Судья суда первой инстанции: Душкина А.А.
Гр. дело в суде апелляционной инстанции № 33-58054/2024
Гр. дело в суде первой инстанции № 2-2131/2024
УИД 77RS0018-02-2023-013764-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2024 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.,
и судей Старовойтовой К.Ю., Пахмутовой К.В.,
при помощнике судьи Тарасовой А.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Старовойтовой К.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения города Москвы Центр занятости населения города Москвы на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 16 января 2024 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения города Москвы Центр занятости населения города Москвы к Сарамковой Оксане Вячеславовне о взыскании неосновательного обогащения – отказать;
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к Сарамковой О.В. о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконно полученного пособия по безработице и доплат к пособию в размере 50.249 рублей 99 копеек, мотивируя свои требования тем, что 12 мая 2020г. приказом № 133Д184/204 фио признана безработной, с назначением выплаты пособия, а также дополнительных мер материальной поддержки с 01 июля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. 16 ноября 2020г. в связи с поступлением в ГКУ ЦЗН информации в ходе межведомственного взаимодействия о том, что с 18 октября 2019г. ответчик является учредителем и генеральным директором ООО «...», приказом № 270Д489/234 фио снята с регистрационного учета в связи с попыткой получения, либо получением пособия по безработице обманным путем. Истцом на электронный адрес ответчика направлено уведомление о возврате незаконно полученных денежных средств за период с 01 июля 2020г. по 07 сентября 2020г., между тем, до настоящего времени денежные средства в добровольном порядке истцу не возвращены, что и послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в суд.
Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, поддержала доводы жалобы, просила решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, извещена судом надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Такие обстоятельства судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлены, в связи с чем, решение суда подлежит отмене в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12 мая 2020г. приказом № 133Д184/204 фио признана безработной, ответчику назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 01.07.2020г.
Период выплаты пособия по безработице установлен 3 месяца с 01 июля 2020г. по 30 сентября 2020г., также установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: с 01 июля 2020г. по 31 августа 2020г. в размере минимальной величины пособия 4.500 руб.; с 01 сентября 2020г. по 30 сентября 2020г. в размере минимальной величины пособия 1.500 руб.
12 мая 2020г. приказом № 133Л187/204 об оказании дополнительной материальной поддержки в виде доплаты к пособию в период безработицы, на основании ст. 13 Закона г. Москвы « О занятости населения в городе Москве» и постановления Правительства Москвы от 27 января 2009г. № 47-ПП ответчику в период с 01 июля 2020г. по 30 сентября 2020г. назначена доплата в размере 850 рублей.
12 мая 2020г. приказом № 133Л188/204 об оказании дополнительной материальной поддержки в виде компенсации к пособию за пользование услугами городского общественного транспорта, на основании ст. 13 Закона г. Москвы « О занятости населения в городе Москве» и постановления Правительства Москвы от 27 января 2009г г. № 47-ПП ответчику в период с 01 июля 2020г. по 30 сентября 2020г. назначена компенсация в размере 1.500 руб.
12 мая 2020г. приказом № 133Л222/204 об оказании дополнительной материальной поддержки, на основании ст. 13 Закона г. Москвы « О занятости населения в городе Москве» и постановления Правительства Москвы от 27 января 2009г. № 47-ПП ответчику в период с 01 июля 2020г. по 30 сентября 2020г. назначена доплата в размере 15.700 руб.
10 августа 2020г. приказом № 223П19718/204 об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, его размере и сроках выплаты Сарамковой О.В. в связи с представлением новых документов изменен порядок начисления пособия по безработице: с 01 июля 2020г. по 30 сентября 2020г. в размере 12.300 руб. в месяц, с 01 июля 2020г. по 30 сентября 2020г. в размере 1.500 руб. в месяц.
В ходе межведомственного взаимодействия в ГКУ ЦЗН поступила информация, из которой следует, что фио с 18 октября 2019г. является учредителем и генеральным директором в ООО «...».
16 ноября 2020г. приказом № 270Д489/234 о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) руководствуясь Законом РФ от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» фио снята с регистрационного учета с 01 июля 2020г. в связи с: попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Разрешая исковые требования по существу, руководствуясь положениями вышеуказанных правовых норм, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку им не представлено доказательств недобросовестности ответчика.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласится с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан государственных пособий и льгот.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на социальную защиту от безработицы (статьи 7, 39). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления устанавливаются законом.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных законом 19.04.1991 г.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Дополнительные выплаты к пособию по безработице, установленные в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, выплачиваются гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами службы занятости соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного гражданина.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 1 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в редакции, действовавшей с 3 мая 2020 г. до 31 декабря 2020 г., центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В силу пункта 17 (1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4 (1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения (абзац 2 пункта 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу части 2 статьи 35 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона, а также в случае отказа от посредничества органов службы занятости.
При рассмотрении дела установлено, что 01 июля 2020 С. обратился с заявлением в электронной форме через единый портал "Моя работа" в ГКУ ЦЗН города Москвы отдел трудоустройства "Дорогомилово" в целях поиска подходящей работы.
Согласно декларации о соответствии требованиям, установленным законодательством о занятости, и обязательству для безработных граждан, заполненным электронно при обращении в ГКУ ЦЗН, фио обязалась сообщать истцу об обстоятельствах, влекущих за собой изменения в начислении и выплате пособия по безработице (трудоустройстве, назначении пенсии и пр.).
Также в указанных документах ответчик подтвердила, что предупреждена о возможности взыскания неосновательно полученного пособия.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ, фио с 18 октября 2019г. является учредителем и генеральным директором в ООО «...».
Указанные данные свидетельствуют о том, что фио осуществляла трудовую деятельность в период получения пособия по безработице и доплат к пособию по безработице и в силу ч. 3 ст. 3 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 не могла быть признан безработной.
О своем трудоустройстве ответчик ГКУ ЦЗН г. Москвы не уведомляла, что ответчиком не опровергнуто.
Размер полученных денежных средств ответчиком Сарамковой О.В., в виде пособия по безработице и доплат к пособию за период с 01 июля 2020г. по 07 сентября 2020г. составил 50.249 руб. 99 коп.
16 ноября 2020 г. истцом в адрес ответчика было направлено уведомление о возврате незаконно полученных денежных средств, однако до настоящего момента денежные средства ответчиком не возвращены.
Разрешая исковые требования по существу с учетом представленных доказательств, установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями вышеуказанных правовых норм, и учитывая, что в период получения пособия по безработице и доплат к нему с 01 июля 2020 г. по 07 сентября 2020 г., ответчик была трудоустроена, судебная коллегия приходит к выводу, что в указанный период отсутствовали основания для признания Сарамковой О.В. безработной и выплаты ей пособия по безработице.
Трудоустройство ответчика являлось основанием к прекращению назначенной выплаты, при этом о недопустимости получения пособия по безработице после трудоустройства ответчик была предупреждена, однако обязательство по уведомлению ГКУ ЦЗН не исполнила, что повлекло его неосновательное обогащение на сумму выплаченного пособия и доплат к нему.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик, зная о наличии обстоятельств, прекращающих право на получение пособия, о них не сообщила в уполномоченный орган, получала пособие по безработице, зная о неосновательности его получения, что, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о ее недобросовестном поведении в данных правоотношениях, и влечет взыскание неосновательно полученной суммы.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает подлежащими удовлетворению исковые требования ГКУ ЦЗН г. Москвы о взыскании с Сарамковой О.В. необоснованно полученных денежных средств в качестве пособия по безработице и доплат к нему за период с 01 июля 2020 г. по 07 сентября 2020 г., что составляет согласно расчету истца 50.249 руб. 99 коп.
Поскольку при проверке решения суда судебной коллегией выявлены вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права, неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда города Москвы от 16 января 2024 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Государственного казенного учреждения города Москвы Центр занятости населения города Москвы к Сарамковой Оксане Вячеславовне о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить.
Взыскать с Сарамковой Оксаны Вячеславовны в пользу Государственного казенного учреждения города Москвы Центр занятости населения города Москвы неосновательное обогащение в размере 50.249 руб. 99 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2025 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: