Дело № 3а-142/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2021 года, город Калуга

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Казанцевой Н.К.,

при секретаре Сухоруковой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Агасаряна Владимира Амлетовича к Государственному бюджетному учреждению Калужской области «Центр кадастровой оценки», министерству экономического развития Калужской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

02 ноября 2021 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление Агасаряна В.А. к Государственному бюджетному учреждению Калужской области «Центр кадастровой оценки» (далее – ГБУ Калужской области «Центр кадастровой оценки»), министерству экономического развития Калужской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, в котором административным истцом указано на то, что он является собственником нежилого здания общей площадью 500,8 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого, установленная по состоянию на 01 января 2020 года по результатам проведенной государственной кадастровой оценки, значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет уплату административным истцом налога в повышенном размере, чем нарушаются его права.

В связи с этим административный истец, уточнив требования, просил установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 500,8 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в сумме 5171 857 рублей.

Административный истец, его представитель, будучи извещёнными судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании представитель административных ответчиков – министерства экономического развития Калужской области и ГБУ Калужской области «Центр кадастровой оценки» по доверенностям Калинин Е.А. не возражал против удовлетворения административного иска.

Представители административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, а также заинтересованных лиц – администрации мунициального образования городское поселение «Город Малоярославец», Банка ВТБ (публичное акционерное общество), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Калужской области, будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав представителя административных ответчиков – министерства экономического развития Калужской области и ГБУ Калужской области «Центр кадастровой оценки» Калинина Е.А., исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из дела видно, что административный истец является собственником нежилого здания общей площадью 500,8 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Приказом министерства экономического развития Калужской области от 01 октября 2020 года №1690-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калужской области, в соответствии с которым нежилое здание с кадастровым номером вошло в сформированный перечень объектов оценки.

Согласно указанному приказу и выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 апреля 2021 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2020 года в размере 7261 532 рублей 83 копеек (л.д.6).

В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 17 апреля 2017 года №221 «О реализации положений Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и о создании Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Центр кадастровой оценки» с 1 июня 2017 года на территории Калужской области государственная кадастровая оценка осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» (пункт 1), органом, уполномоченным на проведение государственной кадастровой оценки, определено министерство экономического развития Калужской области (пункт 2).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр"», Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2016 года №15-П сформулировал ряд правовых позиций, в силу которых кадастровая стоимость как таковая представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, то есть в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Исходя из этого, как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными и подлежат признанию не в силу состоявшегося согласования или доказанного факта уплаты цены по известной реальной сделке, а в силу закона, поскольку их величина исчислена и обоснована в отчете оценщика по законно установленным правилам и не опровергнута (не пересмотрена, не исправлена) впоследствии законными же средствами.

Также Конституционный Суд Российской Федерации в этом Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П указал и на то, что необходимым условием принятия к рассмотрению административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости, если оно подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, является в силу части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приложение к административному исковому заявлению отчёта об оценке рыночной стоимости данного объекта недвижимости; в свою очередь, административный ответчик, возражающий против удовлетворения административного искового заявления, обязан доказать достоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Суду представлен отчет №26092021О, составленный 14 сентября 2021 года оценщиком – обществом с ограниченной ответственностью «Региональный Центр Экспертизы» (далее – ООО «Региональный Центр Экспертизы»), согласно которому по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость вышеуказанного нежилого помещения составляет 5171 859 рублей.

Как следует из объяснений, в том числе письменных, представителя административных ответчиков – министерства экономического развития Калужской области и ГБУ Калужской области «Центр кадастровой оценки» данный отчёт соответствует законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, кадастровая стоимость принадлежащего административному истца здания устанавливалась в ходе массовой кадастровой оценки, когда отсутствует возможность в полной мере учесть индивидуальные характеристики объекта.

Согласно представленному отчету №26092021О, составленному ООО «Региональный Центр Экспертизы»), принимаемому, исходя из изложенного, как доказательство рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, оценщиком рассчитана рыночная стоимость объекта недвижимости после его осмотра, сравнительным подходом, в рамках которого применён метод сравнения продаж, при котором для сравнения с объектом оценки отобраны объекты – аналоги с известными ценами их предложений, при этом отобранные для расчетов объекты – аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим характеристикам. В качестве аналогов оценщиком использованы сведения о расположенных в <адрес> объектах недвижимости, как находящихся в собственности (13 объектов) и предлагавшихся к продаже, так и находящихся в аренде (14 объектов), когда для создания генеральной совокупности было отобрано 6 объектов недвижимости, относящихся к оцениваемым сегменту рынка, в качестве аналога; по тем существенным характеристикам объекта оценки и объектов – аналогов, по которым оценщик выявлял расхождения, цены объектов – аналогов корректировались.

Возражений на данный отчёт о том, что цены указанных аналогов существенно выбиваются из среднего ценового диапазона в меньшую сторону, могло бы говорить о неоднородности выборки, не представлены. Оценщиком к ценам объектов – аналогов применены характеристики, а также учтены такие ценообразующие факторы как торг, местоположение (в том числе расположение относительно «красных линий»), площадь, тип объекта (площади), физическое состояние (в том числе наличие коммуникаций, отдельного входа, состояние отделки), а также вид права; при этом удельный показатель рыночной стоимости объектов – аналогов между самым дешёвым и самым дорогим не превышает 30%.

В соответствии с требованиями пунктов 5, 11 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» представленный отчёт об оценке содержит выводы оценщика, а также доказательства, на которых они основаны, в том числе карту части <адрес>, где расположен объект, фотографию местоположения объекта со спутника, сведения публичной кадастровой карты с идентификацией на указанных картах данного объекта, скриншоты объявлений.

Исследованный в полном объеме отчёт об оценке и иные доказательства по делу дают в данном случае суду основания для установления кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу нежилого здания в размере его рыночной стоимости, определенном в этом отчёте, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 5 июля 2016 года №15-П, от 11 июля 2017 года № 20-П, исходя из которой, как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость объекта недвижимости, будучи условными, представляют собой предполагаемую (условную) стоимость объекта недвижимости, в связи с чем в данном в случае, поскольку расхождение между кадастровой стоимостью принадлежащего административному истцу здания и его рыночной стоимостью нельзя признать существенной разницей, составляющей 2089675 рублей (что не превышает 28%), что не может свидетельствовать о допущенной ошибке при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении в отношении данного объекта недвижимости, имеющееся расхождение между величинами кадастровой и рыночной стоимостью укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.

Вместе с тем отсутствие существенной разницы, не превышающей 28%, между кадастровой стоимостью, определённой в размере 7261532 рублей 83 копеек, и рыночной стоимостью, определённой в сумме 5171857 рублей, принадлежащего административному истцу здания само по себе не указывает на необоснованность административного иска, учитывая указанные административным истцом обстоятельства о том, что установление кадастровой стоимости здания в размере рыночной стоимости может повлечь уменьшение размера налога на имущество.

В связи с этим, поскольку административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату определения его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, подтверждённой достаточными и допустимыми доказательствами, административный иск Агасаряна А.В. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 500,8 ░░. ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5171 857 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2022 ░░░░.

3а-142/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Агасарян Владимир Амлетович
Ответчики
Министерство экономического развития Калужской области
ГБУ Калужской области "Центр кадастровой оценки"
Управление Росреестра по Калужской области
Другие
ПАО ВТБ
Бобышев Дмитрий Дмитриевич
МИФНС №3 по Калужской области
Администрация муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец"
Суд
Калужский областной суд
Судья
Казанцева Наталья Константиновна
Дело на сайте суда
oblsud.klg.sudrf.ru
02.11.2021Регистрация административного искового заявления
03.11.2021Передача материалов судье
08.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.11.2021Предварительное судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее