Дело № 2-а-155/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2017 года пгт. Раздольное
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Абеляшева А.В.,
секретарь судебного заседания ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2ёмовича к Прокуратуре Республики Крым, Прокуратуре ФИО3 <адрес> Республики Крым, прокурору ФИО3 <адрес> Республики Крым Шмелёву ФИО5, заинтересованное лицо ФИО3 <адрес> Республики Крым ФИО4 о признании действий (бездействий) прокурора ФИО3 <адрес> Шмелёва ФИО5 незаконными, обязательстве совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам Прокуратуре Республики Крым, Прокуратуре ФИО3 <адрес> Республики Крым, прокурору ФИО3 <адрес> Республики Крым Шмелёву ФИО5, заинтересованное лицо ФИО3 <адрес> Республики Крым ФИО4 о признании действий (бездействий) прокурора ФИО3 <адрес> Шмелёва ФИО5 незаконными, обязательстве совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Прокуратуру ФИО3 <адрес> Республики Крым с заявлением о совершении в отношении него ФИО3 <адрес> Республики Крым ФИО4 административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.39, 5.59 КоАП РФ. Прокурором ФИО3 <адрес> Шмелёвым Д.Н. в адрес административного истца направлено уведомление №ж-16 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он сообщил, что в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО4 отказано в виду отсутствия состава административного правонарушения. Но при этом, в нарушение, как считает административный истец, положений КоАП РФ само процессуальное решение в виде определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не предоставил. По мнению административного истца, ссылаясь на законодательство РФ, данное процессуальное решение должно быть ему предоставлено в течении суток с момента принятия. В связи с чем он не имеет возможности реализовать свое право на обжалование в десятидневный срок принятое прокурором Шмелёвым Д.Н. решение. Таким образом, административный истец считает, что прокурор Шмелёв Д.Н. нарушил его право на своевременное получение процессуального решения по заявлению об административном правонарушении, чем создал ему препятствие в свободном доступе к реализации права на обжалование решения. В связи с чем, административный истец ФИО2 просит признать действия (бездействие) прокурора ФИО3 <адрес> Республики Крым Шмелёва Д.Н. незаконныи. А также просит обязать прокурора ФИО3 <адрес> Республики Крым Шмелёва Д.Н. принять меры по направлению процессуального решения, принятого по результатам рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административный истец ФИО2 явился. Требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Прокуратуры Республики Крым, в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке. В суд предоставил письменное возражение, в котором заявленные требования не признает, просит в удовлетворении административного иска отказать.
Административный ответчик – прокурор ФИО3 <адрес> Шмелёв Д.Н., представляющий в том числе и интересы прокуратуры ФИО3 <адрес> Республики Крым, в судебном заседании заявленные требования ФИО2 не признал в полном объеме. Также пояснил, что в прокуратуру ФИО3 <адрес> поступило заявление ФИО2, датированное ДД.ММ.ГГГГ, о том, что ФИО3 <адрес> ФИО4 нарушил его права и совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. ст. 5.39, 5.59 КоАП РФ. В связи с тем, что в заявлении не содержалось достоверных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, указанное заявление прокуратурой1 района было рассмотрено в порядке и сроки, установленные требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ФИО3 <адрес> принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО4 о результатах проведенной проверки ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, который он получил. В ходе проверки обращения ФИО2 прокуратурой района административное расследование не проводилось, в связи с чем, процессуальными правами в рамках КоАП РФ ФИО2 не наделялся. В данном случае не имеет место нарушение права заявителя, которое необходимо защищать и восстанавливать в судебном порядке, поскольку обращение ФИО2 рассмотрено в сроки, установленные федеральным законодательством, с ответом на обращение ФИО2 ознакомлен. В связи с чем, просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Прокуратуры Республики Крым в судебное заседание не явился. В суд предоставил письменные возражения, согласно которым нарушений прав административного истца не установлено, просит в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Прокуратуры Республики Крым.
Заинтересованное лицо ФИО3 <адрес> Республики Крым ФИО4 в судебное заседание не явился. В суд предоставил письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав мнение административного истца и административного ответчика, изучив материалы административного дела, материалы надзорного производства, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и ФИО3 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд соблюден.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ определен порядок рассмотрения государственными органами и их должностными лицами обращений граждан.
Согласно ч. 2 ст. 5 указанного закона гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
В частях 3-4 статьи 5 указанного закона указано, что гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, а так же обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательность принятия обращения к рассмотрению установлена статьей 9 вышеуказанного закона, согласно которой обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ определено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на ее территории законов.
Положениями ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 26 указанного выше Федерального закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 указанного Федерального закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, издан Приказ Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 45 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", которым утверждена и введена в действие Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Инструкции, положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования. Установленный настоящей Инструкцией порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами или федеральными законами, предусматривающими специальный порядок рассмотрения.
Согласно п. 2.3 Инструкции поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.
Согласно п. 3.1 данной инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
В соответствии с п. 4.2 Инструкции поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.
Согласно п. 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
В п. 6.1 Инструкции указано, что обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.
В соответствии с п. 6.3 Инструкции при направлении заявителям ответов на обращения возвращаются в обязательном порядке приложенные к ним документы.
Не подлежат возврату документы и материалы, направленные заявителем в органы прокуратуры в электронном виде.
В п. 6.5 Инструкции указано, что при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в прокуратуру ФИО3 <адрес> Республики Крым по факту нарушения ФИО3 <адрес> ФИО4 его прав и совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.39, 5.59 КоАП РФ.
Заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано прокуратурой ФИО3 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за вх. №ж2016.
В рамках проведения проверки по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос №ж-2016 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 <адрес> ФИО4 о предоставлении информации по вопросу рассмотрения обращения ФИО2 о принятии мер по привлечению к административной ответственности ФИО3 сельского поселения ФИО8
Согласно копии сопроводительного письма № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 <адрес> ФИО4 в адрес Прокуратуры ФИО3 <адрес> были направлены копии материалов по рассмотрению заявления ФИО2 по факту привлечения к административной ответственности ФИО3 сельского поселения ФИО8
Согласно копии акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой ФИО3 <адрес> оснований для принятия мер прокурорского реагирования по заявлению ФИО2 не имеется.
Согласно копии определения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Прокурором ФИО3 <адрес> старшим советником юстиции Шмелёвым Д.Н., в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. ст. 5.39, 5.59 КоАП РФ в отношении ФИО3 <адрес> Республики Крым ФИО4 отказано, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Согласно ответа, направленного в адрес заявителя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №ж-2016, заявителю сообщено о рассмотрении его обращения от ДД.ММ.ГГГГ. Изложены результаты проведенной проверки, сообщено о принятом решении, разъяснен порядок обжалования принятого решения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что по результатам рассмотрения обращения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ прокурором ФИО3 <адрес> Республики Крым Шмелёвым Д.Н. проведена проверка, по результатам которой прокурором принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, что соответствует положениям действующего законодательства, ответ заявителю направлен в установленные законом сроки. В связи с чем, нарушений прав и законных интересов заявителя ФИО2, а также препятствий к их осуществлению не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░3 <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░3 <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░5, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░3 <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░3 <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░5 ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: