Дело № 2а-998/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Тращенковой О.В.,
при секретаре Шавровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кудярова А.С., Волковой Т.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Волковой О.А., к Отделу № 3 (г.Калининграда) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Кудяров А.С. и Волкова Т.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Волковой О.А., обратились в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что < Дата > ими в территориальный отдел № 3 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было подано заявление о принятии их, как членов семьи военнослужащего, уволенного с военной службы, на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма для постоянного проживания. Однако в постановке на учет им было отказано, о чем < Дата > вынесено соответствующее решение. С таким решением они не согласны, полагают, что оно не соответствует закону и нарушает их права. Так, указали, что их отец К.С.М. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с < Дата > по < Дата >, срок его службы составил 21 год 01 месяц 7 дней. Жилое помещение, которое они занимают в настоящее время, - < адрес >, было предоставлено им Министерством обороны Российской Федерации, отец вселился в него < Дата >, их мать – еще < Дата >. В < Дата > К.С.М. умер. < Дата > между командиром войсковой части №, действующим от лица Министерства обороны Российской Федерации, и К.Л.А., которая приходилась им матерью и супругой К.С.М., был заключен жилищный договор, в котором они, истцы, и несовершеннолетняя Волкова О.А. указаны в качестве членов семьи нанимателя. < Дата > К.Л.А. умерла. В настоящее время в служебном жилом помещении зарегистрированы и проживают они, истцы, и несовершеннолетняя дочь Волковой Т.С. – Волкова О.А., < Дата > рождения. Поскольку на момент смерти К.С.М. он, его супруга и истцы проживали в служебном жилом помещении, иными жилыми помещениями для постоянного проживания обеспечены не были, на учете нуждающихся в обеспечении жильем по договору социального найма они не состоят, полагают, что имеются основания, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Просили суд признать решение отдела № 3 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от < Дата > об отказе в принятии их на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным, возложить на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение их прав и принять их на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Кудяров А.С. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.
Волкова Т.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Волковой О.А., в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, на их удовлетворении настаивала. Пояснила, что на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в органах местного самоуправления они не состоят. Несмотря на то, что их отец не обращался с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом Министерством обороны Российской Федерации, полагала, что они, как дети военнослужащего, срок службы которого на момент увольнения составлял более 20 лет, имеют такое право.
Представитель Волковой Т.С. по доверенности Пантелеев К.В. в судебном заседании заявленные требования также поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» отдел № 3 (г.Калининград) по доверенности Горбатенко Д.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие. Суду представлены письменные возражения на иск, в которых представитель административного ответчика просит в удовлетворении заявленных Волковой Т.С. и Кудяровым А.С. исковых требований отказать, поскольку права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации они не имеют.
Выслушав истца Волкову Т.С., действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Волковой О.А., ее представителя, исследовав письменные материалы дела, обозрев личное дело военнослужащего К.С.М., уволенного в запас, а также материалы гражданского дела № по иску Министерства обороны Российской Федерации к Кудярову А.С., Волковой Т.С., несовершеннолетней Волковой О.А., о прекращении права пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения и по встречному иску Кудярова А.С. и Волковой Т.С. к Министерству обороны Российской Федерации о сохранении права пользования жилым помещением до момента обеспечения их жилым помещением, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении возникшего спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что отец Волковой Т.С. и Кудярова А.С. – К.С.М. проходил действительную срочную службу в вооруженных силах Российской Федерации с < Дата > по < Дата >, на момент увольнения его выслуга лет составляла 21 год 1 месяц 7 дней.
В < Дата >, то есть до увольнения К.С.М. с военной службы, ему на состав семьи 4 человека (он, супруга, сын и дочь) было предоставлено жилое помещение – < адрес >.
< Дата > К.С.М. умер.
< Дата > между К.Л.А. и командиром войсковой части № был заключен жилищный договор, по условиям которого К.Л.А. и членам ее семьи – детям Кудярову А.С. и Волковой Т.С., а также внучке Волковой О.А. указанное выше жилое помещение было предоставлено для проживания на период работы в войсковой части, в то же время никто из них, как установлено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от < Дата > и не отрицалось административными истцами, с Министерством обороны Российской Федерации ни в служебных, ни в трудовых отношениях не состоял.
Кудярова Л.А. умерла < Дата >.
Судом установлено, что Кудяров А.С., Волкова Т.С. и несовершеннолетняя Волкова О.А. до настоящего времени зарегистрированы и проживают в < адрес >.
Упомянутым выше апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от < Дата > исковые требования Министерства обороны Российской Федерации о прекращении права Кудярова А.С., Волковой Т.С. и несовершеннолетней Волковой О.А. пользования жилым помещением и выселении оставлены без удовлетворения, судом установлено, что они не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления им другого жилого помещения, поскольку они могут быть отнесены к категории лиц, имеющих право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что < Дата > административные истцы обратились с соответствующим заявлением о принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях в Отдел № 3 (г.Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», однако решением № от < Дата > в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении Кудярову А.С., Волковой Т.С. и Волковой О.А. было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что К.С.М. уволенный с военной службы < Дата > на основании п. «г» ч.2 ст.49 Закона РФ от 11.02.1993 № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих), и члены его семьи подлежали обеспечению жилой площадью органами местного самоуправления.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Волкова Т.С. и Кудяров А.С. настаивали на том, что они подлежат принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях в порядке п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Однако с обоснованностью данных доводов суд согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 ст.15 и ст.15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В п.29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу п.1.1 ст.15.1 и п.3.1 ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Право К.С.М. на жилое помещение на момент увольнения его с военной службы в < Дата > и на момент его смерти в < Дата > было предусмотрено п.6 ст.15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшей до < Дата >, согласно которому граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы < Дата >, а в случае их смерти - членов их семей возможно только в случае, если они были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имели право состоять на данном учете.
До момента увольнения с военной службы К.С.М. жилым помещением обеспечен не был, в период службы на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны Российской Федерации не состоял, после увольнения с военной службы в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением не обращался.
Данное обстоятельство подтверждается материалами личного дела военнослужащего К.С.М., уволенного в запас и не отрицается административными истцами.
В период прохождения К.С.М. военной службы и на дату его смерти, наступившей после увольнения в запас, вопросы обеспечения лиц, уволенных в запас, жилым помещением, были урегулированы Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-морском флоте, введенным в действие Приказом Министра обороны от 10.11.1975 № 285, согласно п.12 которого военнослужащие, уволенные в запас или отставку по избранному при увольнении месту жительства обеспечивались жилой площадью исполкомами Советов депутатов трудящихся в порядке, установленном Советом Министров СССР, то есть органами местного самоуправления.
Таким образом, при наличии права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении и быть обеспеченным таким помещением, К.С.М. после увольнения и до момента своей смерти, а после смерти К.С.М. – члены его семьи подлежали обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и установив указанные обстоятельства, с учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для принятия административных истцов на учет нуждающихся в жилом помещении по линии Министерства обороны Российской Федерации у административного ответчика не имелось.
Таким образом, оспариваемое Волковой Т.С. и Кудяровым А.С. решение в полной мере соответствует закону и прав административных истцов не нарушает, в связи с чем заявленные ими требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Кудярова А.С., Волковой Т.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Волковой О.А., оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 28 мая 2020 года.
Судья