Дело № 5-74/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 октября 2021 года с. Кваркено
Судья Кваркенского районного суда Оренбургской области Паршина О.С.,
при секретаре Шмелевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Кваркенского района Оренбургской области Макеева И.А.,
представителя лица привлекаемого к административной ответственности, действующего на основании доверенности Алтаева К.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области Суханова И.В., <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
должностное лицо – глава администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области Суханов И.В. нарушил законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
В судебном заседании помощник прокурора Кваркенского района Оренбургской области Макеев И.А. полагал необходимым привлечь к административной ответственности должностное лицо – главу МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области Суханова И.В., так как им нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В судебное заседание Суханов И.В. не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о дате, времени судебного разбирательства.
В соответствии со смыслом ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Ранее в судебном заседании Суханов И.В. пояснил, что вину он не признает. Подтвердил, что графики санитарной обработки общественных мест администрацией не составлялись.
Представитель должностного лица Алтаев К.С. в судебном заседании пояснил, что санитарная обработка администрацией сельсовета в подъездах многоквартирных домов в муниципальном образовании проводится своими силами три раза в неделю. В случае, если в доме выявляется очаг заболевания
коронавирусной инфекцией, администрация заключает договоры на дезинфекцию подъездов этих домов со специализированной организацией. По <адрес> июле 2021года был выявлен очаг заболевания, в подъезде данного жилого дома, была проведена дезинфекция. В жилых многоквартирных домах по адресам: <адрес> очагов заболеваний коронавирусной инфекцией выявлено не было, поэтому обработка в данных домах проводилась собственными силами администрации. Указал, что законодательством не установлен порядок проведения контроля санитарной обработки, документов по контролю, в том числе соответствующего журнала не имеется. В настоящее время журнал обработки имеется. Пояснил, что граждане, проживающие в спорных жилых домах, не могли видеть, как происходит обработка подъездов, так как при ее производстве они не могут присутствовать. Пояснил, что графики обработки имелись, на момент проверки они не могли их представить, так как данные документы находились у рабочего К. А.В. За составление графиков отвечала Е. И.В. Контроль за постоянной санитарной обработкой со стороны главы администрации велся, на оперативных совещаниях рабочий отчитывался о проделанной им работе. Кроме того, глава сам лично проезжает на автомобиле, осматривает дома. Просил прекратить производство по делу, так как регулярная обработка подъездов многоквартирных домов проводилась.
Свидетель Е. И.В. в судебном заседании пояснила, что работает заместителем главы администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области. Дезинфекцию общественных мест проводит рабочий К А.В. три раза в неделю. На момент прокурорской проверки журнал обработки, а также графики составлены не были, они были составлены уже после проверки. График обработки имелся в самом распоряжении – три раза в неделю. Контроль за постоянной санитарной обработкой со стороны главы администрации велся, на оперативных совещаниях рабочий отчитывался о проделанной им работе, однако документально это нигде не зафиксировано. Приказ о возложении на К. А.В. обязанности по осуществлению санитарной обработки не издавался, документально это не зафиксировано, К. А.В. по устному поручению главы делал эту работу.
В судебном заседании по ходатайству представителя Алтаева К.С. в качестве свидетеля был опрошен К. А.В.
Так, К. А.В. пояснил, что он работает в администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области. На него возложена обязанность по обработке дезинфицирующими средствами подъезды многоквартирных домов, детских площадок, остановок. Подъезды домов он обрабатывает по нечетным дням, по четным дням производит обработку детских площадок и остановок. Пояснил, что график обработки подъездов многоквартирных домов, а также журнал обработки имеется, график составляется на каждый месяц. Перед обработкой график ему выдает Е. И.В. Представить в судебное заседание данные документы у него возможности не имеется, так как, они находятся у него дома. В том случае, если жильцы видят, как он производит обработку, то они расписываются в соответствующем документе. Пояснил, что так же обрабатывал придомовую территорию. Контроль за постоянной санитарной обработкой со стороны главы администрации велся, на оперативных совещаниях он (К. А.В.) отчитывался о проделанной работе. На уточняющий вопрос о том сколько раз в неделю он производит санитарную обработку именно подъездов многоквартирных домов, К. А.В. пояснил, что два раза точно.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, свидетелей суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, в соответствии с решением прокурора Кваркенского района Оренбургской области Ткаченко И.П. от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области на предмет соблюдения законодательства санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основанием для проведения проверки послужил рапорт помощника прокурора Кваркенского района Оренбургской области Макеева И.А., адресованный заместителю прокурора Кваркенского района Оренбургской области Уварову О.А. о том, что им (помощником прокурором) проанализированы сведения о лицах, заболевших новой коронавирусной инфекцией, поступившие от заместителя главы администрации МО Кваркенский район Е. Н.А. Установлено, что наибольшее количество заболевших лиц проживают на территории МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области.
Решение о проведении проверки было доведено до сведения главы администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области Суханова И.В.
По результатам проведенной проверки были выявлены нарушения требований федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Установлено, что должностными лицами МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области не осуществляется контроль за регулярной санитарной обработкой и дезинфекцией подъездов многоквартирных домов, согласно требованиям Указа Губернатора Оренбургской области от 17.03.2020 года № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», а также не проводится обработка дезинфицирующими средствами подъезды многоквартирных домов, прилегающая придомовая территория в случае выявления лиц, проживающих в соответствующем многоквартирном доме с подтвержденным диагнозом: «коронавирусная инфекция».
Исполняющий обязанности главы МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области Б. С.А. ДД.ММ.ГГГГ издал распоряжение № «Об обработке общественных мест» в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции. В соответствии с данным распоряжением должностные лица МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области организуют обработку дезенфицирующими средствами общественные места, в том числе, подъезды многоквартирных домов. Кроме того, дезинфекции подвергаются подъезды многоквартирных домов и прилегающая домовая территория в случае выявления лиц, проживающих в соответствующем многоквартирном доме с подтвержденным диагнозом: «коронавирусная инфекция». График обработки – еженедельно, три раза в неделю до особого распоряжения.
В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ опрошены жильцы многоквартирного дома, расположенного по адресу: Кваркенский <адрес>, которые показали, что регулярная санитарная обработка и дезинфекция подъездов многоквартирного дома не проводилась, контроль со стороны органа местного самоуправления не осуществлялся. Кроме этого, в подъезде № был диагностирован случай заболевания новой коронавирусной инфекцией П. И.В., однако дезинфекции вышеназванного многоквартирного дома и прилегающая домовая территория не дезинфицировалась. Дезинфекция подъезда многоквартирного дома проводилась единожды ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе опроса ДД.ММ.ГГГГ жильцов многоквартирных домов расположенных по адресу: <адрес> установлено, что регулярная санитарная обработка и дезинфекция подъездов многоквартирных домов не проводилась, контроль со стороны органа местного самоуправления не осуществлялся. Документы, подтверждающие фактическое проведение регулярной санитарной обработки и дезинфекции подъездов многоквартирных домов, которые расположены на территории МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области отсутствуют.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в числе прочего, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий влечет назначение административного наказания.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-
надзор, о проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа, в том числе в отношении должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – СП 3.1.3597-20).
Согласно п. 4.4. СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, создание запаса дезинфицирующих средств.
В соответствии с п.п. 6.1, 6.2 СП 3.1.3597-20 с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Согласно правилам ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и
которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу ст. 6 Федерального закона N 52-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в числе прочего, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и полностью проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В силу пунктов 1 и 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные в соответствии с этим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее – Правила).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с Федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») («обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).
В развитие приведенных выше положений законодательством Российской Федерации Губернатором Оренбургской области издан Указ от 17 марта 2020г. № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (далее – Указ Губернатора Оренбургской области № 112-ук).
Пунктом 10.14 Указа Губернатора Оренбургской области № 112-ук установлено, что органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области необходимо в числе прочего взять под контроль осуществление регулярной санитарной обработки и дезинфекции управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами (товариществами собственников жилья или кооперативами), подъездов многоквартирных домов.
В силу п. 2 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том, числе безопасность жизни и здоровья граждан.
В соответствии с нормами жилищного законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность проведения действий, направленных на проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования (ст.ст. 164, 200 ЖК РФ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства на территории МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области имеются многоквартирные жилые дома.
Управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (товарищества собственников жилья или кооперативы) на территории муниципального образования не имеется.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в случае отсутствия на территории МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области управляющей организации ее обязанности в части санитарного благополучия населения, проживающих в многоквартирном жилом доме фактически должны быть возложены на орган местного самоуправления.
В обоснование своих возражений относительно не проведения регулярной дезинфекции в подъездах многоквартирных домов и не осуществления за этим контроля, администрацией МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области представлены муниципальные контракты на оказание услуг Дезинфекционным Центром «Оренбуржье», счета фактуры, наряды на проведение заключительной дезинфекции.
Согласно данным документам, дезинфекция проводилась в следующих многоквартирных домах: ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес>, <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес>; 06.07.2021г. по адресу: <адрес>; 14.07.2021г. по адресам: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес>.
Как пояснил в судебном заседании представитель должностного лица Суханова И.В. - Алтаев К.С. данные договора заключались со специализированной организацией для осуществления дезинфекции в подъездах многоквартирных домов, где были выявленные случаи заболевания жильцов коронавирусной инфекцией.
В соответствии с журналом учета санитарной обработки МКД администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, санитарная обработка силами и средствами администрации сельсовета проводилась ДД.ММ.ГГГГ по следующим адресам: <адрес>
В журнале имеется подпись исполнителя, а также подписи жильцов указанных жилых домов.
В судебном заседании представитель Алтаев К.С. также пояснил, что обязанность по дезинфекции возложена на рабочего администрации К. А.В., данное обстоятельство также подтвердил последний.
Сведения о том, проводилась ли по другим адресам, которые в своем постановлении указал прокурор, представленный журнал обработки не содержит.
Представителем Алтаевым К.С. представлены графики обработки МКД за следующие месяца: июнь 2021года, июль 2021года, август 2021года, сентябрь 2021года в графики включены, в том числе, многоквартирные дома по следующим адресам: <адрес>, <адрес>, т.е. те дома, в которых, по мнению прокурора не проводится регулярная дезинфекция.
Согласно представленным графикам, обработка должна проводиться три раза в неделю. В графике имеются подписи К. А.В., который пояснил, что данные подписи подтверждают, что им проведена дезинфекция.
В соответствии с письменными объяснениями, отобранными помощником прокурора Кваркенского района Оренбургской области в ходе проводимой им проверки у жильцов спорных многоквартирных домов П. Р.И., Л. Е.Е., С. Л.Н., З. О.Н., П. И.В. дезинфекция подъездов указанных домов органом местного самоуправления регулярно не проводилась.
Свидетели предупреждались в соответствии со ст. 17.9 КоАП РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Выписным эпикризом из стационара ГАУЗ «Новоорская районная больница» установлено, что П. И.В., проживающая по адресу: <адрес> находилась в стационаре указанного лечебного учреждения с диагнозом: коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, двустороння полисегментарная пневмония, поражение легких 40%. Период нахождения в стационаре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из письменных объяснений Е. И.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она работает в администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области. Три раза в неделю администрацией производится санитарная обработка дезинфицирующими средствами мест массового скопления людей (подъезды, детские площадки). Подъезды обрабатываются в случае выявления очагов заболевания. На 2021 год график дезинфекции, журнал проведения дезинфекции отсутствуют.
Прокурором фактически вменяется должностному лицу нарушение санитарного законодательства, выразившееся в не осуществлении регулярной санитарной обработки и дезинфекции подъездов многоквартирных домов, в том числе домов и прилегающих к ним территорий, в которых был выявлен очаг заболевания коронавирусной инфекцией, отсутствии за этим соответствующего контроля.
Не составление графиков проведения санитарной обработки прокурором должностному лицу не вменяется.
В ходе судебного разбирательства, данное обстоятельство нашло подтверждение.
Так, судом установлено, что во исполнение Указа Губернатора Оренбургской области от 17.04.2020года № 112-ук заместителем администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области издано распоряжение, которым постановлено организовать обработку дезенфицирующими средствами общественные места, подъезды многоквартирных домов, в том числе, подъезды многоквартирных домов и прилегающая домовая территория в случае выявления лиц, проживающих в соответствующем многоквартирном доме с подтвержденным диагнозом: «коронавирусная инфекция».
Вместе с тем, регулярная санитарная обработка и дезинфекция многоквартирных домов расположенных по адресам: <адрес>, не проводилась, контроль за этим со стороны должностного лица- главы администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области не осуществлялся.
Данный вывод суда основан на следующем.
В судебном заседании представитель Алтаев К.С., свидетель К. А.В. поясняли, что регулярная санитарная обработка подъездов многоквартирных домов проводилась своими силами администрации муниципального образования. Санитарная обработка подъездов домов и прилегающая к ним территория, где проживали лица с подтвержденным диагнозом коронавирусная инфекции, также проводилась с привлечением специализированной организации.
Однако документальных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство в момент проведения проверки представлено не было. Журнал, графики санитарной обработки были представлены в судебное заседание.
Как пояснила в судебном заседании свидетель Е. И.В. на 2021 год график дезинфекции, журнал проведения дезинфекции отсутствуют, данные документы были заведены уже после прокурорской проверки.
Из документов, представленных представителем Алтаевым К.С. о проведении санитарной обработки специализированной организацией следует, что такая обработка проводилась в многоквартирных жилых домах, однако она проводилась только в домах, где был выявлен очаг заболевания коронавирусной инфекцией и эта обработка не носила регулярный характер.
Документов, подтверждающих, что администрацией МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области проводилась регулярная санитарная обработка и дезинфекция своими силами подъездов многоквартирных домов, в том числе подъездов, в которых были выявлены очаги заболевания коронавирусной инфекцией, суду представлено не было.
Суд критически относится к представленным доказательствам проведения регулярной санитарной обработки, а именно к графикам, так как данные документы были представлены в копиях, не в первое судебное заседание, оригиналы данных документов представитель администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области в судебное заседание затруднился представить, обосновав невнятными объяснениями.
Кроме того, в показаниях Алтаева К.С., Суханова И.В., Е. И.В. содержатся противоречия, так Алтаев К.С. пояснял, что графики санитарной обработки на момент прокурорской проверки имелись за их составление отвечала Е. И.В., однако, Суханов И.В., Е. И.В. в судебном заседании поясняли, что графики санитарной обработки на 2021 год не составлялись.
Подписи рабочего К. А.В. с достоверностью не могут служить о том, что им проводилась регулярная санитарная обработка, так как данные подписи не подкреплены подписями жильцов многоквартирных домов. Как пояснил К. А.В., официально приказом на него данная обязанность не возлагалась, с соответствующим приказом он не знакомился.
В соответствии с объяснениями жильцов многоквартирных домов регулярная санитарная обработка в подъездах администрацией МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области не проводилась.
Согласно информации главы администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, адресованной главе администрации МО Кваркенский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. № на территории муниципального образования проводится постоянная работа по обработке дезинфицирующими средствами общественных мест, подъездов многоквартирных домов и прилегающих домовых территорий у лиц, с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции, мест массового скопления людей (детские площадки, остановки). Обработка вышеуказанных мест ведется своими силами и силами дезинфекционного центра «Оренбуржье».
Из содержания данного сообщения следует, что администрация МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области постоянной санитарной обработке подвергает подъезды домов, в которых выявлен очаг заболевания коронавирусной инфекцией.
Данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании свидетель Е. И.В., которая пояснила, что подъезды многоквартирных домов обрабатываются в случае выявления очагов заболевания.
Приведенное сообщение и показания Е. И.В. противоречат показаниям представителя Алтаева К.С. и К. А.В., которые поясняли в судебном заседании о том, что администрацией осуществляется регулярная санитарная обработка подъездов многоквартирных домов, в том числе подъездов многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий в которых выявлен очаг заболевания коронавирусной инфекцией.
Кроме того, как указано судом выше, представленными документами установлено, что подъезды таких домов дезинфицировались специализированной организацией и такая дезинфекция не носила регулярного характера, многоквартирные дома, вменяемые прокурором, расположенные по адресу: <адрес> котором были
выявлены очаги заболевания подвергались дезинфекции специализированной организацией единожды.
В многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес> очагов заболеваний коронавирусной инфекцией выявлено не было.
В судебное заседание также не представлено доказательств, подтверждающих, что со стороны должностного лица администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области велся контроль за регулярной санитарной обработкой.
Довод представителя Алтаева К.С. о том, что рабочий К. А.В. отчитывался каждый раз на оперативном совещании, также не подтвержден письменными доказательствами.
К показаниям свидетелей К. А.В., Е. И.В. в этой части, суд относится критически, так как данные лица являются работниками администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области и данные лица заинтересованы в благоприятном исходе дела для должностного лица, привлекаемого к административной ответственности.
Суд неоднократно предлагал представителю Алтаеву К.С. представить письменные доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.
Приведенные обстоятельства дают суду основания полагать, что должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не исполнило императивные правила указанных нормативных актов.
В части квалификации деяния должностного лица суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцать тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, в числе иного, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (вопрос 21 названного Обзора).
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, она является общей нормой по отношению к ч. 2 ст. 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 и статей 20.6.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
Принимая во внимание приведенные выше выводы в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) № 3, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении прихожу к выводу о том, что совершенное должностным лицом – главой администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области Сухановым И.В. деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Обстоятельства, составляющие объективную сторону вменяемого Суханову И.В. административного правонарушения, подтверждаются собранными и исследованными по делу доказательствами.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого Кодекса.
Учитывая, что выполнение мероприятий, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15, обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности, а также правила поведения установлены Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020года № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», вменяемое должностному лицу Суханову И.В. деяние надлежит переквалифицировать с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Разрешая вопрос об административном наказании, судья отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственного возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание характер совершенного должностным лицом Сухановым И.В. административного правонарушения, его личность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о назначении названному лицу административного наказания по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией этой нормы для должностных лиц в размере 10000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
совершенное должностным лицом – главой администрации МО Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области Сухановым И.В. деяние переквалифицировать с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ признать его виновным в совершении данного административного правонарушения и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, по следующим реквизитам: УФК по Оренбургской области (Прокуратура Оренбургской области, л.с. 04531071340) БИК: 015354008, ИНН 5610043893, КПП 561001001, единый казначейский счет 40102810545370000045, казначейский счет для учета и распределения поступлений: 03100643000000015300, Отделение Оренбург Банка России//УФК по Оренбургской области г.Оренбург, ОКТМО 53701000, КБК 41511601061019000140.
После оплаты административного штрафа квитанцию об оплате немедленно представить в суд, вынесший настоящее постановление.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд Оренбургской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.С.Паршина