Дело № 2-3328/16 23 марта 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Е.В.,
при секретаре Ефимовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой Е.В. к Мушкатиной С.В. о признании права собственности на квартиру по договору дарения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Королева Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику Мушкатиной С.В. о признании права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, по договору дарения.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО2 по договору подарила ей указанную квартиру, однако в связи со смертью матери не успели зарегистрировать переход права собственности по договору дарения.
Истец Королева Е.В. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования в полном объеме.
Ответчик Мушкатина С.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрении дела извещалась надлежащим образом в соответствии со ст.113 ГПК РФ и ст.165.1 ГК РФ (л.д.23), о причинах неявки в суд не сообщила, возражений по иску и доказательств не представила.
Третьи лица Управление Росреестра по СПб, нотариус Лебедева Н.Н., нотариус Абрамова Л.Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ и ст.165.1 ГК РФ (л.д.57-59), о причинах неявки в суд не сообщили, возражений по иску не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, считает, что заявленный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с п. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В силу п. 2 ст. 581 ГК РФ обязанности дарителя, обещавшего дарение, переходят к его наследникам (правопреемникам), если иное не предусмотрено договором дарения.
В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу п. 2 ст. 433 ГК РФ если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224).
Исходя из вышеуказанных норм, договор дарения считается заключенным, если между сторонами, в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора дарения, дар принят одаряемым и права и обязанности по договору становятся обязательными для сторон с момента его заключения в соответствии с положениями статьи 425 ГК РФ.
Правовые последствия сделки возникают также с момента ее заключения.
Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежала <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.28).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Королевой Е.В. заключен договор дарения, согласно которому ФИО2 подарила указанную выше квартиру своей дочери Королевой Е.В. Договор заключен в письменной форме, удостоверен нотариусом Лебедевой Н.Н. (л.д.8). При этом, как пояснила истица, она фактически приняла квартиру в пользование, ежемесячно осуществляет жилищно-коммунальные платежи.
Таким образом, как усматривается из материалов дела, письменная форма договора дарения соблюдена, соглашение по всем существенным условиям договора дарения достигнуто, дар принят одаряемым. Указанный договор дарения ответчиком не оспаривался.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
С учетом положений ст. 131 ГК РФ у дарителя с момента заключения договора дарения возникло обязательство по регистрации перехода права собственности на основании заключенного договора дарения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ даритель ФИО12. умерла (л.д.13). Наследниками по закону к имуществу умершей ФИО13. являются истец Королева Е.В. (дочь), ответчик Мушкатина С.В. (дочь) отказалась от наследования в пользу истца Королевой Е.В. (л.д.14). Иных наследников у умершей ФИО14 не имеется.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО15. составила завещание на все имущество, которое ко дню ее смерти будет ей принадлежать, в пользу Королевой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15).
Таким образом, единственным наследником умершей ФИО2 по закону и по завещанию является истец Королева Е.В.
В силу положений ст. 1110, 1112 ГК РФ обязательства по заключенным договорам дарения переходят к его наследникам в порядке универсального правопреемства.
Из приведенных положений действующего законодательства усматривается, что обязанности дарителя по договору дарения переходят к его правопреемникам, при этом обязанности по договору дарения возникают не с момента государственной регистрации договора дарения недвижимого имущества, а с момента заключения договора.
Учитывая, что даритель до своей смерти распорядилась имуществом, принадлежащим ей на праве собственности путем заключения договора дарения, данный договор никем не оспаривался, не зарегистрирован ввиду смерти дарителя, единственным наследником дарителя является одаряемая, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Королевой Е.В. к Мушкатиной С.В. о признании права собственности на квартиру по договору дарения – удовлетворить.
Признать за Королевой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> (паспорт: № выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и Королевой Е.В..
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: