Дело № 2-1322/2022
УИД 29RS0014-01-2022-000697-32
03 августа 2022 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ждановой К.И.,
при секретаре Федоровцевой А.А.,
с участием представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному бюджетному учреждению культуры Архангельской области «Поморская филармония» о признании приказов об отстранении от работы незаконными, обязании допустить к работе, взыскании неполученного заработка за время отстранения от работы, процентов за не полученный своевременно заработок, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению культуры Архангельской области «Поморская филармония» (далее – ГБУК АО «Поморская филармония») о признании приказов об отстранении от работы незаконными, обязании допустить к работе, взыскании неполученного заработка за время отстранения от работы, процентов за не полученный своевременно заработок, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что с 01.09.2016 состоит в трудовых отношениях с ГБУК АО «Поморская филармония» по основному месту работы в должности артиста-концертного исполнителя высшей категории согласно трудовому договору от 01.09.2016 №, а также на полставки в должности заведующего отделом по работе с гастролёрами согласно трудовому договору от 01.09.2021 №.
09.11.2021 директором ГБУК АО «Поморская филармония» вынесены приказы №-к и №-к, согласно пункту 1 которых отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с непредставлением документов о вакцинации от новой короновирусной инфекции COVID-19 на период с 09.11.2021.
Ссылаясь на то, что основанием для отстранения от работы не могут являться акты Архангельской области и локальные акты работодателя, поскольку не являются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; незаконное требование работодателя о предоставлении документов, содержащих личную и/или врачебную тайну, персональные данные; нарушение порядка отстранения от работы при наличии факта обеспечения коллективного иммунитета не менее 80 % от списочного состава рабочего коллектива; принуждение к участию в научном эксперименте и нарушение конституционного права на добровольный отказ от вакцинации, ФИО1 с учетом уточнения требований просила суд признать приказы ГБУК АО «Поморская филармония» от 09.11.2021 №-к и №-к незаконными, обязать ответчика допустить её (истца) к работе, взыскать с ответчика утраченный заработок за период незаконного отстранения от работы в должности артиста-концертного исполнителя высшей категории и должности заведующего отделом по работе с гастролёрами за период с 10.11.2021 по 26.05.2022 в размере 580 002 рубля 90 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, проценты по статье 236 Трудового кодекса РФ на неполученный заработок за период с 09.11.2021 до 31.05.2022.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме, указав на абсолютную противоправность и безосновательность оспариваемых приказов ГБУК АО «Поморская филармония». Суду пояснил, что ФИО1 справку о своей беременности, наличии медотвода, а также о перенесенном заболевании COVID-19 работодателю не предоставляла, поскольку изначально считала приказы незаконными.
Представитель ответчика ГБУК АО «Поморская филармония» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что оспариваемые приказы вынесены во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Архангельской области от 15.10.2021 № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки. Истец отстранен от работы по основной должности и по внутреннему совместительству, поскольку от прохождения вакцинации ФИО1 отказалась, медицинский документ о наличии противопоказаний для вакцинации не представила. Дистанционно работу выполнять возможности нет. При наличии медотвода до 22 недель беременности ФИО1 к работе не приступала, в ГБУК АО «Поморская филармония» не приходила, заявлений о допуске к работе при наличии медотвода не писала, каких-либо препятствий в доступе не имелось. О своей беременности ФИО1 сообщила работодателю Полагает, что со стороны истца имеет место злоупотребление правом.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в отзыве указал на то, что в случае отказа работника от вакцинации на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
Третье лицо Государственная инспекция труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, привлеченное к участию в деле протокольным определением от 06.07.2022, в судебное заседание представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - B 34.2), отнесена к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении отказ от профилактических прививок, при этом отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2).
Так, постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 утвержден перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
В данном Перечне работники сферы услуг не поименованы.
В то же время, в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показателям» (в ред. от 03.02.2021) включена профилактическая прививка по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, обязательной вакцинации подлежат, в том числе работники организаций сферы предоставления услуг.
Главным государственным санитарным врачом по Архангельской области 15.10.2021 вынесено постановление № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Пунктом 1 постановлено осуществить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Архангельской области подлежащих обязательной вакцинации категориям (группам) граждан, в том числе работники организаций сферы предоставления услуги организаций культуры и кинематографии, в том числе театры, филармонии, музеи, дома культуры, кинотеатры и кинозалы.
Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Архангельской области, постановлено в срок до 08.11.2021 организовать проведение профилактических прививок работникам первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 06.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации (пункт 2.1.). Усилить информационно-разъяснительную работу среди работников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок (пункт 2.2.).
При этом установлено, что пункт 1 постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания (медицинское заключение об отводе от вакцинации) к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.01.2022 № 8н, и инструкциями по медицинскому применению вакцин против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Судом при рассмотрении дела установлено, что с 01.09.2016 ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГБУК АО «Поморская филармония» в должности артиста-концертного исполнителя высшей категории (по основной работе) и с 01.09.2021 в должности заведующего отделом по работе с гастролёрами (по внутреннему совместительству) (л.д. 14-35).
Пунктом 6.39 трудового договора от 01.09.2016 и пунктом 6.30 трудового договора от 31.08.2021 предусмотрено, что работник обязан выполнять правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования по охране труда, техники безопасности и противопожарной защите и другие, действующие нормативно-правовые акт учреждения.
Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Архангельской области 15.10.2021 № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» директором ГБУК АО «Поморская филармония» издан приказ от 18.10.2021 № «О проведении профилактических прививок работникам филармонии по эпидемическим показаниям» (л.д. 42).
Работникам ГБУК АО «Поморская филармония» приказано получить профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (пункт 1 приказа). Установлены сроки получения профилактических прививок – в срок до 08.11.2021 – получение первого компонента или однокомпонентной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации; в срок до 06.12.2021 – получение второго компонента вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации (пункт 2 приказа).
Также установлено, что вышеназванные пункты приказа не распространяются на лиц, имеющих противопоказания (медицинское заключение об отводе от вакцины) к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19» и инструкциями по медицинскому применению вакцин против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (пункт 3 приказа).
Пунктами 4 и 5 приказ директора ГБУК АО «Поморская филармония» от 18.10.2021 № работникам приказано в течении 5 рабочих дней со дня получения первого компонента либо однокомпонентной вакцины (но не позднее 08.11.2021) предоставить специалисту по кадрам либо лицу его замещающему сертификат о вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а при наличии противопоказаний к профилактической прививке не позднее 01.11.2021 предоставить подтверждающий документ о наличии противопоказаний.
В случае не предоставления работниками ГБУК АО «Поморская филармония» в указанные сроки документов приказано отстранить данных работников от выполнения трудовых обязанностей на основании абзаца восьмого части первой статьи 76 ТК РФ, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» (пункт 6 приказа).
В ходе судебного разбирательства судом установлено и подтверждено стороной истца, что работник ФИО1 в срок до 08.11.2021 вакцинацию не прошла, медицинских документов о наличии противопоказаний для вакцинации не представила, поэтому приказами директора ГБУК АО «Поморская филармония» от 09.11.2021 №-к отстранена от работы с 09.11.2021 и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации, либо предоставления медицинского документа о наличии противопоказаний для вакцинации по должности артиста-концертного исполнителя высшей категории, №-к по должности заведующего отделом по работе с гастролерами (л.д. 36, 37).
С приказами от 09.11.2021 №-к и №-к ФИО1 ознакомлена в день их вынесения, с отстранением не согласилась, с заявлением об их оспаривании обратилась первоначально в Ломоносовский районный суд г. Архангельска, после на основании ее заявления от 01.04.2022 определением суда дело передано по подсудности в Соломбальский районный суд (л.д. 86, 88).
Разрешая заявленные истцом требования суд исходит из того, что соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возложена обязанность в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а, следовательно, учитывая что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, то обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.11.2013 № 1867-О.
В судебном заседании 26.05.2022 ФИО1 представлена медицинская справка о том, что она состоит на учете по беременности в женской консультации ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1», на 29.12.2021 срок 7 недель беременности. По состоянию здоровья ей противопоказана вакцинация от COVID-19 до 22 недель беременности (л.д. 114). Данный медицинский документ работодателю истец не предоставляла и не сообщала о наличии у нее противопоказаний.
Представленные работодателю служебные записки ФИО1 от 08.11.2021 не содержат указаний на наличие у нее противопоказаний (медицинского отвода) для вакцинации, поэтому суд не может расценить их как выполнение истцом возложенной приказом директора ГБУК АО «Поморская филармония» от 18.10.2021 № обязанности по предоставлению подтверждающего документа о наличии противопоказаний (л.д. 116-119).
Как установлено судом и не отрицалось представителем истца, представителем ответчика при наличии медотвода от вакцинации (до 22 недель беременности, то есть до 13.04.2022) ФИО1 к работе не приступила. О своем намерении приступить к работе работодателю не сообщала, в место выполнения трудовых обязанностей после 09.11.2021 и до 13.04.2022 не приходила.
Кроме того, из сообщения главного врача ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» от 13.06.2022 следует, что у ФИО1 противопоказаний к проведению вакцинации в сроке 23,6 недель беременности нет, ей было предложено вакцинироваться, от чего беременная отказалась (л.д. 185).
Вместе с тем, судом установлено, что выполнять работу дистанционно в должности артиста-концертного исполнителя высшей категории и в должности заведующего отделом по работе с гастролёрами ФИО1 не могла, в связи с чем не переводилась работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 ТК РФ.
Кроме того, отстранение ФИО1 от работы связано с ее личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации и предоставления подтверждающих документов о наличии противопоказаний для вакцинации.
При таких обстоятельствах по делу, исходя из положений статьи 76 ТК РФ ГБУК АО «Поморская филармония» правомерно отстранило истца от работы по основному месту и по совместительству, не произвело начисление работнику заработной платы.
Оснований для признания приказов директора ГБУК АО «Поморская филармонии» от 09.11.2021 №-к и №-к незаконными не имеется.
В данном случае действия работодателя расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем отстранение от работы не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца.
Поскольку по делу не установлены факты нарушения трудовых прав ФИО1 по заявленным в иске основаниям, в том числе, связанных с необоснованной задержкой выплаты ей заработной платы, оснований для взыскания с ГБУК АО «Поморская филармония» утраченного заработка за период с 10.11.2021 по 26.05.2022 в размере 580 002 рубля 90 копеек, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, процентов по статье 236 Трудового кодекса РФ на неполученный заработок за период с 09.11.2021 до 31.05.2022 не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к государственному бюджетному учреждению культуры Архангельской области «Поморская филармония» о признании приказов об отстранении от работы незаконными, обязании допустить к работе, взыскании неполученного заработка за время отстранения от работы, процентов за не полученный своевременно заработок, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 августа 2022 года.
Судья К.И. Жданова