Решение по делу № 3а-414/2020 от 03.09.2020

УИД 34OS0000-01-2020-000317-36 Дело № 3а-414/2020

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 22 сентября 2020 г.

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего Камышниковой Н.М.

при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Данилова В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Данилов В.А. обратился в Волгоградский областной суд к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области) с приведённым выше административным исковым заявлением, в обоснование требований сославшись на то, что ему на праве общедолевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью <.......> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого, являющаяся налоговой базой для исчисления земельного налога, значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как налогоплательщика. В связи с этим административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определённой оценщиком в отчёте об определении рыночной стоимости земельного участка.

Административный истец, его представитель, а также иные лица, участвующие в деле - комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрация Котовского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области, ООО <.......>, А.В.А., А.В.В., А.О.А., А.Н.С., А.В.А., В.В.В., Г.Е.В., Е.В.Н., Е.М.М., Ж.Т.А., З.Р.М., И.В.И., И.Г.В., К.А.Ф., К.В.В., К.В.И., К.Е.Г., К.Н.А., К.Н.В., К.А.Н., Л.Л.В., Л.А.И., Л.С.А., М.В.Е., С.Т.Е., Т.Н.Н., У.В.Н., будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, разрешение требований административного истца оставили на усмотрение суда.

Кроме того, в письменном ходатайстве представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Б.Д.А. указал, что по результатам рассмотрения отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка, приложенного к иску, нарушений обязательных требований федеральных стандартов оценки не выявлено.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из положений ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст.ст. 387, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за землю является земельный налог и арендная плата, при этом, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектами налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

В силу ч. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, в том числе регулирует отношения по определению рыночной стоимости этих объектов для целей совершения сделок с ними, а также для иных целей.

Так, в ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Законодатель установил, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в том числе, по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Право оспаривания принадлежит физическим и юридическим лицам, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Для оспаривания физическими лицами в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 245 КАС РФ).

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

С учётом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Согласно выписке из ЕГРН от 15 сентября 2020 г. Данилов В.А. является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Поскольку размер налоговых платежей в соответствии с НК РФ исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, определение в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости влияет на обязанность административного истца по уплате налоговых платежей и у него имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 ноября 2013 г. № 2577-Р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» утверждена кадастровая стоимость земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения согласно приложению № 1 по состоянию на 1 января 2011 г.

Так как очередная государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области в срок, установленный ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности не проведена, то с учётом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно вышеуказанной выписке из ЕГРН и сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» от 15 сентября 2020 г. № <...> земельный участок с кадастровым номером № <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью <.......> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, внесен в ЕГРН 28 января 2009 г., кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 22 374 000 рублей на основании распоряжения Мингосимущества Волгоградской области от 27 ноября 2013 г. №2577-р.

В соответствии с абз. 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Из положений ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2011 г., его рыночная стоимость должна быть определена на эту же дату.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчёт об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком ООО <.......> Е.О.И., согласно которому (с учетом письма ООО <.......> от 18 сентября 2020 г. № <...> об описке) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 10256 000 рублей.

В названном отчёте об оценке оценщиком проведены анализ рынка и внешних факторов, дано описание объекта оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты; проведён анализ наиболее эффективного использования. В результате выбора подходов оценщиком для оценки земельного участка избран доходный подход.

При применении доходного подхода оценщик учел, что доходный подход применяется для оценки недвижимости, генерирующей или способной генерировать потоки доходов. В рамках доходного подхода стоимость земельного участка недвижимости определена методом прямой капитализации земельной ренты.

Удельный показатель рыночной стоимости земельного участка определен путем деления удельного показателя земельной ренты на коэффициент капитализации. Удельный показатель земельной ренты рассчитан как разность между валовым доходом и затратами на ведение сельскохозяйственного производства с учетом прибыли предпринимателя. Удельный валовый доход рассчитан исходя из урожайности основных и побочных сельскохозяйственных культур и их рыночной цены реализации. Средняя урожайность культур (кукурузы, ячменя, озимой пшеницы, подсолнечника) на территории Котовского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области исчислена за 3 года, предшествующих году оценки.

Представленный отчёт об оценке, как одно из доказательств, подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, так как представленный отчёт о рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, в том числе ФСО № 7, утвержденному приказом Минэкономразвития России № 611 от 25 сентября 2014 г.

Отчёт об оценке мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Названный отчёт об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Оценка стоимости спорного объекта произведена оценщиком ООО <.......> Е.О.И., являющейся членом СРО <.......>, имеющей соответствующий диплом о профессиональной подготовке и профессиональная деятельность которой застрахована.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведённой оценки, суду не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы заявлено не было, поводы для её назначения по инициативе суда отсутствуют.

С учётом изложенного и исходя из приведённых выше положений Закона об оценочной деятельности, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере 10 256 000 рублей.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в Волгоградский областной суд административный истец обратился 9 сентября 2020 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

восстановить Данилову В.А. срок для подачи настоящего административного иска.

Административное исковое заявление Данилова В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 1 января 2011 г. в размере 10 256 000 рублей.

Датой подачи заявления считать 9 сентября 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.М. Камышникова

Справка: решение в окончательной форме принято 28 сентября 2020 г.

Судья Н.М. Камышникова

3а-414/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Данилов Владимир Александрович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Другие
Заруднев Сергей Александрович
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
ООО "Элион-Агро"
Администрация Котовского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Камышникова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
03.09.2020Регистрация административного искового заявления
04.09.2020Передача материалов судье
08.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2020Дело оформлено
22.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее