Решение по делу № 33-6489/2021 от 09.08.2021

Судья Омелько Л.В.                        № 33-6489 /2021

                              № 2-178/2021    

                                    22RS0007-01-2021-000188-52

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                                            

01 сентября 2021 года          город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Цибиной Т.О.,

судей Довиденко Е.А., Алешко О.Б.,

при секретаре Сафронове Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 07 июня 2021 года по делу по иску П.Н.В. к Министерству здравоохранения Алтайского края о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О., судебная коллегия

                У С Т А Н О В И Л А:

П.Н.В. имеет высшее медицинское образование, квалификацию врача-лечебника.

Кроме того, П.Н.В. ДД.ММ.ГГ окончила ординатуру по специальности акушерство-гинекология, ей присвоена соответствующая квалификация.

ДД.ММ.ГГ П.Н.В. заключила договор *** о целевом обучении с КГБУЗ «Алтайская центральная районная больница», по условиям которого П.Н.В. обязалась освоить образовательную программу акушерства и гинекологии, реализуемую в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет», заключить с КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» трудовой договор не позднее чем через 2 месяца со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации, отработать в организации не менее 5 лет либо возместить организации в течение 3 месяцев расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в случае неисполнения обязательств по трудоустройству.

В нарушение условий названного договора П.Н.В. не трудоустроилась в КГБУЗ «Алтайская ЦРБ», однако ДД.ММ.ГГ заключила контракт *** с КГБУЗ «Центральная городская больница г.Белокуриха» о трудоустройстве на должность врача акушера-гинеколога.

В то же время П.Н.В. возместила КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в сумме 37 500 рублей, оплатила штраф в размере 75 000 рублей ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ главным врачом КГБУЗ «ЦГБ г.Белокуриха» направлена заявка в Министерство здравоохранения Алтайского края на получение субсидий из федерального бюджета на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам.

ДД.ММ.ГГ П.Н.В. разъяснено, что для решения вопроса о предоставлении единовременной компенсационной выплаты ей необходимо трудоустроиться в КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» на должность врача акушера-гинеколога.

    Указанные обстоятельства выступили поводом для обращения П.Н.В. в суд с иском о признании незаконным отказа Министерства здравоохранения Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ*** в предоставлении единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. рублей, осуществляемых в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения»; обязать Министерство здравоохранения Алтайского края принять решение о предоставлении П.Н.В. такой выплаты.

    Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 07 июня 2021 года иск П.Н.П. удовлетворен. Признан незаконным отказ Министерства здравоохранения Алтайского края в предоставлении П.Н.В. единовременных компенсационных выплат в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения».    Министерство здравоохранения Алтайского края обязано разрешить вопрос о единовременной компенсационной выплате П.Н.В. в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения», как лицу, относящемуся к категории медицинских работников, прибывших на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек.

С таким решением не согласилось Министерство здравоохранения Алтайского края, в апелляционной жалобе ставя вопрос об отмене состоявшегося судебного акта с принятием нового решения об отказе истцу в иске. В жалобе заявитель, описывая последовательность событий, связанных с обращением П.Н.В. с заявлением о производстве спорной выплаты, указывает об отсутствии должной оценки доводам ответчика относительно допущенных П.Н.В. нарушений договора о целевом обучении с КГБУЗ «Алтайская центральная районная больница», по условиям которого П.Н.В. обязалась заключить с КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» трудовой договор в условиях острой нуждаемости данного учреждения здравоохранения в таком специалисте, а также полагает недоказанным факт обращения истицы с соответствующим заявлением в 2020 году. Министерство обращает внимание коллегии на факт отсутствия вакантной должности акушера-гинеколога в КГБУЗ «ЦГБ г.Белокуриха» в 2020 году в программном реестре должностей на 2020 год, что указывает на отсутствие права П.Н.В. на получение субсидии.

В письменных возражениях П.Н.В. просит жалобу ответчика отклонить, представляя штанное расписание работодателя о наличии вакантных мест врача-акушера-гинеколога в КГБУЗ «ЦГБ г.Белокуриха».

Судебная коллегия, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и возражений, не находит оснований для ее удовлетворения.

Часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставляет Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», одним из направлений которой является подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении».

    В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Частью 12.1 статьи 51 названного Федерального закона предусмотрена возможность единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.     

При этом медицинский работник обязан заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты после заключения им трудового договора с государственным либо муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников; возврата медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в п. «а» данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду; ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» этого же пункта.

В этих целях Правительством Алтайского края 18 марта 2020 года принято постановление № 119 «О предоставлении в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек», где конкретизированы условия получения единовременных выплат.

Из материалов дела следует, что П.Н.В., имея квалификацию акушера-гинеколога, не исполнила заключенный с КГБУЗ «Алтайская центральная районная больница» ДД.ММ.ГГ договор о целевом обучении, по условиям которого П.Н.В. обязалась заключить с КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» трудовой договор и отработать в организации не менее 5 лет после прохождения образовательной программы акушерства и гинекологии, реализуемой в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет», оплачиваемой указанным учреждением здравоохранения.

П.Н.В. не трудоустроилась в КГБУЗ «Алтайская ЦРБ», однако ДД.ММ.ГГ заключила контракт *** с КГБУЗ «Центральная городская больница г.Белокуриха» о трудоустройстве на должность врача акушера-гинеколога, возместив КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» понесенные расходы в сумме 37 500 рублей, оплатив штраф в размере 75 000 рублей ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ главным врачом КГБУЗ «ЦГБ г.Белокуриха» направлена заявка в Министерство здравоохранения Алтайского края на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в сумме 1 000 000 рублей в количестве 8 человек.

Пунктом 3 постановления Правительства Алтайского края № 119 установлены условия предоставления таких выплат в виде обязательств медицинского работника, связанных с целевым обучением, при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов; при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек; при условии заключения медицинским работником трудового договора с медицинской организацией на неопределенный срок.

Разрешая спор и удовлетворяя требования П.Н.В. о признании незаконными действий Министерства здравоохранения Алтайского края по отказу в предоставлении спорной выплаты, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях П.Н.В. не обнаружены нарушения перечисленных выше нормативов, поскольку последняя прошла целевое обучение, вернула потраченные на ее обучение бюджетные средства предполагаемому работодателю с уплатой штрафа, трудоустроилась в учреждение здравоохранение в городе Белокурихе с населением до 50 тысяч человек, укомплектованность штата которого составляет менее 60 процентов, заключила трудовой договор на неопределенный срок. При этом городской суд исходил из того, что обязанность Министерства здравоохранения Алтайского края произвести единовременную компенсационную выплату следует из юридического факта заключения в 2020 году с истицей трудового договора с государственным учреждением здравоохранения и ее переездом в сельскую местность с целью осуществления трудовой деятельности по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени.

Отвергая доводы ответчика, суд первой инстанции указал, что право П.Н.В. на получение спорной выплаты не может быть связано с трудоустройством в медицинском учреждении конкретного населенного пункта, а подача заявления на получение выплаты за 2020 год в 2021 году не умаляет право работника на получение компенсации, поскольку нормативный акт, регулирующий спорный правоотношения, утратил силу лишь ДД.ММ.ГГ.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.

Статьей 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено правое регулирование, направленное на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов, в том числе медицинских работников.

На основании статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 202 года № 119 утвержден Порядок предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тысяч человек.

Согласно пункту 1 Порядка единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей предоставляется медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2020 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией на неопределенный срок на условиях полного рабочего дня.

Пунктом 4 Порядка предусмотрены дополнительные условия предоставления работнику спорной выплаты, связанные с наличием обязательств по целевому обучению специалиста.

При этом пункт 4 разделяет категории медицинских работников на лиц, проходящих целевое обучение с обязательством последующего заключения трудового договора с любой медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60%; и на лиц, уже трудоустроенных в такую медицинскую организацию, заключивших с работодателем договор о целевом обучении и возложивших на себя обязательство продолжить работу в том же лечебном учреждении.

Оспаривая решение суда, Министерство здравоохранения Алтайского края полагает об обязанности П.Н.В. после прохождения целевого обучения продолжить работу в той же медицинской организации, осуществившей финансирование целевого обучения, ошибочно применяя к спорным правоотношениям пдп. «б» п. 4 Порядка, распространяющего свое действие лишь в отношении медицинских работников, уже состоящих в трудовых отношениях в учреждением здравоохранения, находящимся в сельской местности.

Между тем, в условиях того, что П.Н.В. в трудовых отношениях с КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» никогда не состояла, после прохождения обучения в это КГБУЗ не трудоустроилась, возместив КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» понесенные расходы и оплатив штраф, на нее следует распространить пдп. «а» п. 4 Порядка, содержащий лишь обязанность лица, прошедшего обучение, заключить трудовой контракт с любой медицинской организацией в сельской местности с укомплектованностью штата менее 60 %.

Поскольку П.Н.В. такие условия выполнила, само по себе незаключение трудового договора с КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» по инициативе молодого специалиста (медицинского работника) - получателя социальной выплаты без учета конкретных обстоятельств, приведших к таким действиям, не может служить безусловным основанием для лишения П.Н.В. права на эту выплату, поскольку она заключила трудовой договор с другим работодателем в сельской местности, то есть, начала работу в организации той же сферы.

Учитывая фактические обстоятельства дела, в связи с трудоустройством на другую работу в пределах одного региона, П.Н.В. не утратила права на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2020 году на работу в город с населением до 50 тыс. человек.

Обращаясь с жалобой, ответчик не учел, что трудоустройство П.Н.В. в КГБУЗ «Центральная городская больница г.Белокуриха» не противоречило основным целям и задачам как федеральной целевой программы, так и региональной программы по созданию надлежащих условий для закрепления молодых специалистов в сельской местности, целевому назначению спорной социальной выплаты.

Вопреки доводам жалобы, П.Н.В. выполнила обязательства, возложенные на нее договором *** о целевом обучении с КГБУЗ «Алтайская центральная районная больница», по условиям которого П.Н.В. обязалась возместить организации в течение 3 месяцев расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в случае неисполнения обязательств по трудоустройству.

Из материалов дела также следует, что с заявлением в Министерство здравоохранения Алтайского края о предоставлении единовременной компенсационной выплаты за 2020 год П.Н.В. обратилась лишь ДД.ММ.ГГ, что, по мнению заявителя жалобы, является препятствием для удовлетворения иска.

Учитывая представленные доказательства в их совокупности, в том числе предварительное обращение главного врача суд КГБУЗ «Центральная городская больница г.Белокуриха» ДД.ММ.ГГ с заявкой в Министерство здравоохранения Алтайского края на получение субсидий из федерального бюджета на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, адресованный П.Н.В. ответ об отказе в выплате в связи с отсутствием трудоустройства в КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что дата обращения П.Н.В. в 2021 году в Министерство здравоохранения с заявлением на получение единовременной компенсационной выплаты не влияет на ее право на получение указанной выплаты, поскольку из смысла ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» следует, что правом на получение единовременной компенсационной выплаты обладают медицинские работники, прибывшие на работу в сельский населенный пункт в конкретном году, и их право не ставится в зависимость от даты заключения с ними договора на получение единовременной компенсационной выплаты, либо от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате указанной компенсации в разные бюджетные уровни системы Российской Федерации.

В противном случае медицинские работники, прибывшие на работу и заключившие трудовые договоры с медицинскими учреждениями в канун 2020 года, уже ни при каких обстоятельствах не имели бы право на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной Федеральным законом № 326-ФЗ.

Кроме того, суд установил, что правом на получение единовременной компенсационной выплаты П.Н.В. воспользовалась в 2020 году посредством своего работодателя, обратившегося в Министерство здравоохранения в сентябре 202 года с просьбой сформировать заявку и получившей отказ в декабре 2020 года.

В этой связи ссылка заявителя на программный реестр должностей медицинских работников, утверждаемых приказом Министерства здравоохранения Алтайского края, куда ошибочно не включена должность, занимаемая П.Н.В., не может рассматриваться в качестве основания для отказа истцу в иске.

Таким образом, суд правомерно признал за истцом право на получение единовременной компенсационной выплаты и в связи с указанным обязал Министерство здравоохранения Алтайского края разрешить вопрос о единовременной компенсационной выплате П.Н.В. в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» как лицу, относящемуся к категории медицинских работников, прибывших на работу в город Белокуриха с населением до 50 тыс. человек.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 07 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.

33-6489/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Перова Н.В.
Ответчики
Министерство здравоохранения Алтайского края
Другие
КГБУЗ Алтайская Центральная районная больница
КГБУЗ Центральная городская больница г.Белокуриха
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
12.08.2021Передача дела судье
01.09.2021Судебное заседание
02.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2021Передано в экспедицию
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее