Решение по делу № 2а-164/2021 от 22.08.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иркутск                                           18 февраля 2021 года

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре Силивановой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х.Р.В. к Управлению ФНС России по Иркутской области о признании незаконным решения об оставлении жалобы без удовлетворения, признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию, обязании списать задолженность,

УСТАНОВИЛ:

Х.Р.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Управлению ФНС России по Иркутской области о признании незаконным решения об оставлении жалобы без удовлетворения, признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию, обязании списать задолженность.

В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что на основании решения от 29.12.2016 Инспекцией федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска проведена выездная налоговая проверка в отношении ИП Х.Р.В. по вопросу правильности исчисления и уплаты НДС за период с 1-4 квартал 2013 года. Материалами налоговой проверки установлено, что административным истцом в 2013 году приобретено имущество, составляющее муниципальную казну г. Иркутска посредством участия в аукционе как физическое лицо, а не как индивидуальный предприниматель.

Решением ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 24.03.2017 установлено, что Х.Р.В. совершил виновное противоправное деяние, за которое предусмотрена налоговая ответственность по п. 1 ст. 119 НК РФ, к которой административный истец не может быть привлечен в связи с истечением сроков давности. Согласно данному решению, Х.Р.В. доначислен налог на добавленную стоимость при приобретении муниципального имущества за 2 квартал 2013 года в размере 531 000 рублей, пени в размере 209 174 рублей.

В январе 2020 года административный истец обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении акта сверки по состоянию на дату подачу заявления, согласно которому по состоянию на 22.01.2020 за Х.Р.В. числится задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары в размере 882 207,70 рублей, из них 531 000 рублей – задолженность по налогу; 351 207,70 рублей – задолженность по пени, образованная за период 2 квартала 2013 года.

Административный истец, полагая, что в нарушение действующего законодательства, данная задолженность не признана безнадежной и не списана, обратился в ИФНС по Октябрьскому округу г. Иркутска с соответствующим заявлением от 12.02.2020. Ответом ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 06.03.2020 В, заявителю указано на невозможность признания данной задолженности безнадежной ко взысканию.

По результатам обжалования решения от 06.03.2020, Управлением ФНС по Иркутской области принято решение @ от 21.04.2020, которым жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.

Административный истец считает вынесенное Управлением ФНС по Иркутской области решение @ от 21.04.2020 незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку в нарушение Поручения Президента Российской Федерации и Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», задолженность административного истца, образовавшаяся за 2 квартал 2013 года, то есть до 01.01.2015 не признана налоговым органом безнадежной к взысканию.

Административный истец указал, что сведения о ходе осуществления сделки, по которой за 2 квартал 2013 года у Х.Р.В. образовалась задолженность, носили открытый и добросовестны характер. Кроме того, ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска ошибочно вместо отнесения задолженности заявителя по налогу на добавленную стоимость к безнадежной, рассмотрела вопрос об изменении законодательства, ввиду чего ответ Инспекции должен быть признан недействительным, однако УФНС по Иркутской области в своем решении указанные обстоятельства не отразил и прокомментировал, что указывает на применение налоговыми органами поверхностного подхода в оценке доказательств и необъективном рассмотрении жалобы.

Административный истец просит суд признать незаконным решение Управления ФНС по Иркутской области @ от 21.04.2020, признать задолженность Х.Р.В. по налогу на добавленную стоимость безнадежной к взысканию и обязать Инспекцию ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска списать указанную задолженность.

Административный истец Х.Р.В., его представитель Г.М.А., в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Представитель административного ответчика Управления ФНС России по Иркутской области Б.Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска М.М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, исследовав имеющиеся в нем доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Из ч. 1 ст. 4 КАС РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенной нормы права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными, в соответствии с требованиями данной нормы необходимо установление двух условий - несоответствие оспариваемых решений и действий закону и нарушение прав административного истца.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что решением УФНС России по Иркутской области @ от 21.04.2020 административному истцу отказано в удовлетворении жалобы на ответ Инспекции ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, которым отказано в удовлетворении заявления о признании задолженности в размере 882 207,70 рублей безнадежной к взысканию и ее списании.

На основании решения Инспекции ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 24.03.2017 отказано в привлечении Х.Р.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119, ст. 123 НК РФ и административному истцу доначислен налог на добавленную стоимость, по которому образовалась вышеуказанная задолженность.

Основанием для доначисления сумм НДС послужил вывод инспекции о неисполнении ИП Х.Р.В. обязанности налогового агента по уплате НДС при приобретении муниципального имущества за 2 квартал 2013 года по договору купли-продажи от 24.05.2013 , заключенного между Х.Р.В. и КУМИ Администрации г. Иркутска.

При этом, законность и обоснованность решения о доначислении указанного налога проверена Кировским районным судом г. Иркутска в рамках рассмотрения административного дела 2а-4135/2017.

Так, вступившим в законную силу решением суда от 28.11.2017 в удовлетворении административных исковых требований Х.Р.В. к ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконным Решения налогового органа № от 24.03.2017 в части: предложения уплаты недоимки - НДС в размере 531 000 рублей, начисления пени по состоянию на 24.03.2017, предложения внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, признании действий налогового органа незаконными при вынесении решения № от 24.03.2017 в части: предложения уплаты недоимки - НДС в размере 531 000 рублей; начисления пени по состоянию на 24.03.2017; предложения внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета незаконными и вынесения решения по существу, отказано.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Для целей ст. 12 данного Федерального закона под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся по состоянию на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015-2017 годов.

Исходя из буквального толкования положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в их совокупности и взаимосвязи, безнадежными к взысканию признаются не погашенные в течение 2015-2017 годов пени, начисленные по состоянию на 01.01.2015.

Недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона № 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017. Кроме того, распространение ст. 12 Закона № 436-ФЗ на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015-2017 годах, означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

С учетом того обстоятельства, что факт налогового правонарушения и доначисления налога на добавленную стоимость установлен на основании решения Инспекции ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 24.03.2017 , вынесенного в рамках проведения выездной налоговой проверки, УФНС России по Иркутской области отказывая Х.Р.В. в удовлетворении жалобы, обоснованно исходило из вышеуказанных положений закона, поскольку в установленном законом порядке административный истец данный налог не задекларировал, в том числе, в срок до 01.01.2015. Таким образом, законных оснований для удовлетворения административного искового требования о признании незаконным решения УФНС России по Иркутской области, суд не усматривает.

Кроме того, рассматривая требования о признании вышеуказанной задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 09.06.2020, вынесенным по административному делу , удовлетворены административные исковые требования Инспекции ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска к Х.Р.В. о взыскании задолженность по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2013 года в размере 531 000 рублей, по пене по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2013 года в размере 225 564,20 рублей.

Таким образом, суд признал данные требования обоснованными, обстоятельств, влекущих признание данной задолженности безнадежной к взысканию, в ходе судебного разбирательства по вышеуказанному административному делу судом не установлено.

При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения административных исковых требований Х.Р.В. о признании задолженности по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2013 года безнадежной к взысканию, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска списать задолженность по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2013 года, также не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Х.Р.В. к Управлению ФНС России по Иркутской области о признании незаконным решения Управления ФНС по Иркутской области @ от 21.04.2020 об оставлении жалобы без удовлетворения, признании задолженности по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2013 года безнадежной к взысканию, обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска списать задолженность по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2013 года, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 20.02.2021, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.

Судья                                                                                                    И.А. Горбатько

2а-164/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Халипов Роман Валентинович
Ответчики
Управление ФНС России по Иркутской области
Другие
ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска
Георгиевская Мария Андреевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Горбатько Игорь Алексеевич
Дело на странице суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
22.08.2020Регистрация административного искового заявления
24.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.10.2020Предварительное судебное заседание
22.10.2020Предварительное судебное заседание
10.11.2020Предварительное судебное заседание
02.02.2021Производство по делу возобновлено
02.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее