УИД:65RS0001-01-2022-007649-14Дело №12-90/2022
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2022 г. гор. Анадырь
Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного округа Шевченко Галина Валерьевна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Анадырского городского суда, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, г.Анадырь, ул.Отке, 32-а, протест исполняющего обязанности Магаданского транспортного прокурора Ю.Б. Заикина на постановление исполняющего обязанности начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Надбитова В.А. от 14 июля 2022 г., принятое по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица общества с ограниченной ответственностью «ГДК Баимская» - координатора по логистике и таможенному оформлению Хан Алевтины Владимировны, 25 апреля 1993 года рождения, уроженки г.Орехово-Зуево Московской области, проживающей по адресу: г.Москва, Волгоградский проспект, д.8, кв.34,
установил:
14 июля 2022 г. постановлением №10707000-000321/2022 исполняющего обязанности начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Надбитова В.А. должностное лицо общества с ограниченной ответственностью «ГДК Баимская» (далее ООО «ГДК Баимская») - координатор по логистике и таможенному оформлению Хан А.В. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб. Из постановления следует, что указанное должностное лицо не исполнило обязанность по своевременному предоставлению в таможенный орган статистических форм учета по факту перемещения 1 товара (40-футовый контейнер) в рамках договора от 4 июня 2021 г., заключенного между поставщиком филиалом компании «KAZ Minerals Projects B.V.» (Респбулики Казахстан) и покупателем ООО «ГДК Баимская». Указанная обязанность подлежала исполнению до 14 октября 2021 г. включительно, но была представлена 15 марта 2022 г.
В протесте, поданном 26 июля 2022 г. в суд, прокурор просит отменить постановление и дело направить на новое рассмотрение должностному лицу административного органа в связи с тем, что должностное лицо ООО «ГДК Баимская» Хан А.В. привлечено к ответственности за наличие в его деянии 7 событий административных правонарушений, выявленных по результатам одного контрольного мероприятия, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей за каждое правонарушение. Деяния, выявленные таможенным органом в рамках одной проверки, в один временной период, по одному контракту подпадают под квалификацию одной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие чего, постановление является незаконным.
28 июля 2022 г., определением судьи Южно-Сахалинского городского суда, вступившим в законную силу, протест исполняющего обязанности Магаданского транспортного прокурора Ю.Б. Заикина на постановление исполняющего обязанности начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Надбитова В.А. №10707000-000321/2022 от 14 июля 2022 г., в отношении должностного лица ООО «ГДК Баимская» - координатора по логистике и таможенному оформлению Хан А.В. передан для рассмотрения по подведомственности в Анадырский городской суда Чукотского АО в связи с тем, что статистическая форма учета перемещения товаров в рамках таможенного контроля фактически зарегистрирована и принята в работу Анадырским таможенными постом Сахалинской таможни, расположенном по адресу: Чукотский АО, г.Анадырь, ул.Рультытегина, 19.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, - Хан А.В., извещена о времени и месте рассмотрения дела. От Хан А.В. ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступило.
Старший помощник Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа, Алесько Т.Л., участвующая в деле по поручению, поддержала протест.
Изучив материалы дела, доводы протеста, проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления в соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав прокурора, признав возможным рассмотрение протеста в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность на основании части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Принимая оспариваемое постановление, должностное лицо исходило из того, что материалами дела доказано совершение Хан А.В. вмененного административного правонарушения, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении нет.
В соответствии с ч. 2 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В соответствии с пунктом 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Пункт 7 Правил в данном случае неприменим.
Таким образом, в соответствии с пунктами 5 – 9 Правил, статистическая форма учета за получение товара в сентябре 2021 г. должна была быть предоставлена ООО «ГДК Баимская» в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар получен, то есть по 14 октября 2021 включительно.
Однако, статистическая форма учета перемещения указанных товаров, поступивших по договору от 4 июня 2021 г. №РС-21-0428_BV-0049-21 направлена в таможенный орган – Анадырский таможенный пост Сахалинской таможни в электронном виде с нарушением установленного срока – 15 марта 2022 г. №10707000/150322/С3916690 (л.д. 8).
При этом, в рамках проводимого таможенного контроля Сахалинской таможней выявлено еще 7 аналогичных эпизодов несвоевременного представления ООО «ГДК Баимская» статистических форм учета перемещения товаров, полученных в сентябре 2021 г. на одних и тех же условиях по договору поставки от 4 июня 2021 г. №РС-21-0428_BV-0049-21.
В связи с несвоевременным предоставлением в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров старшим инспектором Анадырского таможенного поста Сахалинской таможни А.Ю. Грамадчуковой в отношении должностного лица ООО «ГДК Баимская» координатора по таможенному оформлению и логистике Хан А.В. составлено 7 протоколов об административном правонарушении по ч.1 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
1. № 10707000-000318/2022 от 15 июня 2022 г. (по статистической форме за сентябрь 2021 №10707000/100322/С3300891);
2. № 10707000-000319/2022 от 15 июня 2022 г. (по статистической форме за сентябрь 2021 № 10707000/050322/С307269);
3. № 10707000-000320/2022 от 15 июня 2022 г. (по статистической форме за сентябрь № 10707000/100322/С3330830);
4. № 10707000-000321/2022 от 4 мая 2022 г. (по статистической форме за сентябрь 2021 № 10707000/150322/С391669);
5. № 10707000-000330/2022 от 5 мая 2022 г. (по статистической форме за сентябрь 2021 № 10707000/100322/С330731);
6. № 10707000-000331/2022 от 5 мая 2022 г. (по статистической форме за сентябрь 2021 № 10707000/290322/С418199);
7. № 10707000-000341/2022 от 6 мая 2022 г. (по статистической форме за сентябрь 2021 № 10707000/290322/С418214).
По результатам рассмотрения 7 материалов дел об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «ГДК Баимская» Хан А.В. 14 июля 2022 г. вынесено 7 постановлений о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 10 000 рублей по каждому событию правонарушения - каждой форме статистической отчетности (№№ 10707000-000318/2022; 10707000-000341/2022; 10707000-000331/2022; 10707000-000330/2022; 10707000-000321/2022; 10707000-000319/2022; 10707000-000320/2022).
В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Административное наказание назначено Хан А.В. в соответствии с санкцией ч.1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, с учетом положений ст.ст. 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вступившим 6 апреля 2022 г. в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Постановлениями от 14 июля 2022 г. №10408000-318/2022, 10707000-000341/2022; 10707000-000331/2022; 10707000-000330/2022, 10707000-000321/2022, 10707000-000319/2022, 10707000-000320/2022) должностное лицо ООО «ГДК Баимская» Хан А.В. привлечено к ответственности за наличие в его деянии 7 событий административных правонарушений, выявленных по результатам одного контрольного мероприятия (письмо от 8 февраля 2022 №32-14/016), с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей за каждое правонарушение.
Внесенные указанным Федеральным законом изменения в статью 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях улучшают положение должностного лица.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 и от 14.07.2015 № 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.
Принимая во внимание положение ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, деяния, выявленные в ходе проведения одной проверки и посягающие на одни и те же охраняемые государством общественные отношения, должны быть квалифицированы в качестве единого правонарушения, влекущего назначения одного наказания по соответствующей статье.
Таким образом, назначение административных наказаний по каждой форме статистической отчетности за один отчетный период (сентябрь 2021 г.) в виде штрафа на общую сумму 70000 рублей не отвечает требованиям части 1 статьи 1.6, ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что деяния ООО «ГДК Баимская» выявленные таможенным органом в рамках одной проверки, в один временной период, по одному контракту и подпадают под квалификацию одной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление Сахалинской таможни от 14 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении №10707000-321/2022 является незаконным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В данном случае такие основания имеются. При привлечении к административной ответственности должностного лица наряду с документами, устанавливающими его личность, к делу об административном правонарушении должны быть приобщены заверенные копии документов, подтверждающие его служебные полномочия (выписки из учредительного документа и ЕГРЮЛ юридического лица, приказ о назначении на должность, должностная инструкция и др.).
В нарушение ст.24.1, ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела таможенным органом не приобщены в полном объеме документы, предоставленные ООО «ГДК Баимская» письмом от 8 июня 2022 г. №б/н (л.д.47)- копия Устава ООО «ГДК Баимская в редакции 8, Свидетельство о постановке на налоговый учет юридического лица, трудовой договор № 119 от 6 февраля 2020 г., подтверждающий трудовые отношения привлекаемого лица с ООО «ГДК Баимская», и соответственно оценка им не дана.
Следовательно, выводы в оспариваемом постановлении основаны не на всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, оценке доказательств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, прихожу к выводу об удовлетворении протеста прокурора и отмене постановления №10707000-000321/2022 от 14 июля 2022 г. исполняющего обязанности начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Надбитова В.А. с возвращением дела на новое рассмотрение, поскольку последним при рассмотрении дела допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При этом срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент принятия решения не истек.
Как следует из оспариваемого постановления, статистическая отчетность представлялась обществом на Анадырский таможенный пост Сахалинской таможни, следовательно, рассмотрение административных правонарушений, совершенных на данном посту, относится к территориальной подведомственности административного органа Сахалинской таможни.
Протест на постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению по месту совершения правонарушения – Анадырского таможенного пункта, который находится в подчинении таможни, к которой он прикреплен, и является структурным подразделением Сахалинской таможни, т.е. в Анадырском городском суде Чукотского АО.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
протест исполняющего обязанности Магаданского транспортного прокурора Ю.Б. Заикина удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности начальника Сахалинской таможни - начальника службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Надбитова В.А. №10707000-000321/2022 от 14 июля 2022 г. о привлечении должностного лица общества с ограниченной ответственностью «ГДК Баимская» - координатора по логистике и таможенному оформлению Хан А.В. к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Сахалинскую таможню.
Решение может быть опротестовано прокурором и (или) обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, в суд Чукотского автономного округа, в том числе, через Анадырский городской суд Чукотского АО, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.В. Шевченко