умер ранее срока, установленного на рассмотрение документов на выдачу удостоверения.
Указанное обстоятельство, как независящая от него причина, препятствовало в оформлении ему удостоверения инвалида-чернобыльца и получения мер социальной поддержки, поэтому данное правоотношение допускает правопреемство истца на получение удостоверения после смерти мужа.
Учитывая указанные обстоятельства, суд находит заявленные Тимошиной З.А. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Несостоятельной являются доводы ответчиков, изложенные ими в письменных возражениях, о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, так как они основаны на неверном толковании норм права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░8 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░> ░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.