дело № 2-1509/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 мая 2022 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи И.С. Андреева, при секретаре Зайцевой Ю.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Челябинска о признании проезжей части дороги в районе дома № напротив здания <данные изъяты> по улице <адрес> бесхозяйной недвижимой вещью, возложении обязанности,
установил:
Прокурор Советского района г. Челябинска обратился в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, с учетом уточнения к Администрации г. Челябинска о признании проезжей части дороги в районе дома № напротив здания <данные изъяты> по улице <адрес>, ограниченную точками:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
общей площадью 1937 кв.м. бесхозяйной, недвижимой вещью.
Кроме того, просит возложить обязанность на Администрацию г. Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - проезжей части дороги в районе дома № напротив здания <данные изъяты> по улице <адрес>, ограниченную точками:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
общей площадью 1937 кв.м., в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, истец указано, что по информации начальника ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на проезжей части дороги по адресу: <адрес> напротив здания <данные изъяты> допускаются нарушения требований нанесения дорожной разметки и соответствия ее нормативным требованиям.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя расходов принадлежащего ему имущества.
В соответствии с 4.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Факт отсутствия зарегистрированного права собственности на проезжую часть по адресу: <адрес> напротив здания <данные изъяты> относящейся к объекту недвижимого имущества, свидетельствует о его бесхозяйности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Томчик Н.В. поддержала доводы, указанные и исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Челябинска, третьего лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска – Прокопова Э.В. просила отказать в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Советского района Варлакова А.О. поддержала исковые требования.
Представители третьих лиц ГИБДД УМВД России по г. Челябинска, Комитета дорожного хозяйства г.Челябинска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ ор вправе обратиться в суд с заявлением и защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что по информации начальника ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на проезжей части дороги по адресу: пл. <адрес> напротив здания <данные изъяты> допускаются нарушения требований нанесения дорожной разметки и соответствия ее нормативным требованиям.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя расходов принадлежащего ему имущества.
В соответствии с 4.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Факт отсутствия зарегистрированного права собственности на проезжую часть по адресу: <адрес> напротив здания <данные изъяты>, относящейся к объекту недвижимого имущества, свидетельствует о его бесхозяйности.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Исходя из п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно ст.З Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями ч.4 ст.6, ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с требованиями п. 6.3.1. «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденными Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные вопросы местного значения закреплены в Уставе города Челябинска (п.5 ч.1 ст.8 Устава).
В силу п. 16 ч.5 ст.36 Устава города Челябинска Администрация города осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от 02.03.2015 № 45-п, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск».
В рамках решения основных задач Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска подает заявления от имени муниципального образования «город Челябинск» о постановке на учет в органе государственной регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Челябинска; подает исковые заявления о признании права собственности города Челябинска на бесхозяйную движимую, недвижимую вещь; о государственной регистрации возникновения, прекращения, перехода права муниципальной собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав на недвижимое имущество, в том числе прав на земельные и лесные участки.
Проведенная проверка показала, что проезжая часть дороги по адресу: <адрес> напротив здания <данные изъяты> в реестре муниципального имущества, а также в реестре имущества Челябинской области не значится. В настоящее время указанная проезжая часть используется для проезда неограниченного круга лиц.
Как следует из ответа на запрос Управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года, проезжая часть дороги, расположенной по адресу: г. Челябинск, площадь <адрес> (напротив здания <данные изъяты>), может быть отнесена к категории дорог и улиц – проезды.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку проезжая часть дороги <адрес> напротив здания <данные изъяты> является бесхозяйной, что влечет за собой обязанность органов местного самоуправления обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного указанного межквартального проезда.
Отсутствие зарегистрированного права собственности на объект улично - дорожной сети нарушает права и законные интересы и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не осуществляются полномочия органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности, что может привести к наступлению тяжких последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждению транспортных средств.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198, ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования Прокурора Советского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Челябинска о признании проезжей части дороги в районе дома № напротив здания <данные изъяты> по улице <адрес> бесхозяйной недвижимой вещью, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать проезжую части дороги в районе дома № напротив здания <данные изъяты> по улице <адрес>, ограниченную точками:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
общей площадью 1937 кв.м. бесхозяйной недвижимой вещью.
Возложить на Администрацию города Челябинска обязанность принять меры к постановке бесхозяйного недвижимого имущества – проезжей части дороги в районе дома № напротив здания <данные изъяты> по улице пл. <адрес>, ограниченную точками:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
общей площадью 1937 кв.м. в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий И.С. Андреев