УИД 12RS0014-01-2022-000742-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2022 года п.Советский Республики Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл
в составе судьи Подоплелова А.В.
при секретаре судебного заседания Газашвили И.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района Республики Марий Эл к Ронгинскому сельскому поселению Советского муниципального района Республики Марий Эл в лице Ронгинской сельской администрации о возложении обязанности выполнить работы по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги местного значения по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности выполнить работы по установке и обустройству площадок для накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности выполнить работы по установке освещения в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района Республики Марий Эл обратился в Советский районный суд Республики Марий Эл с иском к Ронгинскому сельскому поселению Советского муниципального района Республики Марий Эл в лице Ронгинской сельской администрации о возложении обязанности выполнить работы по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги местного значения по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности выполнить работы по установке и обустройству площадок для накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности выполнить работы по установке освещения в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что по результатам проведенной прокуратурой Советского района проверки установлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, безопасности дорожного движения, благоустройства территорий населенных пунктов Ронгинского сельского поселения. В <адрес> площадки для сбора ТКО не обустроены. В <адрес> контейнеры для сбора ТКО не установлены. Указанные факты создают благоприятные обстоятельства для образования несанкционированных свалок на территории поселения, что влечет неблагоприятные последствия для окружающей среды, а также создают угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих на территории Ронгинского сельского поселения. В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц. Координацию и организацию деятельности по освещению улиц поселения осуществляет Ронгинская сельская администрация. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. На территории д.Петрушкино отсутствует наружное освещение улицы в ночное время суток. На момент осмотра в начале указанного населенного пункта возле <адрес> находится фонарный столб уличного освещения в аварийном состоянии, который находится в нерабочем состоянии. Неисполнение Ронгинской сельской администрацией полномочий по организации уличного освещения на территории поселения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, негативно влияет на безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений, проведению террористических актов. Дорога по <адрес> является дорогой общего пользования местного значения. На участке дороги от <адрес> отсутствует какое-либо покрытие, что представляет опасность для жизни и здоровья людей, не обеспечивает беспрепятственный доступ служб жизнеобеспечения к гражданам, проживающим в указанном населенном пункте, чем нарушает их права на жизнь и здоровье, негативно влияет на безопасность дорожного движения. По вопросам ненадлежащего освещения улиц поселения, обустройства дороги, организации водоснабжения и газоснабжений в Ронгинскую сельскую администрацию ранее неоднократно поступали обращения граждан, однако соответствующие меры должностными лицами не были приняты своевременно, что повлекло нарушение прав граждан в указанных сферах, проживающих на территории Ронгинского поселения. Выявленные нарушения нашли свое отражение в представлении, внесенном ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Ронгинской сельской администрации ФИО8. Ронгинская сельская администрация выявленные прокуратурой района нарушения признала, однако сообщила о недостаточности выделяемых лимитов денежных средств для выполнения работ. В настоящее время требования, изложенные в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, не выполнены. Просит обязать Ронгинскую сельскую администрацию выполнить работы по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги местного значения по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, выполнить работы по установке и обустройству площадок для накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, выполнить работы по установке освещения в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Сафин Р.Р. исковые требования поддержал.
Ответчик – представитель Ронгинской сельской администрации ФИО8 в судебном заседании исковые требования признала частично, не согласна со сроком по выполнению работ по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги местного значения по <адрес> на участке дороги от <адрес> в связи с отсутствием финансирования.
Согласно представлению прокуратуры Советского района Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному главе Ронгинской сельской администрации, она просит принять меры к обустройству контейнерных площадок для сбора ТКО на территории населенных пунктов, а также установить контейнеры для сбора ТКО в <адрес>; принять меры к обустройству уличного освещения в <адрес>, заменить лампы, утратившие свои свойства, в населенных пунктах Ронгинского поселения; принять меры к обустройству участка дороги в <адрес>.
Согласно объяснению ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ для того, чтобы обустроить контейнеры, необходимы денежные средства, которых в настоящее время недостаточно. Ежегодно Ронгинская сельская администрация пишет заявки в администрацию района в целях выделения денежных средств для их обустройства. В <адрес> отсутствуют контейнеры для мусора, поскольку нет площадок для их размещения и численность населения в указанных деревнях менее 48 человек. Население вывозит ТКО по пути в иные деревни. В <адрес> освещение улицы осуществляется 2 лампами, 1 лампа в настоящее время перегорела. В ДД.ММ.ГГГГ строительство щебеночной дороги в <адрес> не планируется, денежные средства не заложены.
Согласно объяснению ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> мусорные контейнеры расположены на земле, а не на обустроенных площадках, предназначенных для их размещения. В <адрес> аналогичная проблема с размещением контейнера для твердых бытовых отходов. В <адрес> контейнеры для мусора отсутствуют. В <адрес> освещение улицы отсутствует, имеется лишь одна лампочка в конце деревни, которая находится в исправном состоянии, но ее для освещения всего населенного пункта не достаточно. Весной и осенью на участке дороги между домами <адрес> отсутствует дорога.
Согласно ответу главы Ронгинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> обустройство площадки для сбора ТКО планируется в ДД.ММ.ГГГГ. Для устройства уличного освещения в <адрес> закуплено 6 светильников уличного освещения и электрооборудование для группы учета. Устройство уличного освещения планируется после утверждения бюджета поселения в ДД.ММ.ГГГГ. Ориентировочно на строительство дороги с твердым покрытием (в щебеночном исполнении) в <адрес> необходимо более 1.5 млн рублей. На ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ лимит дорожного фонда составляет <данные изъяты> рублей.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав другие доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.36 ч.1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с п.6 ст.2 Градостроительного кодекса РФ ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека
В соответствии с п.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.21г № 3 «Об утверждении санитарных правил и Норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона РФ от 30.03.99г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 вышеуказанного закона на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона РФ от 10.01.02г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.03г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.03г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.
В соответствии с п.1.3 Правил благоустройства территории МО «Ронгинское сельское поселение», утвержденных решением Собрания депутатов Ронгинского сельского поселения Советского муниципального района от 20.10.17г № 155 координацию и организацию деятельности по освещению улиц поселения осуществляет Ронгинская сельская администрация.
В соответствии с пунктами 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденные приказом Ростехрегулирования от 23.10.07г № 270-ст наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают – в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
В соответствии с п.7.44 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденных постановлением Минстроя РФ от 02.08.95г № 18-78 в ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней освещенности 4 лк и средней яркости 0.4 кд/кв.м. и более путем включения более половины светильников, исключая при этом выключение двух подряд расположенных, или с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления до уровня не ниже 50% номинального уровня наружного освещения без отключения светильников. Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения: на 30% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины; на 50% при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины. На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0.3 кд/кв.м. или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.03г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района Республики Марий Эл проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности Ронгинской сельской администрации, по результатам которой установлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, безопасности дорожного движения, благоустройства территорий населенных пунктов Ронгинского сельского поселения.
По результатам проверки выявлены нарушения, в том числе, в части непринятия мер по благоустройству территории населенных пунктов указанного сельского поселения. На органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования, а также обустройства контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов. Однако в <адрес> площадки для сбора ТКО не обустроены, в <адрес> контейнеры для сбора ТКО не установлены. Указанные факты создают благоприятные обстоятельства для образования несанкционированных свалок на территории поселения, что влечет неблагоприятные последствия для окружающей среды, а также создают угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих на территории Ронгинского сельского поселения.
К вопросам местного значения поселения, в том числе, относится организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц. Однако, на территории <адрес> отсутствует наружное освещение улицы в ночное время суток. В начале указанного населенного пункта возле <адрес> находится фонарный столб уличного освещения в аварийном состоянии, который находится в нерабочем состоянии. Неисполнение Ронгинской сельской администрацией полномочий по организации уличного освещения на территории поселения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, негативно влияет на безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений, проведению террористических актов.
К вопросам местного значения поселения относится также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Дорога по <адрес> является дорогой общего пользования местного значения. Однако на участке дороги от <адрес> отсутствует какое-либо покрытие, что представляет опасность для жизни и здоровья людей, не обеспечивает беспрепятственный доступ служб жизнеобеспечения к гражданам, проживающим в указанном населенном пункте, чем нарушает их права на жизнь и здоровье, негативно влияет на безопасность дорожного движения. В адрес главы Ронгинской сельской администрации ФИО8 по вышеуказанным нарушениям вынесено представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, однако в настоящее время требования, изложенные в представлении прокурора не выполнены.
Поэтому иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Ронгинскую сельскую администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл выполнить работы по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги местного значения по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, выполнить работы по установке и обустройству площадок для накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ и выполнить работы по установке освещения в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: А.В. Подоплелов
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.