Решение по делу № 2а-3659/2020 от 10.09.2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 декабря 2020 года Дело а-3659/2020
г.Севастополь

УИД 92RS0-64

Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе:

председательствующего судьи Матюшевой Е.П.

при помощнике ФИО2

с участием

представителя административного истца ФИО6,

представителя административного ответчика – ФИО3

представителя заинтересованного лица ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Управлению охраны объектов культурного наследия г.Севастополя о признании незаконным предписание о приостановлении земляных строительных работ

заинтересованные лица: ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя

установил:

    Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Управлению охраны объектов культурного наследия г.Севастополя, заинтересованные лица: ФГБУК «Государственный историко-археологический музей заповедник «Херсонес Таврический», Департамент по имущественным и земельным отношения г.Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя о признании незаконным предписание о приостановлении земляных строительных работ о признании незаконными действий, бездействия и возложении обязанности совершения определенных действий и просила: признать предписание от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность относительно земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:745, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес> – незаконным, признать бездействие административного ответчика по неосуществлению отмены внесенного предписания от ДД.ММ.ГГГГ -Ф- незаконным; обязать административного ответчика устранить нарушения права

административного истца – отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ № года , судебные расходы возложить на ответчика.

    Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя вынесено предписание о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:745, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, собственником которого является ФИО1. Приостановленные работы могут быть возобновлены по результатам проведенных археологических работ. В обоснование требований ответчик сослался на п.1.3 Приказа Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе. Административным истцом в адрес Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) направлено заявление об отмене указанного предписания, однако ДД.ММ.ГГГГ в отмене предписания отказано. С указанными оспариваемыми действиями ответчика истец не согласен, считает их незаконными, а свои законные интересы на своевременное и надлежащее рассмотрение заявления нарушенными и подлежащими судебной защите, поскольку истцом земляные, строительные и хозяйственные работ в границах объекта культурного наследия или в границах достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» не проводились и не планировались, работы проводились за фактическими границами достопримечательного места.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, подала заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя.

Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что археологические работы на земельном участке проведены ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН», в ходе которых установлен факт отсутствия объектов культурного наследия, обладающих признаками объекта археологического наследия.

Представитель административного ответчика ФИО3 просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель ФГБУК «Государственный историко-археологический музей заповедник «Херсонес Таврический» ФИО4 в судебном заседании также просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку земельный участок административного истца граничит с многоконтурным земельным участком музея-заповедника, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя не выдавалась разрешительная документация в отношении объекта капитального строительства на участке по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Заинтересованные лица Департамент по имущественным и земельным отношения г.Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя о слушании дела извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:745, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ за -Ф исх. Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя вынесено предписание о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:745, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, с указанием, что приостановленные работы могут быть возобновлены по результатам проведенных археологических работ. Из предписания следует, что актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на участке административного истца осуществлено разрытие котлована, установлен фундамент и срезан участок склона, без предварительного проведения археологических полевых работ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление охраны объектов культурного наследия г.Севастополя относительно отмены предписания, указав, что работы на участке проводятся за границами объекта культурного наследия, поскольку земельный участок лишь частично находится в границах объекта культурного наследия, а также ранее в рамках возбужденного уголовного дела в июле 2018 года экспертами, в том числе с привлечением специалистов ответчика, проводились обязательные археологические исследования (разведка шурфовкой), объектов культурного наследия не выявлено.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за административному истцу отказано в отмене предписания, с указанием, что сведений о проведении государственной историко-культурной экспертизы земельного участка в Управление не поступало.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с п.1.3 Приказа Министерства культуры РФ от 12.08.2016 года №1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе, установлены особые условия использования территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" (далее - Достопримечательное место), а именно: сохранение объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; обеспечение сохранности особенностей Достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; осуществление изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ с условием проведения обязательных археологических полевых работ.

    Земельный участок с кадастровым номером 91:02:004003:745, находится в границах регламентного участка Р-4-1, участок 6-2, и, таким образом, на него распространяются требования п.1.3. Приказа Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

    Вместе с тем, из материалов дела следует, что в рамках выполнения обязательств по Договору о производстве экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю и ВГБУН «Институт археологии Крыма РАН» в период с 08 по ДД.ММ.ГГГГ с целью определения объектов культурного наследия, обладающих признаками объекта археологического наследия (или установления факта их отсутствия) проведены археологические изыскания (разведка с шурфовкой) в Гагаринском и <адрес>х г.Севастополя. работы проводились на основании открытого листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством культуры Российской Федерации.

    По итогам проведения археологических полевых работ следует, что обследование земельного участка проводилось ДД.ММ.ГГГГ, в ходе работ археологический материал в шурфе не выявлен.

Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон).

Согласно статье 45.1 Федерального закона Российской академии наук в полной мере переданы полномочия по регламентации археологических полевых работ, включая установление на всей территории Российской Федерации единого порядка проведения археологических полевых работ и единых требований к методам научных исследований объектов археологического наследия, составу и структуре научного отчета о выполненных археологических полевых работах, а также к профессиональным знаниям и навыкам исследователя.

Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.

В случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия.

Исполнитель археологических полевых работ - физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

    Однако административным ответчиком до вынесения оспариваемого предписания факт проведения археологических полевых работ на земельном участке ФИО1 проверен не был, соответствующие запросы ни в Министерство культуры РФ, ни к административному истцу не направлялись. Информация о проведении археологических полевых работ, указанная в заявлении ФИО1 должным образом не проверена.

Таким образом, предписание от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность подлежит признанию незаконным и отмене.

При этом в части признания бездействия административного ответчика по не осуществлению отмены внесенного предписания исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку ответчиком на заявление административного истца дан ответ об отсутствии оснований для отмены предписания, в котором выражена позиция административного ответчика, соответственно, бездействия не допущено.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению

Руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать предписание -Ф от ДД.ММ.ГГГГ Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранить признать незаконным и отменить.

В иной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:

Судья                                    Е.П.Матюшева

2а-3659/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Михуля Анжела Романовна
Ответчики
Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя
Другие
ФГБУК “Государственный историко-археологический музей-заповедник “Херсонес Таврический”
Департамент имущественных и земельных отношений г. Севастополя
Михуля Олег Васильевич
Департамент архитектуры и градостроитльства города Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Матюшева Екатерина Петровна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
10.09.2020Регистрация административного искового заявления
10.09.2020Передача материалов судье
11.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее