Дело № 2а-2719/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 сентября 2020 г. г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Рыбкина М.И., с участием старшего помощника прокурора Логиновой Ю.П., при секретаре Шамеловой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Игнаткина Василия Юрьевича, Игнаткиной Екатерины Александровны к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха об отмене решений об отказе в регистрации кандидатами в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидатами в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Игнаткин В.Ю., Игнаткина Е.А. обратились в суд с административным иском к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха об отмене решений об отказе в регистрации кандидатами в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидатами в депутаты, указав, что 23 июля 2020 года в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха ими поданы заявления о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области по избирательному округу № 7 в порядке самовыдвижения на выборах депутатов соответствующего представительного органа, назначенных на 13 сентября 2020 года. 29 июля 2020 года в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха были поданы документы, необходимые для регистрации кандидатами в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области по избирательному округу № 7 в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Совета депутатов Городского округа Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года, в том числе подписные листы. Однако 08 августа 2020 года Избирательная комиссия Городского округа Балашиха вынесла Решения № и № об отказе им в регистрации кандидатами в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по избирательному округу № 7 на выборах депутатов Совета депутатов Городского Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года, в порядке самовыдвижения. Считая решения избирательной комиссии незаконными и нарушающими их избирательное право, прося суд признать незаконным Решения от 08 августа 2020 года № и № об отказе им в регистрации кандидатами в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по избирательному округу № 7 на выборах депутатов Совета депутатов Городского Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года, в порядке самовыдвижения, обязать Избирательную комиссию Городского округа Балашиха зарегистрировать их в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по избирательному округу № 7 на выборах депутатов Совета депутатов Городского Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года, в порядке самовыдвижения.
В судебное заседание административный истец Игнаткин В.Ю., действующий также в качестве представителя Игнаткиной Е.А., явился, доводы административного иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, административный иск не признала, представила возражения.
В заключении по делу старший помощник прокурора Логинова Ю.П. полагала, что административный иск удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заслушав заключение старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно пункту статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
В силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно подпункту «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Согласно подпункту «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно части 4 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
В силу части 13 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что 23 июня 2020 года Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области № назначены выборы депутатов Совета депутатов Городского округа Балашиха на 13 сентября 2020 года.
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Городского Балашиха по многомандатным избирательным округам, назначенным на 13 сентября 2020 года, возложены на Избирательную комиссию Городского округа Балашиха.
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года определено количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов, подлежащей проверке в объеме 100%. Согласно Приложению к вышеуказанному решению, по пятимандатному избирательному округу № 1 необходимое количество подписей для регистрации составляет 50 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 55), по пятимандатному избирательному округу № 2 необходимое количество подписей для регистрации составляет 51 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 56), пятимандатному избирательному округу № 3 необходимое количество подписей для регистрации составляет 51 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 56), пятимандатному избирательному округу № 4 необходимое количество подписей для регистрации составляет 49 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 53), пятимандатному избирательному округу № 5 необходимое количество подписей для регистрации составляет 50 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 55), пятимандатному избирательному округу № 6 необходимое количество подписей для регистрации составляет 51 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 56), пятимандатному избирательному округу № 7 необходимое количество подписей для регистрации составляет 50 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 55).
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года создана рабочая группа по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов в составе членов Избирательной комиссии Городского округа Балашиха с правом решающего голоса, эксперта ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области, а также Начальника (зам. начальника) МУ МВД России по Московской области «Балашихинское».
Административные истцы Игнаткин В.Ю., Игнаткина Е.А. 23 июля 2020 года подали в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха заявления о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области по избирательному округу № 7 в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Совета депутатов Городского округа Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года.
29 июля 2020 года в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха ими представлены документы для регистрации кандидатом на указанных выборах, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха на 55 листах в 1 папке в 1 экземпляре. Заявленное количество подписей избирателей 55.
Решениями Избирательной комиссии Г.о. Балашиха от 8 августа 2020 года № и № административным истца отказано в регистрации кандидатами в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по избирательному округу № 7, поскольку в результате проведенной проверки представленных административными истцами подписей избирателей, оформления подписных листов признаны недействительными 6 подписей избирателей по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», а именно: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (основания - письмо МУ МВД России «Балашихинское» № б/н от 07.08.2020 г. – согласно возражениям на административный иск в дате письма имеется описка); признаны недостоверными 10 подписей избирателей по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», а именно: подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом (основания - справка об исследовании (заключение по проверке подписных листов) ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области № (№) от 08.08.2020 г.); признаны недействительными 7 подписей избирателей по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», а именно: даты внесения подписи проставлены избирателями несобственноручно (основания - справка об исследовании (заключение по проверке подписных листов) ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области № (№) от 08.08.2020 г.).
Разрешая административное дело по существу, суд исходит из того, что основанием для принятия оспариваемых решений об отказе в регистрации административных истцов кандидатами в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха послужило предоставление ими подписей избирателей, часть из которых не соответствовала требованиям действующего избирательного законодательства, в связи с чем соответствующие подписи признаны не соответствующими действительности, недостоверными и недействительными. При этом количество признанных достоверными и действительными подписей избирателей было недостаточным для регистрации кандидата, что в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что принятые Избирательной комиссией г.о. Балашиха решения об отказе в регистрации административных истцов кандидатами в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по причине предоставления недостаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей основаны на законе, и обоснованность данных решений подтверждается представленными административными истцами подписными листами и заключением по проверке подписных листов, составленным компетентным должностным лицом, имеющим соответствующее образование и стаж работы, привлеченным в установленном пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 5 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» порядке для проведения процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей на основании решения Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года.
Доводы административных истцов о том, что справка об исследовании (заключение по проверке подписных листов) ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области № (№) от 08.08.2020 г. не может быть признана достоверным доказательством является несостоятельным, поскольку данная справка (заключение) составлена компетентным должностным лицом, имеющим соответствующее образование и стаж работы, привлеченным в установленном законом порядке для проведения процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Игнаткина Василия Юрьевича, Игнаткиной Екатерины Александровны к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха об отмене решений об отказе в регистрации кандидатами в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидатами в депутаты оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Железнодорожный городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня принятия решения судом.
Судья
В окончательной форме
решение принято 1 сентября 2020 г.