Мировой судья Отрощенко П.В. 10MS0010-01-2024-001590-86
Судебный участок № 10 г. Петрозаводска РК №11-338/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 октября 2024 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Давиденковой Л.А.,
при секретаре Эстерберг Я.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» на заочное решение мирового судьи судебного участка № 10 г. Петрозаводска Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» к Куксенок Е. Ю. о взыскании неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» обратилось с исковым заявлением к Куксенок Е.Ю. о взыскании неосновательного обогащения по тем основаниям, что Куксенок Е.Ю. в период осуществления выплаты по безработице сДД.ММ.ГГГГ была трудоустроена, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была произведена выплата пособия по безработице в сумме 2 249,91 руб., которую истец просил взыскать с ответчика в качестве неосновательного обогащения.
Заочным решением мирового судьи судебного участка №10 г. Петрозаводска Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» к Куксенок Е. Ю. о взыскании неосновательного обогащения в виде полученного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме 2 249,91 руб.
С таким решением не согласен истец, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене заочного решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением требований закона. Истец указывает, что Куксенок Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» и с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) была признана безработной, назначено пособие по безработице. ДД.ММ.ГГГГ по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЦЗН РК был направлен запрос в ПФР о трудовой деятельности застрахованного лица, на указанный запрос пришли сведения о месте работы Куксенок Е.Ю. о дате увольнения ДД.ММ.ГГГГ из МДОУ «Детский сад» и отсутствии трудовой деятельности на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по каналам системы межведомственного взаимодействия направлен запрос в ПФР о трудовой деятельности застрахованного лица Куксенок Е.Ю. На указанный запрос поступила информация, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик трудоустроена в АО «Тандер» в качестве продавца на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании приказов Центра занятости ответчик с ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета в качестве безработного и ей прекращена выплата в связи с признанием занятым. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Куксенок Е.Ю. выплачено пособие по безработице в сумме 2 249,91 руб. ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено уведомление о необходимости возврата указанной денежной суммы.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Представитель истца Вольская Е.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Заслушав представителя истца, изучив материалы настоящего дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В судебном заседании установлено, что Куксенок Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» и с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) была признана безработной, назначено пособие по безработице.
При подаче заявления Куксенок Е.Ю. была предупреждена о том, что в случае получения пособия по безработице обманным путем (в том числе при предоставлении недостоверных сведений) центр занятости населения имеет право взыскивать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке (л.д. №.)
ДД.ММ.ГГГГ по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЦЗН РК был направлен запрос в ПФР о трудовой деятельности застрахованного лица, на указанный запрос пришли сведения о месте работы Куксенок Е.Ю. о дате увольнения ДД.ММ.ГГГГ из МДОУ «Детский сад» и отсутствии трудовой деятельности на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по каналам системы межведомственного взаимодействия направлен запрос в ПФР о трудовой деятельности застрахованного лица Куксенок Е.Ю.
С ДД.ММ.ГГГГ ответчик трудоустроена в АО «Тандер» в качестве продавца на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом об указанном факте ответчик Центр занятости в известность не поставила.
На основании приказов Центра занятости ответчик с ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета в качестве безработного и ей прекращена выплата в связи с признанием занятым.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Куксенок Е.Ю. выплачено пособие по безработице в сумме 2 249,91 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено уведомление о необходимости возврата указанной денежной суммы, до настоящего времени указанная сумма истцу не возвращена.
Согласно ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными (абзац 3 п.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).
Согласно п.2 ст.35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п.п. 1-3 ст.31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).
Согласно п.п. 6 п.2, п.4 ст.15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 деятельность государственной службы занятости населения направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Согласно п.3 Правил регистрации безработных граждан, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909 (далее – Правил регистрации безработных граждан), регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.2021 № 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Правила регистрации граждан, зарегистрированные граждане), в отношении которых центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, зарегистрированные граждане предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке, исчисленном в порядке, утвержденном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о страховом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации. Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан, а также представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан. Документы представляются зарегистрированным гражданином в день его явки в центр занятости населения, дата которой установлена в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина указанных документов путем направления зарегистрированному гражданину соответствующего уведомления в день представления зарегистрированным гражданином документов.
Не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п.19 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018№ 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть третья статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 - далее Временные правила).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу об отсутствии недобросовестности со стороны ответчика при получении пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем с такими выводами согласиться нельзя, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, то, что ДД.ММ.ГГГГ Куксенок Е.Ю. была трудоустроена, при этом регистрации в качестве безработного была достоверно осведомлена о правовых основаниях для выплаты пособия по безработице, сведения о своем трудоустройстве не сообщила, при этом истцом в соответствии с возложенной обязанностью были предприняты необходимые меры по установлению факта трудовой деятельности ответчика путем направления соответствующих запросов.
Таким образом выводы суда первой инстанции об отсутствии недобросовестности ответчика при получении пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ противоречат установленным по делу обстоятельствам, поскольку Куксенок Е.Ю., обратившись с заявлением о назначении ей спорной выплаты, оформив заявление, в котором имеется предупреждение о том, что в случае получения пособия по безработице обманным путем (в том числе при предоставлении недостоверных сведений) центр занятости населения имеет право взыскивать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке, при должной степени осмотрительности, разумности и добросовестности, Куксенок Е.Ю. в силу прямого указания норм действующего законодательства обязана была сообщить в ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» о своем трудоустройстве.
При таких обстоятельствах, в бездействии Куксенок Е.Ю. не усматривается добросовестности, наличие которой исключало бы возврат указанных сумм в качестве неосновательного обогащения в соответствии с частью 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик, достоверно зная о необходимости сообщения в ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» о трудоустройстве, своей обязанности не исполнила, в результате чего, получала спорную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без каких-либо правовых оснований.
С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в размере 2 249,91 руб., выплаченные в качестве пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 400 руб.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Заочное решение мирового судьи судебного участка № 10 г. Петрозаводска Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» к Куксенок Е. Ю. о взыскании неосновательного обогащения отменить, принять по делу новое решение.
Иск удовлетворить.
Взыскать с Куксенок Е. Ю. (<данные изъяты>) в пользу государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» (ИНН 1001042799) денежные средства в размере 2 249,91 руб.
Взыскать с Куксенок Е. Ю. (<данные изъяты>) в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 400 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Давиденкова Л.А.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28.10.2024