Решение по делу № 2-27/2014 (2-549/2013;) от 13.12.2013

Дело № 2-27/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Белозерское                                                                   ДД.ММ.ГГГГ

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Воронежской О.А.,

при секретаре Бутиной Л.И.,

с участием прокурора Белозерского района Курганской области Мухортова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Боровлянского сельсовета Белозерского района Курганской области об оспаривании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и признании его положений частично недействующими,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Боровлянского сельсовета Белозерского района Курганской области обратилась в суд с заявлением о признании частично недействующим нормативно-правового акта. В обоснование заявленных требований указано, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области издан приказ от 01.04.2013 № 206 «Об организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных на территории лесного фонда» (далее – приказ № 206). Данным приказом утвержден Порядок действий должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при обнаружении отходов и мусора, незаконно размещенных на территории лесного фонда. Указанный приказ с утвержденным порядком обладают всеми признаками нормативного правового акта, т.е. является общеобязательным правилом поведения, которое устанавливается либо санкционируется государством; носит общий характер; неперсонифицирован и рассчитан на многократное применение; формально определен; обеспечивается государственным принуждением. Принятие приказа № 206 Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в муниципальном образовании Боровлянского сельсовета Белозерского района Курганской области, установленные ст. 12 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) на самостоятельное исполнение своих полномочий, а также возлагают не предусмотренные федеральным законодательством обязанности по сбору и вывозу отходов и мусора, незаконно размещенных в федеральном государственном лесном фонде. Администрация Боровлянского сельсовета не согласна с абзацами 3 и 5 названного Порядка, предусматривающими, что «после окончания следственных мероприятий в случае не установления виновного лица информировать органы местного самоуправления о результатах следственных мероприятий и необходимости сбора и вывоза отходов, незаконно размещенных в лесу», «в случае неисполнения органами местного самоуправления своих обязательств по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора информацию предоставить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области для мер административного реагирования». Частью 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что сбор отходов – это прием или поступление отходов от физических или юридических лиц, т.е. конкретных лиц, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Также ст. 11 Закона № 131-ФЗ определено, что в состав территории муниципального образования входят земли независимо от формы собственности и целевого назначения. Однако данная норма не может считаться основанием вменения органам местного самоуправления в обязанности осуществлять сбор и вывоз отходов за счет средств местных бюджетов с любых участков. Органы местного самоуправления вправе осуществлять финансирование за счет средств местного бюджета на вывоз бытовых отходов и мусора с территории общего пользования, с улиц, обочин дорог, с общедоступных контейнерных площадок и т.п., если это предусмотрено муниципальными правовыми актами. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений четко определены ст. 84 ЛК РФ и возникают в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с п. 4 ст. 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Проведение таких санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления соответственно. Кроме того, при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по охране и защите лесов средства предоставляются субъектам РФ в виде субвенций из федерального бюджета (ст. 83 ЛК РФ). Кроме того, абзацы 3 и 5 Порядка действий должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при обнаружении отходов и мусора, незаконно размещенных на территории лесного фонда, утвержденного приказом № 206 не соответствуют пп. 66-67 п. 4 «Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий» приложения 2 к Приказу Рослесхоза от 29.12.2007 № 523, имеющему большую юридическую силу, которые гласят: «При обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий». В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 251 ГПК РФ просил признать недействующим приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 01.04.2013 № 206 «Об организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных на территории лесного фонда» в части абзацев 3 и 5 Порядка действий должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при обнаружении отходов и мусора, незаконно размещённых на территории лесного фонда.

В судебном заседании представитель заявителя – глава Администрации Боровлянского сельсовета заявленные требования изменил, просил о рассмотрении его заявления в порядке главы 25 ГПК РФ, а не главы 24 ГПК РФ, о чем настаивал ранее. В обоснование измененных требований об оспаривании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и признании его положений частично недействующими, пояснил, что фактическое установление приказом № 206 ответственности органов местного самоуправления за сбор и вывоз отходов и мусора, незаконно размещённых в лесу, неисполнение которой подкреплено возможностью применения государственным органом контроля к нарушителям мер административного реагирования, свидетельствует о затрагивании оспариваемыми положениями данного нормативно-правового акта вопросов местного значения, закрепленных в статьях 14,15,16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в связи с чем возлагают не предусмотренные федеральным законодательством обязанности по сбору и вывозу отходов и мусора, незаконно размещённых в федеральном государственном лесном фонде. В остальном на доводах, изложенных в измененном заявлении, настаивал, просил об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Также просил о восстановлении пропущенного процессуального срока для оспаривания указанного им приказа № 206, в связи с его неоднократными обращениями с данным заявлением в Курганский областной суд, Арбитражный суд Курганской области, начиная с мая ... года.

Представители заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Малышева Т.Л. и Вохменцева И.В. с заявленными требованиями не согласились, по доводам, изложенным в письменном отзыве. При этом пояснили, что приказом Департамента № 206 определен круг лиц, для которых правовые нормы приказа обязательны для исполнения и не возложены обязанности на органы местного самоуправления по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. Данные обязанности возложены на органы местного самоуправления действующим законодательством. Установление порядка действий должностных лиц в виде информирования органов местного самоуправления о результатах следственных действий и необходимости сбора и вывоза отходов, незаконно размещенных в лесу, не противоречит нормам действующего законодательства. Возникновение несанкционированных свалок твердых бытовых отходов является, в том числе результатом неправомерных действий лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортировке отходов, в условиях отсутствия эффективных контрольных механизмов, а также обязательств по доставке вывозимых отходов в определенный объект их утилизации. В связи с чем в случае неисполнения органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора указанная информация предоставляется в Департамент для решения вопроса о принятии мер административного реагирования. Считают, что принятие данного приказа не нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в муниципальном образовании Боровлянского сельсовета, а напротив гарантирует им благоприятную окружающую среду, а также Администрации Боровлянского сельсовета, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится в соответствии с действующим законодательством к вопросам местного значения поселения. Ссылки на нормы Лесного кодекса РФ и подзаконные акты, определяющие компетенцию органов власти в сфере охраны и защиты лесов, считают несостоятельными, поскольку организация по сбору и вывозу незаконно размещенных бытовых отходов и мусора регулируются нормами иного законодательства, а именно Федеральными законами «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный приказ не противоречит требованиям федерального законодательства, принят Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды в целях налаживания взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросу организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, и не возлагает на них обязанность по его уборке, которая возложена на них действующим законодательством. Ключевым словом в оспариваемом Порядке является информирование органов местного самоуправления. Лесонарушителями по данному приказу органы местного самоуправления признаны быть не могут. Пункт 6 Порядка действий должностных лиц предусматривает предоставление в Департамент природных ресурсов информации для мер административного реагирования в случае неисполнения органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов, возложенных на них Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не взаимосвязан с оспариваемым заявителем пунктом 4, поскольку в данном случае в целом проверяется организация на территории органа местного самоуправления сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Практика применения данного приказа в отношении органов местного самоуправления отсутствует.

Заслушав участников судебного процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью либо в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых нор (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 01.04.2013 № 206 «Об организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных на территории лесного фонда», который не был официально опубликован, утверждён Порядок действий должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лестную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при обнаружении отходов и мусора незаконно размещенных на территории лесного фонда, являющийся приложением к приказу.

Согласно утвержденному приказом Департамента Порядку после окончания следственных мероприятий в случае не установления виновного (в лесонарушении) лица должностным лицам, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, необходимо информировать органы местного самоуправления о результатах следственных мероприятий и необходимости сбора и вывоза отходов, незаконно размещенных в лесу (абз. 4 Порядка); в случае неисполнения органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора информацию предоставить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области для мер административного реагирования (абз. 6 Порядка).

Из системного толкования оспариваемых заявителем положений Порядка действий должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при обнаружении отходов и мусора, незаконно размещенных на территории лесного фонда, следует, что государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, во исполнение переданных ему в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочий в области лесных отношений, а также в соответствии со ст. 96, 97 ЛК РФ, ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлены правила поведения, обязательные для исполнения уполномоченными должностными лицами государственного органа, осуществляющими полномочия представителей власти при выполнении функций федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в Курганской области во взаимоотношениях с органами местного самоуправления по вопросам лесопользования.

Определяемые указанным Порядком организационно-властные полномочия должностных лиц государственного органа распространены на неопределенный круг лиц – органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, в границах которых расположены участки лесного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, исходя из принципа диспозитивности, суд принимает решение только по заявленным истцом исковым требованиям, поскольку выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Судом установлено, что в мае ... года Глава Администрации Боровлянского сельсовета обратился с аналогичным заявлением о частичном оспаривании Приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 01.04.2013 № 206 «Об организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных на территории лесного фонда» в Арбитражный суд Курганской области, о чем свидетельствуют определения данного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Определением Арбитражного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью рассмотрения данного спора арбитражному суду. В последующем заявитель обращался в заявлением в Курганский областной суд Курганской области, о чем свидетельствует определение суда от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении заявления в связи с неподсудностью спора данному суду, а после получения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Белозерский районный суд Курганской области.

Таким образом, проверив доводы заявителя о пропуске установленного законом трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании приказа № 206, исходя из представленных им доказательств, подтверждающих наличие у него уважительных причин пропуска этого срока, суд приходит к выводу о восстановлении указанного срока обращения с заявлением в суд.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст.2).

При этом к вопросам местного значения в соответствии с п. 3 и 4 ст. 7 этого же Федерального закона относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в муниципальном образовании; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Благоприятная окружающая среда в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - окружающая среда, качество которой обеспечивает функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно чч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо отнесено к вопросам местного значения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно чч. 1, 2 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Согласно п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Согласно ст. 96, 97 Лесного кодекса РФ государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется государственный лесной контроль и государственный пожарный надзор в лесах в пределах полномочий указанных органов, определенных в главе 9 названного Кодекса.

В силу п. 1 Положения Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляет отраслевое и межотраслевое управление в сфере изучения, регулирования использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Согласно п. 3 Положения Департамент является специально уполномоченным органом, в том числе в сфере охраны окружающей среды; охраны атмосферного воздуха; обращения с отходами производства и потребления; государственной экологической экспертизы; лесных отношений; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Задачами Департамента являются, в том числе организация и регулирование рационального использования, воспроизводства и охраны лесов, минерально-сырьевых ресурсов, водных ресурсов, животного мира Курганской области; обеспечение соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды (пп. 2,3 п.7).

Согласно п. 8 Положения к функциям Департамента в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также в области обращения с отходами относятся, в том числе участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды; осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Курганской области; осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности; осуществление на землях лесного фонда государственного лесного надзора, и государственного пожарного надзора.

В соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, указанные статьи регулируют отношения в управленческой деятельности органа исполнительной власти на муниципальном уровне.

В соответствии со ст. 32 Устава Администрация Боровлянского сельсовета – исполнительно-распорядительный орган наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 6 Устава, пп. 19 – организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора), осуществляет муниципальный контроль.

Как следует из содержания оспариваемых абзацев Порядка к приказу № 206, принятого в целях взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросу организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, и подтверждается пояснениями представителей Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, основной целью является их информирование, а также ответственность за неисполнение органом местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложенной законодателем на муниципальный орган исполнительной власти в силу ст. 14 и 16 Федерльного закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В рассматриваемом случае загрязнение лесного массива не связано с деятельностью по использованию и эксплуатации лесов, поскольку указывается на бытовые отходы и мусор.

Кроме того, по смыслу приведенных норм лесного законодательства сбор и утилизация бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, не является санитарно-оздоровительными мероприятиями лесного массива, поскольку данная деятельность не отвечает целям и задачам, установленным Правилами санитарной безопасности в лесах.

Вместе с тем согласно п. 18 ч. 1 ст. 14, пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российско Федерации.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Содержания территорий населенных мест предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).

То обстоятельство, что земельный участок, на котором расположены отходы и мусор находится в федеральной собственности, не исключает его расположение в пределах территории муниципального образования (поселения, района).

    Территория, о которой идет речь в оспариваемых абзацах находится именно на землях лесного фонда в границах муниципального образования.

Из п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Поэтому в состав территории муниципального образования входят все земли, расположенные в пределах его границ, в том числе и земли лесного фонда.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства Российской Федерации.

Согласно требованиям п. «е» ч. 39 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Ссылки заявителя на нормы Лесного кодекса РФ и подзаконные акты, определяющие компетенцию органов власти в сфере охраны и защиты лесов, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку спорные правоотношения регулируются нормами иного законодательства, а именно: Федеральными законами «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 3, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8, пп. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераци» ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

Тот факт, что в границу муниципального образования включены земли иных категорий, в частности земли лестного фонда, не освобождает администрацию муниципального образования выполнять обязанности, установленные законодательством по организации мероприятий по охране окружающей среды, по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц (граждан, проживающих на территории муниципального образования) на благоприятную природную среду.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, в том числе Положение о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и Устав Администрации Боровлянского сельсовета, суд приходит к выводу, что оспариваемыми абзацами Порядка к приказу № 206 от 01.04.2013 права и законные интересы органов местного самоуправления, на которые федеральным законодательством возложены обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, не нарушены, как не нарушены и права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем доводы заявителя в указанной части являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые абзацы Порядка действий должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при обнаружении отходов и мусора, незаконно размещенных на территории лесного фонда, утверждённого приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды в Курганской области № 206 от 01.04.2013 приняты в соответствии с законом, в пределах полномочий Департамента, порядок принятия приказа соблюден и его содержание не противоречит требованиям закона.

При этом доводы заявителя о затрагивании оспариваемым приказом вопросов местного значения, закрепленных в Законе № 131-ФЗ, не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов органов местного самоуправления.

Принимая во внимание обстоятельства дела, и учитывая, что оспариваемым приказом права и свободы граждан и муниципального образования не нарушены, препятствия к осуществлению их прав и свобод не созданы, какая-либо дополнительная обязанность не возложена, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Администрации Боровлянского сельсовета об оспаривании приказа № 206 от 01.04.2013 Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и признании его положений частично недействующими.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении заявления Администрации Боровлянского сельсовета Белозерского района Курганской области об оспаривании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и признании его положений частично недействующими, отказать.

         Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья                                                                                                                                О.А. Воронежская

(Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ к 15 час. 50 мин.)

Решение вступило в законную силу.

2-27/2014 (2-549/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Боровлянского сельсовета
Суд
Белозерский районный суд Курганской области
Дело на странице суда
belozersky.krg.sudrf.ru
13.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2013Передача материалов судье
16.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2013Подготовка дела (собеседование)
23.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2014Судебное заседание
10.01.2014Судебное заседание
13.01.2014Судебное заседание
17.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2014Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее