Судья Иорданян О.Ж. апелляционное дело № 33а-2850/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2021 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Симоновича В.Г.
судей Волкова А.Е., Начарова Д.В.
при секретаре Калининой Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2-73/2021 по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Казым на решение Белоярского городского суда ХМАО-Югры от 22 января 2021 года по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к администрации сельского поселения Казым о возложении обязанности направить документы для исключения сведений о границах населенного пункта из ЕГРН, которым суд постановил:
«Обязать Администрацию сельского поселения Казым направить документы в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО для исключения сведений из границ населенного пункта муниципального образования сельского поселения Казым лесных участков, категории «земли лесного фонда» Белоярского района, Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества урочища Нумто квартала 1 116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымское урочище квартал 671, выдел 55, квартал 770, выдел 5».
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., судебная коллегия
установила:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент) обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения Казым о возложении обязанности направить документы для исключения сведений о границах населенного пункта из ЕГРН. Требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов сельского поселения Казым Белоярского района ХМАО - Югры «Об утверждении генерального плана сельского поселения Казым» от 29 июня 2012 года № 23 утвержден генеральный план сельского поселения Казым (далее - Генеральный план, Решение). Департамент обратился в суд ХМАО-Югры с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда» Белоярского района, Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества урочища Нумто квартала 1 116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымское урочище квартал 671, выдел 55, квартал 770, выдел 5. Решением суда ХМАО-Югры от 31 июля 2020 года (дело № 3а-370/2020) требования Департамента удовлетворены в полном объеме, Решение от 29 июня 2012 года № 23 признано недействующим в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда» Белоярского района, Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества урочища Нумто квартала 1 116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымское урочище квартал 671, выдел 55, квартал 770, выдел 5, со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 03 ноября 2020 года. Администрацией сельского поселения Казым решение суда первой инстанции в части исключения сведений из границ городского округа лесных участков, расположенных на землях лесного фонда из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) исполнено не было.
Просил суд обязать администрацию сельского поселения Казым направить документы в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО для исключения сведений из границ населенного пункта муниципального образования сельского поселения Казым лесных участков, категории «земли лесного фонда» Белоярского района, Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества урочища Нумто квартала 1 116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымское урочище квартал 671, выдел 55, квартал 770, выдел 5.
Представитель административного истца Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Казым в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО.
Представитель заинтересованного лица администрации Белоярского района в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда административный ответчик не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, полагая, что основания для удовлетворения заявленных Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу требований отсутствуют. Указал, что фактически единственным доказательством, представленным административным истцом в обоснование своих требований, явилось письмо Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО от 10 декабря 2020 года, из которого следует, что в реестре границ государственного реестра недвижимости содержатся сведения о муниципальном образовании сельском поселении Казым с реестровым номером 86:06-3.1, документы на изменение, либо исключение сведений из ЕГРН в отношении указанного муниципального образования не поступали. Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции также основывался на письме Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО от 10 декабря 2020 года. По мнению апеллянта, анализ указанного доказательства свидетельствует о том, что Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО предоставил сведения относительно границ муниципального образования сельское поселение Казым, а не населенного пункта, входящего в состав муниципального образования. Решением суда ХМАО - Югры по делу № 3a-370/2020 решение Совета сельского поселения Казым от 29 июня 2012 года № 23 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Казым» было признано недействующим в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории «земли лесного фонда» Белоярского района, Белоярского лесничества, Казымского участкового лесничества, урочища Нумто квартала 1116, выдела 2, 8, 42, квартала 969 выдела 32, Казымского урочища квартала 671, выдела 55, квартала 770, выдела 5. Требование, содержащееся в административном исковом заявлении, также касается исключения сведений о лесных участках из границ населенного пункта. При этом в качестве доказательства неисполнения административным ответчиком решения суда по делу № 3a-370/2020 административный истец представляет суду письмо ФГБУ «Росреестра», содержащее информацию относительно границ муниципального образования сельское поселение Казым, а не границ населенного пункта. Учитывая изложенное администрация сельского поселения Казым считает, что письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» не может являться доказательством по настоящему делу, так как не отвечает критерию относимости. Сведения, содержащиеся в отзыве Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО на административный иск, также касаются границ муниципального образования, а не границ населенного пункта. В составе муниципального образования сельское поселение Казым находятся населенные пункты: село Казым (административный центр), деревня Нумто и деревня Юильск. Решением суда ХМАО-Югры по делу № 3а-370/2020 установлено, что на территории спорных земельных участков находится населенный пункт-деревня Нумто. 19 января 2021 года посредством электронного сервиса Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) был направлен электронный запрос № КУВИ-002/2021-1338874 относительно наличия сведений о границах населенного пункта деревня Нумто в Едином государственном реестре недвижимости (приложение 1). Ответ на указанный запрос был дан после рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с чем не мог быть предоставлен в суд первой инстанции по уважительной причине. Просит принять этот ответ в качестве подтверждения своей позиции в суде апелляционной инстанции. Согласно Уведомлению от 27 января 2021 года № КУВИ-002/2021-1338874 (приложение 2) в ЕГРН отсутствуют сведения о границах населенного пункта деревня Нумто. В связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах населенного пункта деревня Нумто отсутствуют как объективная необходимость направления документов для исключения отсутствующих сведений из ЕГРН, так как объективная возможность исключения отсутствующих сведений. Полагает, что поскольку сведения о границах населенного пункта деревня Нумто отсутствуют в ЕГРН, права и законные интересы административного истца в данном случае не нарушаются, препятствия к их осуществлению, а также незаконность в поведении административного ответчика отсутствуют. Также указал, что в нарушение норм процессуального права, решение суда первой инстанции не содержит выводов о признании бездействия администрации сельского поселения Казым незаконным, в решении не указан срок, в течение которого необходимо совершить определенные судом действия. Неуказание необходимых сведений в решении суда явилось следствием того, что административным истцом в нарушение требований статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении не были указаны необходимые сведения и требования. При этом судом первой инстанции не была дана соответствующая правовая оценка несоблюдению требований, предъявляемых к административному исковому заявлению, допущенному административным истцом.
Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых представитель административного истца считает решение суда законным, доводы жалобы необоснованными. Полагает, что письмо Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО от 10 декабря 2020 года является надлежащим доказательством обоснованности заявленных требований, поскольку содержит информацию в отношении муниципального образования сельского поселения Казым ХМАО-Югры, в состав которого входят населенные пункты. До настоящего времени в регистрирующий орган документы для исключения сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, имеющих пересечение с лесными участками, не представлены. Таким образом, решение суда ХМАО-Югры от 31 июля 2020 года № 3а-370/2020 административным ответчиком не исполнено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дела в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Разрешая настоящий административный спор, суд первой инстанции не принял во внимание указанные нормы процессуального права.
Из материалов дела следует, что на основании ст.142.5 Бюджетного кодекса РФ, ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставов Белоярского района и сельского поселения Казым, между администрациями Белоярского района ХМАО-Югры и сельского поселения Казым было заключено соглашение от 10 ноября 2019 года о передаче администрацией сельского поселения Казым осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения администрации Белоярского района.
В соответствии с пунктом 1.10.9 указанного соглашения администрация сельского поселения передала, а администрация муниципального района приняла и осуществляет на территории поселения полномочия по подготовке документов (сведений), необходимых для направления в орган регистрации прав для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки, либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение границ населенного пункта (л.д.122).
Во исполнение соглашения административным ответчиком 03.12.2020 года в адрес администрации Белоярского района ХМАО-Югры было направлено письмо о необходимости подготовки соответствующих документов для внесения изменений в сведения о границах населенного пункта.
Указанное свидетельствует о том, что администрация Белоярского района ХМАО-Югры является участником данных правоотношений и наделена обязанностью по подготовке соответствующих документов для последующего их направления административным ответчиком в органы Росреестра. Соответственно без привлечения указанного лица к участию в деле в качестве соответчика рассмотрение настоящего административного дела невозможно.
Допущенное по административному делу процессуальное нарушение не позволило выяснить все обстоятельства, имеющие правовое значения для правильного разрешения административного спора, что является безусловным основанием для отмены решения суда.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, с учетом приведенных обстоятельств.
Кроме этого, суду необходимо дать правовую оценку административному исковому заявлению Департамента применительно к требованию пункта 10 части 2 статьи 220 КАС РФ, согласно которому в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должно быть указано требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Белоярского городского суда ХМАО-Югры от 22 января 2021 года отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Председательствующий В.Г. Симонович
Судьи А.Е. Волков
Д.В. Начаров