Дело № 2-26/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2024 года г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Молодцовой Л.И.,
при секретаре Павловой Т.В.,
с участием истца Гришина А.В.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области Сухоруковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гришина А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Гришин А.В. обратился с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований, указал, что родился ДД.ММ.ГГГГ. С 1998 года работал в разных должностях ГПС и поэтому на основании п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области № 308480/23 от 11 августа 2023 года, Гришину А.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Истцу были включены в специальный стаж 18 лет 6 месяцев 17 дней, а период работы в должности пожарного с 05 ноября 2004 года по 31 декабря 2004 года в Федеральном государственном учреждении «Котельниковская пожарная часть государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области» не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием сведений, подтверждающих страховой и специальный стаж в выписке из лицевого счета застрахованного лица, представляемой работодателем; период работы в должности мастера ГДЗС в Котельниковской ПЧ Управления ГПС УВД Волгоградской области с 24 августа 1998 года по 16 апреля 2004 года не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, по причине не вхождения данной организации в структуру МЧС России.
Считает решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в указанной части незаконным, поскольку весь период своей трудовой деятельности работал пожарным в Котельниковской пожарной части, которая изначально входила в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ, а затем МЧС РФ, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Истец просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области № 308480/23 от 11 августа 2023 года, об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Гришину А.В.; признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с наличием специального стажа 25 лет и достижением возраста 50 лет; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области включить периоды работы с 05 ноября 2004 года по 31 декабря 2004 года в должности пожарного ФГУ «Котельниковская ПЧ» и с 24 августа 1998 года по 16 апреля 2004 года в должности мастера ГДЗС Котельниковской пожарной части УГПС УВД Волгоградской области в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 августа 2023 года.
Истец Гришин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области Сухорукова Н.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований по изложенным в письменных возражениях основаниям.
Выслушав стороны, учитывая мнение представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из трудовой книжки истца серии <данные изъяты> №, оформленной на имя Гришина А.В., что истец работал в должности мастера ГДЗС Котельниковской пожарной части УГПС УВД Волгоградской области с 24 августа 1998 года по 16 апреля 2004 года; в должности пожарного с 05 ноября 2004 года по 31 декабря 2004 года в Федеральном государственном учреждении Котельниковская пожарная часть государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области. Также в трудовой книжке указаны иные периоды работы.
18 июля 2023 года Гришин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области № 308480/23 от 11 августа 2023 года, Гришину А.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Истцу в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ включено 18 лет 06 месяцев 17 дней в специальный стаж.
При этом, спорный период работы в должности пожарного с 05 ноября 2004 года по 31 декабря 2004 года в Федеральном государственном учреждении «Котельниковская пожарная часть государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области» не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием сведений, подтверждающих страховой и специальный стаж в выписке из лицевого счета застрахованного лица, представляемой работодателем; также период работы в должности мастера ГДЗС в Котельниковской ПЧ Управления ГПС УВД Волгоградской области с 24 августа 1998 года по 16 апреля 2004 года не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, по причине не вхождения данной организации в структуру МЧС России.
Согласно сведений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области от 22 февраля 2024 года, в случае включения в специальный стаж Гришина А.В. решением суда периодов работы в должности пожарного с 05.11.2004 по 31.12.2004 (1 мес. 27 дней) в Федеральном государственном учреждении «Котельниковская пожарная часть государственной противопожарной службы по Волгоградской области» и в должности мастера ГДЗС (газодымозащитной службы) с 24.08.1998г. по 16.04.2004г. (5 лет 7 мес. 22 дня) в Котельниковской пожарной части УГПС УВД Волгоградской области, льготный стаж по п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400- ФЗ от 28.12.2013г., составит 24 года 04 мес. 05 дней. В случае продолжения работы в должностях (без отвлечений), дающих право на досрочную пенсии по п.18 ч.1 ст.30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г., с учетом включения вышеупомянутых периодов работы право на пенсию может определиться не ранее 15.03.2024 года (при включении указанных периодов продолжительность специального стажа на 14.03.2024 года составит 25 лет).
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. у заявителя на дату первоначального обращения не определяется по причине отсутствия 25 лет специального стажа.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О пожарной безопасности» установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437.
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года № 211 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона о пожарной безопасности» установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. "о" п. 1 ст. 12 Закона от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (введен Федеральным законом от 27.12.1995 № 211-ФЗ), действовавшим до 1 января 2002 года, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом данный Федеральный закон не ограничивает круг лиц, пользующихся названным правом, в сравнении с ранее действовавшим пенсионным законодательством и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован "пожарный (боец, респираторщик)" (код 16781).
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы, регламентировавшие подведомственность Государственной противопожарной службы, служебное положение ее сотрудников, именно как сотрудников органов внутренних дел, и особенности пенсионного обеспечения таких служащих, дают право на включение периодов службы в стаж для досрочного назначения пенсии.
Как следует из материалов дела истец работал в должности пожарного с 05 ноября 2004 года по 31 декабря 2004 года в Федеральном государственном учреждении «Котельниковская пожарная часть государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области»; с 24 августа 1998 года по 16 апреля 2004 года в должности мастера ГДЗС в Котельниковской ПЧ Управления ГПС УВД Волгоградской области. Указанные периоды работы не включены ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, по причине не вхождения ГДЗС в Котельниковской ПЧ Управления ГПС УВД Волгоградской области в структуру МЧС России и отсутствия сведений, подтверждающих страховой и специальный стаж в выписке из лицевого счета застрахованного лица, представляемой работодателем.
При этом, для принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы в должности мастера в ГДЗС в Котельниковской ПЧ Управления ГПС УВД Волгоградской области необходимо установить в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта Российской Федерации) входила Государственная противопожарная служба в спорный период, за счет какого источника осуществлялось финансирование пожарной службы, в том числе, занимаемой истцом должности.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 552-О-О «По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Также из данного определения следует, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, в силу вышеперечисленных положений, право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работавшие в должностях Государственной федеральной противопожарной службы.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О порядке рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Факт исполнения истцом в спорные периоды обязанностей пожарного и мастера ГДЗС Котельниковской ПЧ УГПС УВД подтверждается помимо наименования его должности в трудовой книжке иными письменными доказательствами.
Так из выписки из приказа №91 от 21 августа 1998 года следует, что Гришин А.В. принят мастером ГДЗС Котельниковской ПЧ УГПС УВД с 24 августа 1998 года. Согласно выписки из приказа №55 от 05 ноября 2004 года Гришин А.В. принят на должность пожарного в ФГУ «Котельниковская ПЧ ГПС МЧС России по Волгоградской области» с 05 ноября 2004 года. Указанные обстоятельства также подтверждаются справкой Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 29 июня 2022 года, уточняющей льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, включив в ее состав входящие по состоянию на 01 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы МВД России центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения и организации. Управление пожарной охраны УВД Волгоградской области до 01.01.2002 года входило в структуру УВД Волгоградской области, которое являлось структурным подразделением МВД Российской Федерации.
При наличии указанных письменных доказательств суд находит доказанным факт работы истца в спорные периоды в должности, предусмотренной Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, суд находит доказанным факт работы истца в спорные периоды в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.
Ссылка ответчика в оспариваемом решении об отказе во включении в специальный стаж спорных периодов работы являются несостоятельными, опровергаются установленными судом фактическими обстоятельствами и исследованными доказательствами.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый – третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59,60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 11 апреля 2000 года, спорные периоды его трудовой деятельности имели место до и после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорный период уплачены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы в отношении работника Гришина А.В.
Таким образом, работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации представлены сведения о выполнении Гришиным А.В. работы в спорные периоды в особых условиях труда.
Оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд считает, что в периоды с 05.11.2004 года по 31.12.2004 года; с 24.08.1998 года по 16.04.2004 года истец работал в должностях пожарного ФГУ «Котельниковская ПЧ» и мастера ГДЗС (газодымозащитная служба) Котельниковской пожарной части УГПС УВД Волгоградской области соответственно, то есть в государственной федеральной противопожарной службе, что дает основания включить данные периоды в трудовой стаж, дающий право Гришину А.В. на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Кроме того, суд также принимает во внимание, что предшествующий и последующий спорным периоды работы истца в тех же учреждениях и в той же должности (пожарного), признаны пенсионным органом как периоды, подлежащие зачету в специальный стаж.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит исковые требования в части включения периодов работы в специальный стаж законными и обоснованными.
Между тем, на момент вынесения Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области решения № 308480 от 11 августа 2023 года об отказе в установлении пенсии, специальный стаж Гришина А.В. в государственной федеральной противопожарной службе составлял менее 25 лет, что не давало ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с момента достижения возраста 50 лет.
С учетом включения спорных периодов в специальный стаж истцу, право на пенсию на момент принятия решения по иску не возникло, а определится не ранее 15.03.2024 года (продолжительность стажа 25 лет на 14.03.2024 г.).
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения №308480/23 от 11.08.2023 года в части исключения из подсчета страхового стажа Гришина А. В. периодов работы: с 24.08.1998 года по 16.04.2004 года в должности мастера ГДЗС Котельниковской пожарной части УГПС УВД Волгоградской области, с 05.11.2004 года по 31.12.2004 года в должности пожарного ФГУ «Котельниковская ПЧ»; обязать Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области включить Гришину А. В. в его страховой стаж работы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по 16.04.2004 года в должности мастера ГДЗС Котельниковской пожарной части УГПС УВД Волгоградской области, с 05.11.2004 года по 31.12.2004 года в должности пожарного ФГУ «Котельниковская ПЧ», в остальной части иска отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление Гришина А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, включении периодов работы в страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и назначении досрочной страховой пенсии, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения №308480/23 от 11.08.2023 года в части исключения из подсчета страхового стажа Гришина А. В. периодов работы: с 24.08.1998 года по 16.04.2004 года в должности мастера ГДЗС Котельниковской пожарной части УГПС УВД Волгоградской области, с 05.11.2004 года по 31.12.2004 года в должности пожарного ФГУ «Котельниковская ПЧ».
Обязать Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области включить Гришину А. В. в его страховой стаж работы периоды работы с 24.08.1998 года по 16.04.2004 года в должности мастера ГДЗС Котельниковской пожарной части УГПС УВД Волгоградской области, с 05.11.2004 года по 31.12.2004 года в должности пожарного ФГУ «Котельниковская ПЧ».
В остальной части исковых требований отказать.
Решение принято в окончательной форме 06 марта 2024 года и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.И. Молодцова