Дело № 3а-98/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Булгаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 апреля 2019 года в г. Кургане Курганской области административное дело по иску Акционерного общества «Н» к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Н», Общество) 18 марта 2019 г. обратилось в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере, равном рыночной, в сумме 437 800 руб.
В обоснование административного иска АО «Н» указывало, что определенная на основании постановления Правительства Курганской области № 454 от 26 сентября 2011 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 1050 358,12 руб., из которой исчисляется арендная плата, не соответствует его действительной рыночной стоимости, нарушая тем самым права заявителя, который вынужден нести расходы по арендной плате в повышенном размере.
Заявление АО «Н» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> к рассмотрению принято не было по причине, как указано в уведомлении комиссии, истечения 5-летнего срока с даты внесения результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в реестр недвижимости.
Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», гл. 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 437 800 руб., а также возложить на административного ответчика обязанность внести в государственный реестр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка размере его рыночной стоимости.
По инициативе суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Мишкинского района <адрес>.
В судебном заседании представитель АО «Н» Н.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования административного иска в части оспаривания кадастровой стоимости поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении; на требованиях о возложении обязанности по внесению сведений в ЕГРН не настаивала.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности Н.А. разрешение заявленных требований оставляла на усмотрение суда, ходатайствуя о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель административного соответчика - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности М.В. разрешение заявленных требований в части оспаривания кадастровой стоимости оставила на усмотрение суда, требования в части возложения обязанности считала нормативно не обоснованными и не подлежащими удовлетворению; ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Мишкинского района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной корреспонденции, а также документами, представленными по ходатайству представителя Общества; о причинах неявки представителя Администрация Мишкинского района <адрес> суд не уведомила.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, АО «Н» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для общественно-деловых целей, площадью <...> кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес> (<...>), на основании договора аренды земельного участка от 12 августа 2009 г., заключенного между Администрацией <адрес> и АО «Н» сроком до 12 августа 2058 г.
Указанный договор аренды от 12 августа 2009 г. в установленном законом порядке зарегистрирован Управлением Росреестра по <адрес>.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 12 августа 2009 г. механизм расчета арендной платы за землю, подлежащей внесению арендодателю – Администрации Мишкинского района <адрес>, предусматривает ее исчисление исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, а сам размер арендной платы пересматривается ежегодно арендодателем в одностороннем порядке: при изменении индекса инфляции на текущий финансовый год, в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год; при изменении ставок земельного налога в соответствии с действующим законодательством; при изменении рыночной или кадастровой стоимости земельных участков или рыночной оценки права аренды земельного участка, но не реже одного раза в 5 лет. В случаях, указанных в настоящем пункте и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации и Курганской области, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия внесения, размер арендной платы исчисляется, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами (п.п. 3.4, 3.5 договора).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от 22 августа 2018 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, составляет 1050 358,12 руб.
7 декабря 2018 г. АО «Н» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Уведомлением комиссии от 13 декабря 2018 г. АО «Н» сообщено о непринятии его заявления ввиду, как указано в уведомлении, пропуска 5-летнего срока на обращение, истекшего с даты внесения результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в Единый государственный реестр недвижимости (31 октября 2011 г.).
18 марта 2019 г. АО «Н» обратилось с настоящим административным иском в Курганский областной суд.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (подлежащего применению в спорных правоотношениях, возникших до 1 января 2017 г., в соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 24 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен предварительный порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, который является обязательным досудебным порядком урегулирования спора.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, АО Н» в своем административном исковом заявлении ссылается на несоответствие внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, указывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения величины арендной платы, в связи с чем установление конкретного размера кадастровой стоимости земельного участка затрагивает права истца, как арендатора имущества, вынужденного нести повышенные расходы по арендной плате.
Суд приходит к выводу, что административный истец, которым соблюдены требования федерального закона о досудебном порядке обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территорий Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Кадастровая стоимость арендованного административным истцом земельного участка, определена исходя из данного нормативного правового акта, земельный участок имеется в перечне приложения № 1 к постановлению Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 (п/н №).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участок с кадастровым номером №, определенная на основании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», составила 1050 358,12 руб.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно отчету ИП К от 15 ноября 2018 г. № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2010 г. составляла 437 800 руб., что значительно меньше кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленной по результатам государственной кадастровой оценки в соответствии с нормативным правовым актом <адрес>.
Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет, руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки.
Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, рыночная стоимость земельного участка верно определена оценщиком на отчетную дату государственной кадастровой оценки в Курганской области – 1 января 2010 г.
Достоверность выводов указанного отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных АО «Н» требований, представителями государственных органов власти и местного самоуправления суду представлено не было (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных АО «Н» административных исковых требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету ИП К от 15 ноября 2018 г. №, в сумме 437 800 руб.
Вместе с тем, в удовлетворении требований АО «Н» о возложении на административного ответчика обязанности внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости судом отказывается.
Положения ст.ст. 65, 66 ЗК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентируют материальное основание, а нормы КАС РФ – процессуальный порядок реализации права лица определить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной, однако реализация данного права не означает, что у административного истца само по себе возникает право в порядке административного судопроизводства требовать от органов власти и иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными полномочиями, исполнения обязанностей, не обусловленных их противоправными решениями, действиями либо бездействием.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра судом, выступает решение суда, вступившее в законную силу.
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной, будет является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
При этом возложения на орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, дополнительной обязанности исполнения судебного акта не требуется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований АО «Н» в части возложения на административных ответчиков обязанности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Пропуск АО «Н» срока для обращения в Комиссию не свидетельствует об утрате им права на обращение в суд с иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка при условии сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных земельным законодательством.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В связи с установлением Федеральным законом об оценочной деятельности обязательного досудебного порядка урегулирования спора для юридических лиц, датой подачи заявления для указанных лиц является дата их обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> 7 ░░░░░░░ 2018 ░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <...> ░░.░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 437 800 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░