Дело № 2-530/2024
22RS0066-01-2023-004438-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Филипповой О.В.
при секретаре Зудилиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Юриной Е.Ю. к АО «Барнаульская горэлектросеть», ООО «Барнаульская сетевая компания» о признании незаконными действий по прекращению подачи электроэнергии, восстановлении электроснабжения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АО «Барнаульская горэлектросеть», ООО «Барнаульская сетевая компания», в котором, с учетом уточнений, просила признать незаконными действия по прекращению подачи электроэнергии в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, обязать ответчиков восстановить электроснабжение по адресу: <адрес>, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ работником ООО «Барнаульская сетевая компания» был осуществлен выезд к прибору учета истца, в результате которого была установлена «заглушка», прекращающая подачу электроэнергии в жилое помещение. О предстоящем отключении потребитель не был уведомлен.
В связи с изложенным, истцу причинен моральный вред.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков АО «Барнаульская горэлектросеть», ООО «Барнаульская сетевая компания» - ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На основании пп. 69 и 73 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Основных положений №) потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Наличие заключенного гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение, период, за который внесена плата, и адрес местонахождения энергопринимающего устройства, потребление электрической энергии которым оплачивается.
В силу п. 6 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила №) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
На основании вышеуказанных норм права АО «Барнаульская горэлектросеть» (далее АО БГЭС) поставляет электрическую энергию в жилое помещение по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет №, который оформлен на ФИО1.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно п. 42 Правил № размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном прибором учета определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Исходя из изложенного, по адресу <адрес> размер платы за электроснабжение определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
АО БГЭС исполняет свои обязательства по снабжению электроэнергией надлежащим образом. В то же время, обязательства по оплате потребленной энергии потребителем исполняются ненадлежащим образом.
В связи с ненадлежащем исполнением обязательств по оплате электроэнергии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету № у истца образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 55244,38 руб.
В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке, энергоснабжающей организацией при неудовлетворительном состоянии электроустановок или в случае нарушения абонентом обязательств по оплате электроэнергии.
Согласно пп. 117, 118, 132 Правил № исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности но оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги.
На основании вышеуказанных пунктов потребителю ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление об ограничении (приостановлении) режима потребления электрической энергии ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку потребитель не оплатил вышеуказанную сумму задолженности, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> было введено ограничение режима потребления электрической энергии, о чем составлен акт о введении режима ограничения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом учтено, что ответчиком соблюдены требования об извещении потребителя не позднее чем за 30 дней об ограничении подачи электроэнергии (извещена ДД.ММ.ГГГГ, уведомление возвращено за истечением срока хранения ДД.ММ.ГГГГ, ограничение подачи электроэнергии произведено ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, данное уведомление об ограничении (приостановлении) режима потребления считается надлежаще врученным потребителю.
Кроме того, текст вышеуказанного уведомления о предстоящем ограничении режима потребления электроэнергии был включен ответчиком в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги за ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с невыполнением условий вышеизложенного уведомления (неоплаты задолженности), актом от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения истца, в присутствии двух незаинтересованных лиц и с применением видеофиксации, было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии (отключение кабеля от опоры воздушной линии электропередач). Полное ограничение режима потребления электроэнергии было введено в связи с отсутствием технической возможности частичного ограничения режима электроэнергии, о чем и было указано в акте от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеизложенного, следует, что введенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого дома истца полное ограничение режима потребления электроэнергии было произведено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, на основании совокупности представленных сторонами доказательств, с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что действия ответчика по приостановлению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению является соразмерным допущенному нарушению, такое приостановление не выходит за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью окружающих.
Поскольку требование о компенсации морального вреда является производным от требования об обязании ответчика подключить истца к электросети, оснований для удовлетворения данных требований судом не установлено, соответственно оснований для удовлетворения производного требования о компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░