Дело № 2-2644/2022

УИД: 33RS0002-01-2022-003383-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

21 сентября 2022 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием

прокурора ФИО4

истца ФИО2 и его представителя ФИО5,

представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску ФИО2 к УМВД России по Владимирской области о взыскании единовременного пособия в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к УМВД России по Владимирской области, в котором просил взыскать с ответчика единовременное пособие, предусмотренное частью 5 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" в связи с заболеванием при исполнении служебных обязанностей в размере 2 000 000 рублей с учетом индексации согласно законодательству РФ; взыскать в возмещение судебных расходов 60 000 рублей.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в МО МВД России «Ковровский» в должности командира 2-ого мобильного взвода в звании капитана полиции.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в хирургическом отделении ### в ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер». На основании заключения онкоконсилиума был поставлен диагноз - ###

Заключением ВВК ФКУЗ МСЧ МВД России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### определена причинная связь повреждения здоровья в редакции «заболевание получено в период военной службы», установлена категория годности «Д» - не годен к службе в органах внутренних дел (далее ОВД).

Приказом МО МВД России «Ковровский от ДД.ММ.ГГГГ ### л/с уволен по п. 1 ч.3 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью).

На основании справки МСЭ-2021 ### ФИО2 установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию.

Полагая, что он имеет право на единовременное пособие, предусмотренное частью 5 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" в связи с заболеванием при исполнении служебных обязанностей в размере 2 000 000 рублей, обратился к ответчику с заявлением, однако в выплате отказано ввиду отсутствия правовых оснований.

Указывает, что право сотрудника ОВД на получение пособия возникает при наличии определенных условий, к которым относится не только получение сотрудником ОВД увечья или иного повреждения здоровья, связанных с выполнением служебных обязанностей, но и невозможность продолжения службы в ОВД. В связи с установлением годности категории «Д» и формулировкой заболевания, полагает имеются основания для выплаты единовременного пособия.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы Федерального закона «О полиции», Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» просит иск удовлетворить.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечены МО МВД «Ковровский».

Истец и его представитель в суде иск поддержали, просили его удовлетворить.

Представитель ответчика в суде иск не признавал, указав, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел. Приказом МО МВД России «Ковровский» от ДД.ММ.ГГГГ ### лс уволен по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основанием для увольнения стало заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» от ДД.ММ.ГГГГ которым определена причинная связь имеющихся у истца заболеваний как «заболевание, полученное в период прохождения службы», установлена категория годности службе: «Д - не годен к службе в органах внутренних дел». Комиссией УМВД России по Владимирской области по вопросам выплат единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации или его близким родственникам в выплате единовременного пособия истцу было отказано. Из нормы части 5 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О полиции» прямо следует, что повреждение здоровья сотрудника исключающее возможность прохождения службы в полиции, должно состоять в причинной связи с выполнением служебных обязанностей. Право на получение единовременного пособия, обусловлено как фактом получения увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности, так и невозможностью в связи с этим продолжать службу в органах внутренних дел. Невозможность прохождения службы подтверждается установлением сотруднику полиции на основании заключения военно-врачебной комиссии определенной категории годности к службе и увольнением с нее по соответствующему основанию, предусмотренному Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ. Согласно пункту 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание радиационное обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационное обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», «общее заболевание». Определение причинной связи заболевания в формулировке «заболевание получено в период военной службы» производится в тех случаях, когда заболевание получено не при исполнении служебных обязанностей, в период службы, что не дает оснований для назначения выплаты единовременного пособия по части 5 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», так как причинная связь заболевания с прохождением службы (исполнением обязанностей службы) не установлена заключением ВВК. Полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

ФКУЗ МСЧ МВД России по Владимирской области в суд представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещались, в представленном отзыве просили в иске отказать, ссылаясь на доводы, аналогичные пояснениям ответчика.

МО МВД «Ковровский» в суд представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещались.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходил службу в МО МВД России «Ковровский» на различных должностях.

Контракт о прохождении службы в ОВД РФ по должности инспектор ОРППСп ММ ОМВД России «Ковровский» заключен ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом МО МВД России «Ковровский от ДД.ММ.ГГГГ ### л/с ФИО2 уволен по п. 1 ч.3 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью на основании заключения ВВК о негодности к службе в ОВД).

Истец уволен с должности командира 2 мобильного взвода ОРППСп МО ОМВД России «Ковровский» в звании капитана полиции.

Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 29 лет 00 месяцев 29 дней, в льготном – 29 лет 10 месяцев 28 дней, для выплаты единовременного пособия - 29 лет 00 месяцев 29 дней.

Как следует из дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в хирургическом отделении ### ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер».

Согласно итоговому эпикризу ### ФИО2 был поставлен диагноз ###.

На основании справки МСЭ -2021 ### ФИО2 установлена 3 группа инвалидности.

Заключением ВВК ФКУЗ МСЧ МВД России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### установлен диагноз ### Астеническое состояние – Заболевание получено в период военной службы, установлена категория годности «Д»- не годен к службе в органах ОВД.

Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужил отказ ответчика в выплате единовременного пособия, предусмотренного частью 5 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" в связи с заболеванием при исполнении служебных обязанностей.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Пунктом 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.

Расторжение контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, осуществляется в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (часть 10 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции") служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений данного федерального закона.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О полиции").

Федеральным законом "О полиции" установлены гарантии социальной защиты сотрудников полиции. В частности, в статье 43 названного закона предусмотрены страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.

В соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции" при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

Таким образом, действующим законодательством выплата единовременного пособия при увольнении предусмотрена для сотрудников органов внутренних дел только в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы.

Порядок выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел или их близким родственникам определен Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 590 (в редакции приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 165).

Пунктом 22 названной инструкции установлен перечень документов, необходимых для решения вопроса о выплате единовременного пособия, среди которых указаны копии материалов и заключение проверки, а также копия заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к службе в органах внутренних дел сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и увольнению сотрудника, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".

В целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) согласно пункту 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проводится военно-врачебная экспертиза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).

На военно-врачебную комиссию возлагаются: проведение медицинского освидетельствования, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).

В соответствии с пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Возникновение же у освидетельствуемого в период прохождения военной службы заболевания, увечья в результате несчастного случая является основанием для заключения о причинной связи с формулировкой "заболевание получено в период военной службы".

Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания освидетельствуемого на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания (пункт 96 Положения о военно-врачебной экспертизе).

При этом на основании абзаца первого пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.

Из содержания приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что положение части 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции" представляет собой дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя обязательство компенсировать причиненный вред. Право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции", обусловлено как фактом получения увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности, так и невозможностью в связи с этим продолжать службу в органах внутренних дел. Невозможность прохождения службы подтверждается установлением сотруднику полиции на основании заключения военно-врачебной комиссии определенной категории годности к службе и увольнением с нее по соответствующему основанию, предусмотренному Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ. Это следует из пункта 22 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 590, относящимся к числу документов, необходимых для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника, копию заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к службе в органах внутренних дел сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и его увольнению, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".

Наличие у сотрудника органов внутренних дел заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей, в формулировке "военная травма" устанавливает военно-врачебная комиссия, к компетенции которой приведенными нормативными положениями отнесено решение этого вопроса.

Выводов о наличии у ФИО2 заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей, в формулировке "военная травма" военно-врачебной комиссией не сделано.

При обжаловании гражданином заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе суд проверяет его законность, не устанавливая самостоятельно причинную связь полученного гражданином увечья с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Подавая иск в суд, ФИО2 не заявлял требований о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением комиссии УМВД России по Владимирской области по вопросам выплат единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащего сотруднику ОВД РФ или его близким родственникам от ДД.ММ.ГГГГ ### отказано в выплате единовременного пособия по указанным выше основаниям.

В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика суммы единовременного пособия суд не находит, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░ ░░░2 ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░                             ░.░.░░░░░░░░░

2-2644/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Гусев Алексей Михайлович
Ответчики
Управление МВД России по Владимирской области
Другие
МО МВД России Ковровский
ФКУЗ "МСЧ МВД России по Владимирской области"
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Судья
Игнатович М.С.
Дело на сайте суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
30.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2022Передача материалов судье
03.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2022Судебное заседание
06.07.2022Судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее