Дело № 2-34/2021
11RS0009-01-2020-001321-07
Решение
Именем Российской Федерации
Мотивированное решение составлено 20 января 2021 года.
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,
при секретаре судебного заседания Кузьмиче К.В.,
рассмотрев 14 января 2021 года в г. Емве в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГБУ Республики Коми «Республиканский Центр обеспечения функционирования» к Федорову А. В. о взыскании ущерба, причиненного водным биоресурсам,
установил:
ГБУ Республики Коми «Республиканский Центр обеспечения функционирования» обратилось в Княжпогостский районный суд Республики Коми с иском к Федорову А.В. о взыскании ущерба, причиненного водным биоресурсам, в размере 78 625 рублей. В обоснование иска истец указал, что Федоров А.В. 13 апреля 2019 года в 10 часов 00 минут, находясь на территории государственного заказника республиканского значения «Вымский» Княжпогостского района Республики Коми осуществлял добычу (вылов) водных биоресурсов, в результате чего Федоровым А.В. было добыто 85 экземпляров хариуса менее допустимого промыслового размера. В результате противоправных действий ответчик причинил ущерб водным биоресурсам.
В судебное заседание истец не явился, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Федоров А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении мирового судьи <данные изъяты> Коми <№>, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.
В силу статьи 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться предусмотренные законом ограничения рыболовства – минимальный размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что постановлением мирового судьи <данные изъяты> Коми от 06 июля 2019 года Федорову А.В. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях), назначен штраф в размере 3000 рублей.
Решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 16 июля 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Федоров А.В. 13.04.2019 в 10 часов 00 минут, находясь на территории Княжпогостского района в границах государственного заказника республиканского значения «Вымский», производил лов рыбы зимней удочкой со льда реки Вымь. Им был выловлен хариус европейский менее промыслового размера в количестве 85 штук следующих размеров: 22 см – 21 шт., 20 см – 24 шт., 21 см – 20 шт., 19 см – 20 шт.
Частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 8 Постановления Пленума от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», на основании части 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по аналогии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в результате незаконного вылова рыбы окружающей среде был причинен материальный ущерб, ответственность за который возлагается на Федорова А.В. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Расчет ущерба, произведенный истцом в сумме 78 625 рублей, является правильным, исчислен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 03.11.2018 № 1321 «Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 № 1321 (85 х 925 (размер ущерба за 1 экземпляр хариуса) = 78 625 рублей).
Согласно пункту 1.5.1 должностные лица ГБУ Республики Коми «Центр по ООПТ», являющиеся государственными инспекторами Республики Коми в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях республиканского значения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании средств в пользу государственных природных заказников республиканского значения в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам вследствие нарушений установленного режима государственных природных заказников республиканского значения.
В соответствии с пунктом 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях регионального значения, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
Государственный природный заказник республиканского значения «Вымский» отнесен к особо охраняемым природным территориям регионального значения постановлением Правительства Республики Коми от 18.03.2019 № 121.
В силу положений пункта 10.37 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми исполняет функции распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений Республики Коми и на реализацию возложенных на Министерство функций.
К таким функциям относится возмещение вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (подпункт 6 пункта 12 Положения о Министерстве).
При таких обстоятельствах причиненный ответчиком ущерб подлежит взысканию в бюджет Республики Коми в лице Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, в соответствии со статьей 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2559 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ГБУ Республики Коми «Республиканский Центр обеспечения функционирования» к Федорову А. В. о взыскании ущерба удовлетворить.
Взыскать с Федорова А. В. в бюджет Республики Коми в лице Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ущерб, причиненный окружающей среде на особо охраняемой природной территории регионального значения, в размере 78 625 рублей.
Взыскать с Федорова А. В. в бюджет муниципального района «Княжпогостский» государственную пошлину в размере в размере 2559 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья И.А. Степанов