Дело № 2- 1217/19
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
25 марта 2019 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Брызгаловой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусейновой Е.Е. к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконным решения и возложении обязанности назначить субсидию,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
истица Гусейнова Е.Е. обратилась с указанным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела.
Рсковые требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении государственной услуги по основанию «представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений». Считает данный отказ незаконным и необоснованным. Она является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно. На протяжении многих лет ей предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Однако, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с соответствующим заявлением, в чем ей было отказано, однако по состоянию здоровья обжаловать данный отказ в установленные законом сроки она не смогла.
ДД.РњРњ.ГГГГ РІРЅРѕРІСЊ обратилась Рє ответчику СЃ заявлением. Сотрудники органа социальной защиты ей пояснили, что РґРѕС…РѕРґС‹ должны превышать расходы. Рто также было основанием для отказа РІ предоставлении СЃСѓР±СЃРёРґРёР№. РќРѕ если Р±С‹ РґРѕС…РѕРґС‹ ее семьи превышали расходы, РѕРЅРё РЅРµ нуждались Р±С‹ РІ государственной поддержке Рё РЅРµ имели Р±С‹ статуса малоимущих. Р’ решении РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅРµ сказано, Рѕ каких заведомо неполных Рё (или) недостоверных сведениях Рѕ доходах идет речь.
Рстица просила признать незаконным решение ответчика РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± отказе РІ предоставлении государственной услуги РїРѕ предоставлению СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ РЅР° оплату жилого помещения Рё коммунальных услуг Рё обязать ответчика назначить ей СЃСѓР±СЃРёРґРёСЋ РЅР° оплату жилого помещения Рё коммунальных услуг СЃ момента подачи заявления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
В судебном заседании истица исковые требования уточнила и просила суд признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязать ответчика назначить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пояснив, что прокурор Ленинского района г. Ульяновска в рамках проверки обратился в ОГКУ социальной защиты населения Ульяновской области в ее интересах по вопросу предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ ее документы были приняты и назначена субсидия с марта 2019 года сроком на шесть месяцев. Однако, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данная субсидия ей не предоставлена.
Адвокат Кочеткова А.В. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала.
Представители ответчика в судебном заседании не признали исковые требования и пояснили, что истица зарегистрирована в однокомнатной квартире общей площадью 18,22 кв.м., по адресу: <адрес>. Гусейнова Е.Е. имеет инвалидность по общему заболеванию с 2015 года, денежные выплаты в соответствии с Федеральным законом за №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» по оплате жилищно-коммунальных услуг перечисляются ежемесячно на расчетный счет истицы.
Гусейнова Р•.Р•. состоит РІ браке СЃ Р¤РРћ5, 1964 РіРѕРґР° рождения, который зарегистрирован РїРѕ адресу: <адрес>. РћРЅ является нанимателем РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма РІ частном жилом фонде РїРѕ адресу регистрации Рё РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ оплату наймодателю.
Рстица ДД.РњРњ.ГГГГ обращалась Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ предоставлении государственных Рё муниципальных услуг РІ Ульяновской области, повторно ДД.РњРњ.ГГГГ СЃ заявлениями Рё документами РїРѕ назначению СЃСѓР±СЃРёРґРёР№.
Для получения субсидии граждане представляют установленный Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" пакет документов.
Согласно пункту 8 Правил для получения субсидии граждане представляют документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Согласно п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период). Если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
Согласно п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:
Р°) СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРј (СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№);
б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;
в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Согласно п. 34 Правил Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257), с учетом:
а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан;
б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
в) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;
г) компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;
д) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемых приемной семье на содержание каждого ребенка;
е) денежных средств, направленных на оплату обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе; ж) доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования;
з) доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных;
и) ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Гусейновой Р•.Р•. были представлены документы: заявление РЅР° предоставление СЃСѓР±СЃРёРґРёРё; выписка РёР· РћРћРћ «РРР¦-Ульяновск» Рѕ зарегистрированных гражданах РїРѕ адресу регистрации ее Рё СЃСѓРїСЂСѓРіР°; лицевой счет в„–, справка Рѕ начислениях Рё оплате РїРѕ лицевому счету Рё кассовые чеки РѕР± оплате электроэнергии; РєРѕРїРёРё документов, удостоверяющих личность истицы Рё ее СЃСѓРїСЂСѓРіР°; справка СЃ РЈРџР¤ Р Р¤ Рѕ том, что СЃСѓРїСЂСѓРі истицы состоит РЅР° учете Рё осуществляет СѓС…РѕРґ Р·Р° нетрудоспособным лицом. Денежные средства 1 200 СЂСѓР±. перечисляются лицу, нуждающемуся РІ СѓС…РѕРґРµ; РєРѕРїРёРё трудовой РєРЅРёР¶РєРё Р¤РРћ5 (СЃСѓРїСЂСѓРі), РЅРµ состоит РІ трудовых отношениях СЃ 2002 РіРѕРґР°, Рё РєРѕРїРёСЏ трудовой РєРЅРёР¶РєРё истицы, РЅРµ состоит РІ трудовых отношениях СЃ 2004 РіРѕРґР°. Поскольку РЅРµ представлены полные сведения Рѕ доходах СЃСѓРїСЂСѓРіР° истицы, Гусейновой Р•.Р•. было отказано РІ предоставлении СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ РЅР° оплату жилого помещения Рё коммунальных услуг РЅР° основании Рї. 8, Рї.32 Рё Рї. 36 Правил.
ДД.РњРњ.ГГГГ истица РІРЅРѕРІСЊ обратилась Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ предоставлении СЃСѓР±СЃРёРґРёР№, предоставив справку Рѕ том, что ее СЃСѓРїСЂСѓРі Р¤РРћ5 имеет установленную выплату: компенсационную выплату лицам, осуществляющим СѓС…РѕРґ Р·Р° нетрудоспособными гражданами РІ соответствии СЃ Указом Президента Р Р¤ РѕС‚ 26.12.2006 РіРѕРґР° Р·Р° в„–1455 СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 1 200 СЂСѓР±. РљСЂРѕРјРµ того, предоставлены расписки лица, Р·Р° которым осуществляет СѓС…РѕРґ СЃСѓРїСЂСѓРі истицы Рѕ том, что РѕРЅР° передавала ежемесячно денежные средства Р¤РРћ5 РІ СЃСѓРјРјРµ 1 200 СЂСѓР±., что позволяет отнести данные денежные средства Рє РґРѕС…РѕРґСѓ Р¤РРћ5 РџСЂРё этом, РІ своем заявлении РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ истица указала данные РґРѕС…РѕРґР° СЃСѓРїСЂСѓРіР°, Р° также указала РІ качестве РґРѕС…РѕРґР° благотворительную ежемесячную помощь продуктами РѕС‚ родственников. Тем самым, выполнив требования Правил, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ спорная СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ была ей назначена.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля по делу, суд приходит к следующему.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Так, в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ (далее - Правила).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Пунктом 8 указанных Правил установлен перечень документов, необходимых для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в который, в частности, входят документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (подпункт "д" пункта 8 Правил).
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
Пунктом 45 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утвержденных Приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30 декабря 2016 г., предусмотрено, что в качестве подтверждения доходов заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, следует также рассматривать заявление о самостоятельно декларированных гражданами доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, оформленное в произвольной форме, при отсутствии возможности подтвердить доходы документально и в случае, когда фактически полученные доходы выше, чем указано в документе (подпункт "и").
В соответствии с п. 44 Правил при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
Поскольку, в полном объеме истица задекларировала доходы свои и своего супруга только при обращении к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, что и явилось основанием для назначения ей данной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ в силу положения п. 44 Правил.
В соответствии с п. 13(2). Правил рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии приостанавливается не более чем на один месяц, в случае если по истечении 10 дней со дня получения заявления или документов в виде электронного документа (пакета документов) заявитель не представил всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, в уполномоченный орган.
Оснований для приостановления рассмотрения заявления истицы от ДД.ММ.ГГГГ у ответчика не имелось, так как согласно данным журнала приема граждан истица была на приеме у сотрудников ответчика ДД.ММ.ГГГГ, и ей разъяснялась необходимость декларировать доходы супруга, несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ Гусейнова Е.Е. подала пакет документов, аналогичный поданному ранее, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Гусейнова Е.Е. представила полный пакет документов, предусмотренный Правилами ДД.ММ.ГГГГ, выплата субсидии назначена ей с ДД.ММ.ГГГГ, что является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Р• РЁ Р Р›:
в удовлетворении исковых требований Гусейновой Е.Е. к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконным решения и возложении обязанности назначить субсидию – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Алексеева