Дело № 2а-347/2022
уид 44RS0004-01-2022-000472-86
Мотивированное решение
изготовлено 05.07.2022г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2022 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А.,
при секретаре Кузнецовой И.И.,
с участием представителя административного истца Грачевской О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.о. гор.Мантурово к межрайонному ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, заместителю начальника отделения- заместителю старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд обратилась администрация г.о. гор.Мантурово с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. Требования мотивированы тем, что Мантуровским районным судом по делу № 2-95/2022, вступившим в законную силу 06.04.2022 года, было вынесено решение о возложении обязанности на администрацию г.о. гор.Мантурово предоставить Скворцову Д.А. на территории г.о.г.Мантурово по договору найма специализированного жилого помещения – благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям. На основании исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Костромской области возбуждено исполнительное производство № 18606/22/44001-ИП от 18.04.2022 года, а постановлением от 02.06.2022 года взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Постановление поступило в адрес администрации 02.06.2022 года. В установленный для добровольного исполнения срок, решение не было исполнено по объективным причинам. Приобретение жилья осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", срок для совершения процедур по приобретению жилых помещений, оформление собственности как специализированного жилищного фонда требует длительного времени и наличие денежных средств для проведения закупочных процедур, в связи с чем, вина администрации в невыполнении в 5-дневный срок требований исполнительного документа, отсутствует. Администрацией предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, возможности приобрести жилое помещение самостоятельно, вне установленной законом процедуры, администрация не имеет. Требования обоснованы ст.401ГКРФ, ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.19 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.3 ФЗ №620-5 ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
В судебном заседании представитель административного истца Грачевская О.Н. доводы иска поддержала, при этом пояснила, все полномочия по обеспечению детей сирот жильем, переданные администрации, финансируются государством. В ответе от 07.02.2022 года Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области указал, что бюджету г.о. гор.Мантурово Костромской области в 2022 году не предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вопрос о выделении бюджету муниципального образования в 2022 году средств субвенции может быть рассмотрен при наличии средств экономии, образующихся в результате проведения процедур по закупке жилых помещений органами местного самоуправления, бюджетам которых в соответствии с Законом выделены средства на текущий финансовых год. При этом список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по сведениям органа опеки и попечительства администрации г.о.г.Мантурово содержит 53 человека, из них у 20 человек в 2022 году наступает или наступило право. 26.05.2022 года завершены две закупочные процедуры по приобретению жилых помещений, однако аукционы не состоялись, отсутствуют заявки от поставщиков. 01.06.2022 года размещены два извещения о проведении электронного аукциона по приобретению жилых помещений для сирот. Срок окончания подачи заявок на участие 09.06.2022 года. Администрация г.о. гор.Мантурово неоднократно обращалась в Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц. На 2022 год администрация просит выделить субвенцию на 2022 год в размере 13400000 рублей на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц. Однако, дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований не представляется возможным, так как у администрации г.о.г.Мантурово имеется дефицит бюджета. Также необходимо время на проведение закупочных процедур, что занимает длительный промежуток времени, в установленный 5-ти дневный срок это сделать не возможно. Просит освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора.
Административные ответчики - заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карпова О.А., межрайонный ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, УФССП по Костромской области в суд своего представителя не направили, уведомлялись надлежащим образом.
Заинтересованное лицо - Скворцов Д.А в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомленным о дате и времени рассмотрения дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (пункт 74).
Исходя из положений статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как установлено судом, решением Мантуровского районного суда от 02.03.2022 года по делу № 2-95/2022 на администрацию городского округа город Мантурово Костромской области возложена обязанность предоставить Скворцову Д.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории городского округа город Мантурово Костромской области из специализированного жилищного фонда г.о. г.Мантурово. Решение вступило в законную силу 06.04.2022 года.
18.04.2022 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области в отношении администрации г.о.г.Мантурово Костромской области Карповой О.А. возбуждено исполнительное производство № 18606/22/44001-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
02.06.2022 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено постановление о взыскании с администрации г.о.г.Мантурово Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 15.07.2022 года.
Данное постановление администрацией не обжаловалось, требование, содержащееся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок, не исполнено. Постановление было получено администрацией г.о.г.Мантурово 02.06.2022 года.
С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, пункт 75 постановления Пленума N 50).
Положениями Закона Костромской области от 29.12.2014 N 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета (п.1 ч.1 ст.4 Закона).
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.
Таким образом, Костромской областью государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. При этом передача полномочий осуществлена с одновременным их финансированием. То есть исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.
Согласно представленных административным истцом документов, усматривается, что муниципальный долг г.о. гор.Мантурово по состоянию на 01.06.2022 года составляет 135220 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, администрация г.о.г.Мантурово 31.01.2022 года повторно (после обращения направленного 25.11.2021 № 5756) обращалась в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области с просьбой о выделении субвенции на 2022 год в размере 13400000 рублей на приобретение жилых помещений для предоставления их лицам, подлежащим обеспечению жилыми помещениями, в отношении которых имеются неисполненные решения суда, указав, что список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по сведениям сектора опеки и попечительства администрации г.о.г.Мантурово содержит 53 человека, из которых у 20 человек в 2022 году наступает или наступило право.
Из ответа от 07.02.2022 года исх.№ 969 Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области на обращение № 306 от 31.01.2022 года администрации г.о.г.Мантурово о выделении денежных средств на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями, следует, что по данным департамента по труду и социальной защите населения костромской области по состоянию на 01.01.2022 года в г.Мантурово имеется 6 исполнительных листов по делам об обязании предоставить жилые помещения детям-сиротам. Законом Костромской области от 21.12.2021 года № 166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» бюджету г.о.г.Мантурово Костромской области в 2022 году не предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц. Вопрос о выделении бюджету муниципального образования в 2022 году средств субвенции может быть рассмотрен при наличии средств экономии, образующихся в результате проведения процедур по закупке жилых помещений органами местного самоуправления, бюджетам которых в соответствии с Законом выделены средства на текущий финансовых год.
В рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что в действиях должника Администрации отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Давая оценку действиям должника по исполнению требований исполнительного документа, суд учитывает, что предоставление жилого помещения, приобретаемого за счет средств областного бюджета, не зависит исключительно от действий Администрации, последняя не имела реальной возможности исполнить решение суда в отношении СкворцоваД.А. в течение установленного пятидневного срока вследствие объективных причин. Администрацией предприняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа суд не усматривает.
В соответствии с нормами действующего законодательства, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
У суда отсутствуют основания считать, что при наличии предоставленных субвенций администрация г.о. гор.Мантурово допустила бездействие и не предприняла мер по приобретению жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо не предоставила их взыскателю.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности требования об освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное искового заявления администрации г.о. гор.Мантурово к межрайонному ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, заместителю начальника отделения- заместителю старшего судебного пристава МОСП по особо важным исполнительным производствам Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию г.о. гор.Мантурово Костромской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по исполнительному производству №18606/22/44001-ИП о возложении на администрацию г.о. гор.Мантурово Костромской области обязанности по предоставлению Скворцову Д.А.,благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: О.А Праздникова.