Дело № 2-2644/2022
УИД: 33RS0002-01-2022-003383-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
21 сентября 2022 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре ФИО3,
с участием
прокурора ФИО4
истца ФИО2 и его представителя ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску ФИО2 к УМВД России по Владимирской области о взыскании единовременного пособия в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к УМВД России по Владимирской области, в котором просил взыскать с ответчика единовременное пособие, предусмотренное частью 5 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" в связи с заболеванием при исполнении служебных обязанностей в размере 2 000 000 рублей с учетом индексации согласно законодательству РФ; взыскать в возмещение судебных расходов 60 000 рублей.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в МО МВД России «Ковровский» в должности командира 2-ого мобильного взвода в звании капитана полиции.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в хирургическом отделении ### в ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер». На основании заключения онкоконсилиума был поставлен диагноз - ###
Заключением ВВК ФКУЗ МСЧ МВД России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### определена причинная связь повреждения здоровья в редакции «заболевание получено в период военной службы», установлена категория годности «Д» - не годен к службе в органах внутренних дел (далее ОВД).
Приказом МО МВД России «Ковровский от ДД.ММ.ГГГГ ### л/с уволен по п. 1 ч.3 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью).
На основании справки МСЭ-2021 ### ФИО2 установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию.
Полагая, что он имеет право на единовременное пособие, предусмотренное частью 5 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" в связи с заболеванием при исполнении служебных обязанностей в размере 2 000 000 рублей, обратился к ответчику с заявлением, однако в выплате отказано ввиду отсутствия правовых оснований.
Указывает, что право сотрудника ОВД на получение пособия возникает при наличии определенных условий, к которым относится не только получение сотрудником ОВД увечья или иного повреждения здоровья, связанных с выполнением служебных обязанностей, но и невозможность продолжения службы в ОВД. В связи с установлением годности категории «Д» и формулировкой заболевания, полагает имеются основания для выплаты единовременного пособия.
Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы Федерального закона «О полиции», Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» просит иск удовлетворить.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены МО МВД «Ковровский».
Истец и его представитель в суде иск поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель ответчика в суде иск не признавал, указав, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел. Приказом МО МВД России «Ковровский» от ДД.ММ.ГГГГ ### лс уволен по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основанием для увольнения стало заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» от ДД.ММ.ГГГГ которым определена причинная связь имеющихся у истца заболеваний как «заболевание, полученное в период прохождения службы», установлена категория годности службе: «Д - не годен к службе в органах внутренних дел». Комиссией УМВД России по Владимирской области по вопросам выплат единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации или его близким родственникам в выплате единовременного пособия истцу было отказано. Из нормы части 5 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О полиции» прямо следует, что повреждение здоровья сотрудника исключающее возможность прохождения службы в полиции, должно состоять в причинной связи с выполнением служебных обязанностей. Право на получение единовременного пособия, обусловлено как фактом получения увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности, так и невозможностью в связи с этим продолжать службу в органах внутренних дел. Невозможность прохождения службы подтверждается установлением сотруднику полиции на основании заключения военно-врачебной комиссии определенной категории годности к службе и увольнением с нее по соответствующему основанию, предусмотренному Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ. Согласно пункту 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание радиационное обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационное обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», «общее заболевание». Определение причинной связи заболевания в формулировке «заболевание получено в период военной службы» производится в тех случаях, когда заболевание получено не при исполнении служебных обязанностей, в период службы, что не дает оснований для назначения выплаты единовременного пособия по части 5 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», так как причинная связь заболевания с прохождением службы (исполнением обязанностей службы) не установлена заключением ВВК. Полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
ФКУЗ МСЧ МВД России по Владимирской области в суд представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещались, в представленном отзыве просили в иске отказать, ссылаясь на доводы, аналогичные пояснениям ответчика.
МО МВД «Ковровский» в суд представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещались.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходил службу в МО МВД России «Ковровский» на различных должностях.
Контракт о прохождении службы в ОВД РФ по должности инспектор ОРППСп ММ ОМВД России «Ковровский» заключен ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом МО МВД России «Ковровский от ДД.ММ.ГГГГ ### л/с ФИО2 уволен по п. 1 ч.3 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью на основании заключения ВВК о негодности к службе в ОВД).
Истец уволен с должности командира 2 мобильного взвода ОРППСп МО ОМВД России «Ковровский» в звании капитана полиции.
Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 29 лет 00 месяцев 29 дней, в льготном – 29 лет 10 месяцев 28 дней, для выплаты единовременного пособия - 29 лет 00 месяцев 29 дней.
Как следует из дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в хирургическом отделении ### ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер».
Согласно итоговому эпикризу ### ФИО2 был поставлен диагноз ###.
На основании справки МСЭ -2021 ### ФИО2 установлена 3 группа инвалидности.
Заключением ВВК ФКУЗ МСЧ МВД России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### установлен диагноз ### Астеническое состояние – Заболевание получено в период военной службы, установлена категория годности «Д»- не годен к службе в органах ОВД.
Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужил отказ ответчика в выплате единовременного пособия, предусмотренного частью 5 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" в связи с заболеванием при исполнении служебных обязанностей.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Пунктом 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
Расторжение контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, осуществляется в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (часть 10 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции") служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений данного федерального закона.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О полиции").
Федеральным законом "О полиции" установлены гарантии социальной защиты сотрудников полиции. В частности, в статье 43 названного закона предусмотрены страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции" при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Таким образом, действующим законодательством выплата единовременного пособия при увольнении предусмотрена для сотрудников органов внутренних дел только в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы.
Порядок выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел или их близким родственникам определен Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 590 (в редакции приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 165).
Пунктом 22 названной инструкции установлен перечень документов, необходимых для решения вопроса о выплате единовременного пособия, среди которых указаны копии материалов и заключение проверки, а также копия заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к службе в органах внутренних дел сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и увольнению сотрудника, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
В целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) согласно пункту 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проводится военно-врачебная экспертиза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
На военно-врачебную комиссию возлагаются: проведение медицинского освидетельствования, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Возникновение же у освидетельствуемого в период прохождения военной службы заболевания, увечья в результате несчастного случая является основанием для заключения о причинной связи с формулировкой "заболевание получено в период военной службы".
Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания освидетельствуемого на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания (пункт 96 Положения о военно-врачебной экспертизе).
При этом на основании абзаца первого пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Из содержания приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что положение части 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции" представляет собой дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя обязательство компенсировать причиненный вред. Право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции", обусловлено как фактом получения увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности, так и невозможностью в связи с этим продолжать службу в органах внутренних дел. Невозможность прохождения службы подтверждается установлением сотруднику полиции на основании заключения военно-врачебной комиссии определенной категории годности к службе и увольнением с нее по соответствующему основанию, предусмотренному Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ. Это следует из пункта 22 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 590, относящимся к числу документов, необходимых для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника, копию заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к службе в органах внутренних дел сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и его увольнению, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
Наличие у сотрудника органов внутренних дел заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей, в формулировке "военная травма" устанавливает военно-врачебная комиссия, к компетенции которой приведенными нормативными положениями отнесено решение этого вопроса.
Выводов о наличии у ФИО2 заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей, в формулировке "военная травма" военно-врачебной комиссией не сделано.
При обжаловании гражданином заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе суд проверяет его законность, не устанавливая самостоятельно причинную связь полученного гражданином увечья с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Подавая иск в суд, ФИО2 не заявлял требований о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением комиссии УМВД России по Владимирской области по вопросам выплат единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащего сотруднику ОВД РФ или его близким родственникам от ДД.ММ.ГГГГ ### отказано в выплате единовременного пособия по указанным выше основаниям.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика суммы единовременного пособия суд не находит, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░2 ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░